тмена санкций против Ирана откроет огромные возможности для международных нефтедобывающих компаний, но темпы увеличения добычи в стране будут зависеть от скорости принятия новой договорной базы и обработки заявок на проекты иранским министерством нефти, говорят аналитики.
Ожидается, что Иран выставит на тендер около 50 нефтегазовых объектов, и 21 из них имеет приоритетный статус. Это станет возможным только после того, как министерство нефти завершит разработку новых контрактных условий, а затем ведомству предстоит сложный выбор среди большого числа кандидатов, так как ажиотаж вокруг тендера обещает быть высоким.
"В министерстве не хватит людей для ведения переговоров по 15 контрактам одновременно, и в этом заключаются определенные затруднения", — отметил со-основатель Европейской исследовательской группы по Ирану (EIRG) Али Гезельбаш.
Есть информация, что Тегеран рассматривает возможность введения гибридной контрактной системы, при которой выплаты компаний в пользу государства будут зависеть как от объемов добычи, так и от соотношения выручки и затрат. При этом операторам некоторых месторождений с высокими рисками компаниям может быть позволено частично внести запасы углеводородов в состав своих активов.
"Иран не называет это соглашением о разделе продукции, так как это не предусмотрено конституцией страны, — сказал Гезельбащ. — Но различные проекты несут различные риски, что предполагает диверсифицированную систему вознаграждений".
По данным BP, запасы природного газа Ирана оцениваются в 34 трлн кубометров, или 18,2% общемировых запасов этого топлива. Согласно прогнозу Fitch, ввиду сложности строительства газовых объектов, Иран не сможет начать экспортировать значительные объемы газа в ближайшие 5 лет.
Между тем бывший глава итальянского энергетического концерна Eni SpA Паоло Скарони заявил, что Иран может удвоить добычу нефти к 2020 году, до 6 млн баррелей в сутки, уровня середины 1970-х годов.
В июне добыча нефти в Иране составляла 2,85 млн баррелей в сутки по сравнению с 3,63 млн б/с в 2011 году, за год до введения санкций против страны. В 1974 году, за пять лет до исламской революции, объем производства нефти в стране достигал пикового значения в 6 млн б/с.
Иран привлечет огромное внимание со стороны крупнейших нефтедобывающих компаний мира, несмотря на риски повторного ввода санкций, отметил Скарони. Приток на рынок иранской нефти не даст ценам на топливо восстановиться до конца десятилетия, добавил он.
"Иран входит в тройку или четверку стран, представляющих собой лакомый кусок в плане добычи нефти, — приводит слова Скарони агентство Bloomberg. — В условиях низких цен на нефть важно добывать ее дешево, и Иран определенно может предложить это инвесторам".