03.09.2014
Прокуратура Швейцарии может предъявить обвинение топ-менеджерам российской компании.
"РБК daily"
До конца этого года Генеральная прокуратура Швейцарии выдвинет официальное обвинение в коррупции против четырех человек, один из которых может оказаться действующим топ-менеджером "Газпрома", а еще один — уже бывшим, пишет газета Tages-Anzeiger. Имена подозреваемых не называются. Российская сторона уверяет, что не получала из Швейцарии документов, подтверждающих такие намерения.
Один из участников коррупционного скандала занимает в "Газпроме" высокий пост, говорится в статье цюрихского издания. Второй покинул компанию в 2008 году, а до того входил в состав правления "Газпрома" и отвечал за транспортировку и хранение газа. Этих людей правоохранители подозревают в получении взяток в процессе строительства газопровода Ямал — Европа. В общей сложности они получили 2–3% от стоимости контракта на поставку компрессорных станций для проекта, сообщило издание со ссылкой на свои источники в прокуратуре. Только по одному из расследуемых случаев речь идет об откате размером около $4 млн.
На вопрос РБК, действительно ли готовится предъявление обвинений по делу о коррупции менеджерам "Газпрома", представитель швейцарской прокуратуры ответил, что расследование ведется в отношении четырех человек. Являются ли они сотрудниками "Газпрома", он не сказал. Расследование касается уголовных преступлений, в том числе подделки документов, отмывания денег и подкупа зарубежных госслужащих. "В настоящее время ведутся последние подготовительные работы перед предъявлением обвинения", — пояснил он.
В ноябре 2013 года прокуратура Швейцарии обвинила шведскую компанию Siemens Industrial Turbomachinery (SIT) в даче взяток топ-менеджерам "российской госкомпании", чтобы те гарантировали ей заключение контрактов на поставку газовых турбин для газопровода Ямал — Европа. По данным следствия, SIT незаконно платила сотрудникам "российской госкомпании" с 2004 по 2006 год, средства перечислялись на счета в швейцарских банках (это стало основанием для уголовного расследования в Швейцарии). После предъявления обвинений SIT признала свою вину и обязалась пожертвовать $135 тыс. в пользу Международного комитета Красного Креста и еще $10,6 млн выплатить в качестве штрафа.
Название "российской госкомпании", которая упоминалась в документах швейцарской прокуратуры, ведомство не обнародовало. Но с российской стороны собственником и оператором газопровода является "Газпром", а заказчиком проекта — его дочерняя компания "Ямалгазинвест". Представитель "Газпрома" сказал РБК, что никаких запросов и информации по этому поводу от швейцарской стороны компания не получала.
Под описание швейцарской прокуратуры подходит бывший член правления "Газпрома", экс-глава департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Богдан Будзуляк, писала газета "Ведомости". Он участвовал в реализации проекта "Ямал — Европа", также отвечал за сотрудничество с Siemens. О нем же упоминал источник "Ведомостей", близкий к руководству компании. Он также отмечал, что именно Будзуляк принимал решения о соответствии той или иной турбины требованиям "Газпрома". В 2008 году Будзуляк покинул "Газпром", на звонки корреспондента РБК он вчера не отвечал.
По другим данным, Богдан Будзуляк не мог быть причастен к махинациям при строительстве газопровода Ямал — Европа, писало издание. "Богдан вряд ли в этом участвовал. Я его прекрасно знаю как честного, порядочного человека", — заявлял "Ведомостям" бывший зампред правления "Газпрома" Петр Родионов. РБК вчера связаться с Родионовым не удалось. В период, когда SIT платила откаты, закупки централизованно шли через еще одну "дочку" "Газпрома" — "Газкомплектимпэкс", без руководства которой Будзуляк не мог принимать принципиальные решения. В 2003 году "Газкомплектимпэкс" возглавил Валерий Голубев, сейчас зампред правления "Газпрома". По словам экс-предпринимателя, работавшего с "Газпромом", под руководством Голубева в начале 2000-х были сконцентрированы все существенные закупки в "Газкомплектимпэксе", даже те, которые раньше курировали региональные "генералы". РБК связаться с Голубевым вчера не удалось.
Ася Сотникова, Евгений Калюков, Алена Сухаревская
"Башнефть" вернула контроль над "Башнефть-полюсом" — совместным предприятием с ЛУКОЙЛом, которому передала лицензию на крупные месторождения им. Требса и Титова.
"РБК daily"
"Башнефть" вернула контроль над "Башнефть-полюсом" — совместным предприятием с ЛУКОЙЛом, которому передала лицензию на крупные месторождения им. Требса и Титова. Это снижает шансы миноритария "Башнефти", оспаривающего сделку, считает юрист.
