Государственная "Роснефть" обвинила Министерство природных ресурсов РФ в лоббизме интересов частных нефтяных компаний с помощью предложений о либерализации допуска к разработке шельфа Арктики.
Об этом компания заявила в среду, подчеркнув, что существующая схема работы на шельфе защищает государственные интересы.
"Действующая система позволяет защищать интересы государства при разработке арктического шельфа и определяет четкие правила допуска частных партнеров, как российских, так и иностранных", — говорится в заявлении "Роснефти". Действующая схема предусматривает обязательное партнерство с государственными компаниями.
"Роснефть" добавила, что идея допустить частные компании к разработке шельфа "прямо заточена под ЛУКОЙЛ" — крупнейшую частную нефтяную компанию РФ.
Государственные компании на сегодняшний день получили не более 40% из нераспределенного фонда лицензий на освоение шельфа, сообщили ТАСС в "Роснефти".
Как заявили в компании, утверждение министра природных ресурсов Сергея Донского о том, что 80% лицензий на шельфовые месторождения уже переданы госкомпаниям, некорректно. "По оценке Роснедр, перспективная площадь шельфа составляет 4,4 млн кв км, а распределенный фонд на сегодня занимает площадь 1,8 млн кв км, соответственно, доля перспективного нераспределенного фонда составляет 60%, то есть большая часть", — говорят в "Роснефти".
Минприроды РФ предлагает использовать норвежский опыт по созданию консорциумов для работы на российском шельфе, заявлял журналистам министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
По его словам, в подготовленном документе по доступу частных компаний на шельф предложено использовать опыт Норвегии по созданию консорциумов для разработки шельфовых месторождений.
Роль государства в консорциуме, по словам министра, может сводиться к отбору, так называемой предквалификации, участников консорциума, в состав которого могут не входить государственные структуры и госкомпании.
В "Роснефти" полагают, что "консорциумы создавать никто не мешал и ранее. Но участие государства в предложенной Минприроды схеме — это фикция", а решение фактически передается конкретному лицу или компании, отмечает госкомпания.
Министр рассказал, что в числе критериев по отбору компаний для работы на шельфе фигурируют опыт работы на шельфе без привязки того, где этот опыт был получен — на российском или на зарубежном шельфе. По словам Донского, предложенный опыт работы — ниже пятилетнего срока.
В "Роснефти" уверены, что "идея прямо заточена под ЛУКОЙЛ". А "действующая система позволяет защищать интересы государства при разработке арктического шельфа и определяет четкие правила допуска частных партнеров, как российских, так и иностранных. Причем ни одна из российских частных компаний не проявила интереса к работе на шельфе по этим правилам", — напоминают в госкомпании.
Крупнейшие иностранные компании до введения санкций стремились к сотрудничеству на российском шельфе и его осуществляли, напоминают в "Роснефти". "Более того, интерес к участию в проектах на данных условиях есть у иностранных компаний и сейчас, несмотря на существующие навязанные ограничения. Это говорит о том, что данная система эффективна и представляет очевидный коммерческий интерес для стратегических игроков в отрасли", — утверждают в госкомпании.
"Санкции направлены на разрушение такого партнерства, а изменение правил — по сути это поддержка санкций, поскольку дополнительно стимулируют эти компаний к разрушению сотрудничества, по правилам, ограждающим национальные интересы России", — говорят в "Роснефти".
По утверждению госкомпании — новые законодательные инициативы Минприроды по шельфу — "лоббирование корпоративных интересов" "Росгеологии" или ЛУКОЙЛа.
В "Роснефти" также высказывают сомнение относительно утверждения главы Минприроды о том, что пакет документов по шельфу, переданный на рассмотрение в правительство, согласован со всеми заинтересованными ведомствами.