ОАО "АК "Транснефть" 20 августа 2015 года ввело в промышленную эксплуатацию технологический тоннель между производственными объектами "Шесхарис" и "Грушовая" в Краснодарском крае (г. Новороссийск).
В торжественной церемонии запуска принял участие президент РФ Владимир Владимирович Путин.
Президент России поздравил работников ОАО "АК "Транснефть" с успешным завершением проекта. По его словам, проект не просто соединил производственные площадки, он связал воедино весь технологический процесс, что позволяет существенно оптимизировать прием, хранение, отгрузку углеводородов и их дальнейшую транспортировку через порт Новороссийск. Проект является важным вкладом в развитие и обновление всей страны, в реализацию богатого потенциала юга РФ, подчеркнул В.В. Путин. "Наши партнеры могут быть уверены в том, что все наши намеченные планы развития будут реализованы", - отметил В.В. Путин.
Тоннель представляет собой железобетонную конструкцию внутренним диаметром 3,3 м с технологическими трубопроводами длиной 3224 м, предназначенными для транспортировки нефти и нефтепродуктов через Маркотхский хребет от нефтепарка "Грушовая" до перевалочного комплекса "Шесхарис", находящегося непосредственно на берегу Черного моря.
Ранее для транспортировки использовался технологический тоннель диаметром 5 м, который был построен в 1967 году и технический ресурс которого в настоящее время практически уже отработан. В связи с ужесточением требований к эксплуатации действующего оборудования и необходимости исключения возможных перебоев в перевалке нефти и нефтепродуктов в порт Новороссийск было принято решение о строительстве нового тоннеля параллельно с существующим.
Строительные работы начались в ноябре 2010 года. Горные работы по сооружению тоннеля между пл. "Шесхарис" и пл. "Грушовая" продолжались 17 месяцев, средняя скорость проходки составила 8 м за смену. При строительстве нового тоннеля был применен высокотехнологичный, полностью автоматизированный тоннелепроходческий комплекс. В ходе работ суммарно комплекс преодолел 3 км 225 м скалистых горных пород. Всего при проходке тоннеля было разработано 38,5 тыс. куб. м скального грунта. В круглосуточном режиме работы осуществляли более 160 человек и 50 самосвалов. За весь период проходки в тоннеле смонтировано 2353 бетонных кольца (по 6 элементов тюбингов в каждом), общий объем использованного железобетона составил 7059 куб. м.
В рамках строительных работ применялись инновационные методы монтажа многоуровневого расположения трубопроводов в тоннеле. При помощи специально разработанной домкратной станции на Южном портале и доталкивателя на Северном портале в тоннель поярусно было уложено 9 ниток трубопровода большого диаметра (от 325 мм до 1,2 м), 7 из которых — в защитных футлярах. В пространство за сборную железобетонную обделку нагнеталась специальная забутовочная смесь с добавлением бентонита и пластификатора для исключения обводнения тоннеля и предания конструкции тоннеля полной герметичности. Полость внутри тоннеля между футлярами была заполнена бетоном, а в верхнем третьем ярусе труб — забутовочной смесью, что представляет собой так называемый кассетный способ прокладки.
Ранее использовавшийся тоннель после диагностики и реконструкции станет резервным.