Как говорится в отчете "Башнефти" за второй квартал 2014 года, 23 мая компания внесла изменения в акционерное соглашение с ЛУКОЙЛом и тем самым вернула себе контроль над операционной и финансовой деятельностью "Башнефть-полюса". В тот же день башкирская компания передала СП лицензию на месторождения им. Требса и Титова (запасы оцениваются в 140 млн т).
Представители "Башнефти" и ЛУКОЙЛа отказались комментировать изменения в акционерном соглашении.
"Башнефть" получила лицензию на месторождения им. Требса и Титова в начале 2011 года без конкурса (он был признан несостоявшимся из-за наличия только одного претендента), заплатив около 18,5 млрд руб., а для освоения этих месторождений решила привлечь ЛУКОЙЛ, который уже обладал всей необходимой инфраструктурой в районе месторождений. Для этого было создано СП "Башнефть-полюс", в котором ЛУКОЙЛ выкупил 25,1% за $153 млн. Несмотря на то что "Башнефти" принадлежит 74,9% "Башнефть-полюса", до последнего времени компания не консолидировала ее в своей отчетности, а учитывала по методу долевого участия. А ЛУКОЙЛ, хотя формально и был миноритарием в этом СП, благодаря акционерному соглашению был равным партнером "Башнефти". В частности, компания, возглавляемая Вагитом Алекперовым, получила существенные полномочия в СП при принятии основных операционных и финансовых решений, а также при назначении ключевого управляющего персонала. Как признавала "Башнефть" в отчете за 2013 год, "руководство группы полагает, что контроль над "Башнефть-полюсом" был утрачен".
Утрата контроля над СП, получившим лицензию на Требса и Титова, была одним из аргументов миноритария "Башнефти" Раили Иноземцевой, которая в июле оспорила эту сделку, утверждая, что она нарушает интересы акционеров нефтяной компании. По ее оценкам, общий размер убытков от передачи лицензии может составить около $10 млрд. Предварительное рассмотрение по этому иску в Арбитражном суде Москвы назначено на 18 сентября. Адвокат Иноземцевой Сергей Григорьев сказал РБК, что при подготовке иска у него не было информации о заключении нового соглашения между участниками СП. Он не стал комментировать, будет ли Иноземцева вносить изменения в свой иск.
Само по себе переоформление лицензии на Требса и Титова на "Башнефть-полюс" не является нарушением интересов акционеров "Башнефти", а возвращение контроля над СП к этой нефтяной компании снижает шансы миноритария на победу, считает руководитель юридического отдела AVG Capital Partners Эльдар Назмутдинов: "Башнефть" сохранила контроль над лицензией. По мнению Назмутдинова, партнеры могли изменить условия соглашения СП перед передачей ему лицензии, помня опыт предыдущего судебного процесса с миноритариями.
Весной 2012 года другой миноритарий "Башнефти" Светлана Проскурякова оспорила передачу лицензии СП, утверждая, что она привела к сокращению запасов и уменьшению инвестпривлекательности "Башнефти". После этого Роснедра отозвали приказ о переоформлении лицензии на СП, и у партнеров ушло около двух лет, чтобы добиться возврата лицензии в "Башнефть-полюс".
Несмотря на задержку с передачей лицензии, на середину 2013 года "Башнефть" и ЛУКОЙЛ вложили в проект больше 20 млрд руб. и уже приступили к добыче первой нефти.
В конце июля президенты "Башнефти" и ЛУКОЙЛа Александр Корсик и Вагит Алекперов пожаловались на иски миноритариев генпрокурору Юрию Чайки, назвав их "методами корпоративного шантажа и рейдерства", а Ассоциация по защите прав инвесторов — президенту Владимиру Путину. Реакции Путина пока не последовало, а Генпрокуратура пообещала проверить обращение топ-менеджеров.
Тимофей Дзядко
Крупнейшая нефтегазовая компания мира — "Роснефть" снижает добычу нефти, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК.
"Ведомости"
Добыча "Роснефти" упала до минимального уровня после покупки в марте 2013 г. ТНК-ВР, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК. В августе она снизилась на 1% к тому же периоду прошлого года и на 0,2% к июлю 2014 г. до 16,16 млн т, или 3,82 млн барр. в сутки. За первые восемь месяцев добыча "Роснефти" снизилась на 0,3% до 127,2 млн т. После покупки "Роснефтью" ТНК-ВР (была третьей по объемам добычи после "Роснефти" и "Лукойла") ее добыча нефти и жидких углеводородов в прошлом году увеличилась на 72%, газа — на 132,9%. В целом в 2013 г. производство нефти в России составило 523,2 млн т, на "Роснефть" пришлось 207 млн т.
