30 июня Арбитражный суд Москвы отказал "Роснефти" и "РН-Холдингу", которые требовали обязать Минэнерго представить документы, нужные для получения таможенной льготы за 2012-начало 2013 года. Нефть, которую добывала тогда "дочка" "Роснефти" "ВЧНГ", могла облагаться пошлиной по низкой ставке, однако экспортер применял обычную. 1 апреля 2013 года нефть "ВЧНГ" была исключена из "льготного" списка.
В начале 2015 года года "Роснефть" решила вернуть переплаченную сумму, которая, по оценкам Минэнерго, составила около 60 млрд руб. Тогда еще не истек трехлетний срок обращения в таможенные органы. Но к заявлению нужно было приложить документы, заверенные Минэнерго и Роснедрами. Получить их "Роснефть" не смогла: ведомства сочли, что она обратилась слишком поздно. Этот отказ заявитель отправился обжаловать в суд (А40-44190/2015). На предыдущем слушании юристы компании говорили о том, что срок обращения в министерство, установленный административным регламентом (до начала каждого квартала), не влечет негативных последствий, а имеет лишь "дисциплинирующий" характер. Представители Министерства возражали, что причиной отказа послужил не пропуск этого срока, а то обстоятельство, что в момент обращения заявитель был уже исключен из списка, дающего право на льготу, а значит, вообще не имел права запрашивать документы.
В сегодняшнем заседании юрист "Роснефти" настаивал: если компания не применяла пониженную ставку, это еще не значит, что она от нее отказалась. Законодатель, исключив "ВЧНГ" из соответствующего списка, не лишил "Роснефть" права получить льготу за прошлый период, говорил он. Иное бы означало, что норма имеет обратную силу и ухудшает права заявителя. Но, как видно по решению судьи Светланы Кузнецовой, она к этим доводам не прислушалась.
Ранее АСГМ уже отказал "ВЧНГ", которая обжаловала отказ Минэнерго и Роснедр предоставлять другие документы, тоже нужные для получения таможенной льготы (А40-44190/2015). "Роснефть" и "РН-Холдинг" в этом процессе выступили третьими лицами. Как следует из решения суда, заявитель потерял право применить льготу 1 апреля 2013, когда его исключили из списка. При этом не имеет значения, когда была добыта нефть — до или после этой даты, пришел к выводу судья Игорь Корогодов.