В 2014 г. будет больше, обещал президент госкомпании Игорь Сечин: "Миллион мы точно добавим". Нынешний результат связан со снижением добычи на зрелых месторождениях и сокращением объемов бурения, говорит портфельный управляющий ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Российские нефтяники в январе — июле 2014 г. увеличили проходку в разведочном бурении на 2,1%, в эксплуатационном — снизили на 7,2%, но "Роснефть" снизила эти показатели на 3 и 15,7% соответственно (данные ЦДУ ТЭК). По оценке Вахрамеева, по итогам года добыча "Роснефти" останется на уровне 2013 г.
Представитель "Роснефти" говорит, что за шесть месяцев 2014 г. компания приостановила историческое снижение добычи в ряде ключевых регионов Западной Сибири. Крупнейший ее актив в этом регионе — "Юганскнефтегаз" во II квартале добыл 16,2 млн т сырья (-0,1% к I кварталу 2014 г.). В течение 2-4 лет "Роснефть" намерена обеспечить дополнительный прирост по "Юганскнефтегазу" в объеме 7 млн т в год, в итоге предприятие выйдет на уровень в 70 млн т, говорил в конце июля первый вице-президент компании Эрик Лирон. В дальнейшем "Роснефть" планирует сократить темп снижения добычи по этой категории активов до 2-3% в год к 2020 г., отмечает представитель госкомпании. Он напомнил, что стратегия компании по добыче нефти до 2030 г. включает в себя четыре этапа развития. Первый предусматривает "обеспечение добычи" на уже действующих месторождениях компании. В презентации "Роснефти" к отчету за II квартал говорилось о планах в ближайшие три года стабилизировать и частично увеличить добычу на зрелых месторождениях и нарастить на новых. Второй этап — запуск новых проектов в Восточной Сибири, в первую очередь — месторождений Ванкорской группы: Сузуна, Тагула, Лодочного, Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского. На этом же этапе планируется запуск газовых активов — "Роспана", месторождений Харампурской и Кынско-Часельской группы. На третьем этапе будет обеспечен существенный прирост добычи за счет масштабной разработки трудноизвлекаемых запасов. Четвертый этап предполагает разработку шельфовых месторождений.
Как в итоге изменится к 2030 г. объем добычи "Роснефти", представитель компании говорить не стал.
В презентации Сечина на годовом собрании акционеров говорилось, что в 2030 г. "Роснефть" увеличит добычу углеводородов на 40% до 370-380 млн т н. э. Четверть добычи придется на шельф.
Согласно данным ЦДУ ТЭК в целом за восемь месяцев добыча нефти в России выросла на 0,7% до 349,4 млн т. Нарастили производство "Лукойл", "Газпром нефть", "Башнефть", "Татнефть", малые компании и операторы СРП. Ранее Минэнерго прогнозировало рост добычи нефти в 2014 г. на 0,3%. Представитель министерства на запрос не ответил.
Россия может столкнуться с нулевым ростом добычи нефти уже в 2014 г., а затем с падением, говорил на прошлой неделе вице-президент "Лукойла" Леонид Федун. "Снижение добычи нефти в России, по нашим расчетам, ожидалось в 2016 г. Но мы смотрим на коллег и прогнозируем снижение добычи уже в 2015 г.", — передавал "Прайм" его слова. В планах "Лукойла" — обеспечить рост добычи по итогам 2014 г. на 5,7% до 96 млн т. "Башнефть" планирует добыть около 17,5 млн т (+8% к 2013 г.), говорит ее представитель. В ближайшие несколько лет компания планирует удерживать добычу на зрелых месторождениях на уровне около 15 млн т и наращивать добычу на новых активах в Ненецком автономном округе ("Башнефть-Полюс") и Тюменской области ("Бурнефтегаз"). Представитель "Газпром нефти" отметил лишь, что темпы роста добычи, достигнутые в первом полугодии, сохранились (+4,1% — рост добычи углеводородов).
В конце июля США и ЕС ввели санкции против нефтяного сектора, ограничив экспорт в Россию оборудования для глубоководного бурения, добычи в Арктике и добычи сланцевой нефти. На днях санкции против нефтяного сектора ввела Австралия. Сейчас санкции не оказывают влияния на добычу "Башнефти", говорит ее представитель. Другие компании оставили этот вопрос без комментариев. В августе агентство Fitch сообщало, что санкции могут осложнить поддержание уровня добычи на истощающихся зрелых месторождениях в Западной Сибири и привести к переносу на более поздний срок арктических проектов. "Санкции, из-за которых российским компаниям будет сложнее получить доступ к последним технологиям, могут негативно сказаться на их способности успешно разрабатывать трудноизвлекаемые запасы", — сообщало агентство. Все зависит от срока действия этих санкций, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Если они будут действовать более двух лет, то у нефтяников действительно возникнут сложности с освоением новых проектов.
Галина Старинская
Минфин подготовил новый антиофшорный законопроект. На уступки бизнесу он не пошел, если не считать нефтяников.
"Ведомости"
Минфин опубликовал новую версию поправок в Налоговый кодекс о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Закон обяжет собственников КИК — и юридических, и физических лиц — платить в России налоги с нераспределенной прибыли зарубежных структур.
Обязать бизнес платить налоги с прибыли офшорных холдингов президент Владимир Путин потребовал в конце прошлого года. С начала весны шло противостояние Минфина с бизнесом: в марте была опубликована первая версия законопроекта — очень жесткая для бизнеса. Члены РСПП пожаловались премьер-министру Дмитрию Медведеву, но Минфин стоял на своем, и тогда бизнес вместе с Минэкономразвития подготовил свою версию поправок. Решение, кого поддержать, должен был принять президент в июле. Но тогда на совещании времени на обсуждение закона не хватило и было решено вернуться к нему через месяц, говорил президент РСПП Александр Шохин, а до тех пор бизнес планировал договориться с Минфином.
В итоге Минфин пошел лишь на те уступки, на которые давно согласился, следует из законопроекта. В первоначальных версиях контролируемой считалась компания, которая принадлежала российским резидентам на 10%, теперь — на 50% во время переходного периода (первые два года действия закона). Если россияне владеют совместно более чем 50% компании, то налог с ее нераспределенной прибыли придется платить каждому российскому владельцу более 10% акций. После переходного периода этот порог будет снижен до 25%, и налог придется платить, даже если 25% акций принадлежит не одному лицу, а, например, группе связанных с ним людей и компаний или семье.
Даже если компания не является контролируемой, налогоплательщик обязан сообщать о любых иностранных активах, в которых ему принадлежит 10% капитала (в прежней версии — 1%). "Это проигрыш РСПП и Минэкономразвития — они настаивали на повышении порога до 25%", — вспоминает один из участников обсуждения проекта. Шохин отказался комментировать новую версию документа, поскольку еще не ознакомился с ним.
Не согласился Минфин расширить и список случаев, на который закон не распространяется. Налог не придется платить публичным компаниям, предприятиям, расположенным на территории Евразийского экономического союза, а также в юрисдикциях, включенных в белый список, составленный ФНС (страны, обменивающиеся информацией с Россией). При этом эффективная ставка налога на прибыль таких компаний не должна быть меньше 75% российской.
Это означает, что закон коснется не только офшорных стран, но и многих низконалоговых юрисдикций, которые предоставляют преференции инвесторам, предупреждали представители бизнеса. РСПП больше всего настаивал на изменении именно этой нормы: предлагал составить черный список стран, которые уже включены в список офшоров Минфина. Компаниям будет сложно каждый раз высчитывать эффективную ставку налога, объясняли в РСПП. Во всем мире страны переходят от черных списков к белым — это более гибкий и эффективный инструмент, парирует чиновник Минфина.
Не согласился Минфин освободить от налога и активные операции иностранных компаний: остается требование разделять пассивные и активные доходы с возможностью вычета для капитальных инвестиций. РСПП также предлагал вычет для средств, направленных на увеличение капитала российских организаций, Минфин не прислушался к этой идее, рассказывает партнер PwC Екатерина Лазорина.
"Минфин взял за основу прежний законопроект и практически ничего в нем не поменял", — констатирует Лазорина. Исключения сделаны лишь для лоббистов из нефтяных компаний: от налога проект освобождает только их активные операции — соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения либо иные соглашения с иностранными государствами. На этом настаивал президент "Роснефти" Игорь Сечин в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Изначально Минфин хотел освободить от налога только СРП, но лоббисты убедили добавить еще и концессии, вспоминает участник совещания. Проекты СРП отличаются сложной экономикой и структурой налогообложения, любое дополнительное "российское" обложение сделает российские компании неконкурентоспособными в сравнении c иностранными "коллегами", отмечает партнер EY Алексей Кондрашов.
Минфин пошел на уступки, есть много положительных моментов для бизнеса, считает федеральный чиновник. Есть стимул возвращать бизнес в Россию, говорит он: до 2019 г. компании смогут провести реструктуризацию и перевести активы на российскую структуру, налог при этом уплачивать не придется.
Есть способ и снизить налоги — заявить, что бенефициар иностранной компании, получающей пассивный доход из России, на самом деле российский же резидент. Тогда он заплатит лишь налог с дивидендов по ставке 9%. В противном случае налог будет выше — например, 15% для доходов, выплачиваемых кипрской структуре, против обычных 5%, зафиксированных в соглашении с Кипром. Правда, для этого налоговики должны доказать, что кипрская компания — фиктивная прослойка, а фактический получатель дохода — россиянин.
Маргарита Папченкова