07.02.2014
Корпоративные юристы предложили изменить требования к их подаче.
"РБК daily"
Юристы предлагают изменить требования для подачи коллективных исков. Их поправки среди прочего увеличивают минимальное число истцов с пяти до 20 человек.
Объединение корпоративных юристов России (ОКЮР), юрфак МГУ и Ассоциация юристов России (АЮР) пытаются упростить требования к подаче коллективных исков. Они разработали поправки к соответствующему закону Минюста (текст есть в распоряжении РБК daily), который прошел первое чтение в Госдуме еще в конце 2012 года, после чего был отправлен на доработку. Разработать правовую базу для учреждения института таких исков поручил Владимир Путин в рамках "дорожной карты" АСИ "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики". Закон должен был заработать в ноябре 2013 года.
Поправки предполагают, что все истцы должны выбрать одинаковый способ защиты своих прав, то есть подавать только иски, а не обращаться в правоохранительные органы, и предъявлять одинаковые требования к одному и тому же ответчику, пояснил РБК daily член совета московского отделения АЮР Дмитрий Кравченко. "В новом проекте критерий идентичности оснований авторы предлагают заменить на однородность. Это позволит расширить основания для подачи коллективных исков, если речь идет не о совершенно одинаковых, как сейчас, а об очень похожих договорах", — отмечает г-н Кравченко.
Разработчики проекта придерживаются европейского подхода к коллективным искам, по которому каждый истец должен заявить о своем желании судиться, пояснила РБК daily один из авторов проекта, ведущий эксперт ОКЮР Елена Войниканис. "При американском подходе в истцы даже без его ведома могут записать любого человека, прямо не указавшего, что у него нет претензий. Это может ударить как по компаниям, которые становятся жертвами недобросовестной конкуренции, так и по самому "истцу" — в случае проигрыша он теряет шанс отстоять свои интересы в суде", — говорит эксперт.
Поправки также увеличивают минимальное число истцов с пяти до 20 человек. "Вопрос не просто в расширении, а в том, чтобы критерии были понятными, справедливыми и под них подпадали все случаи, когда требуется защита интересов потребителей, группы", — поясняет г-жа Войниканис. По ее словам, поправки не нарушают концепции проекта Минюста, а, наоборот, сделают этот инструмент рабочим.
Документ должен был обсуждаться на совещании у помощника президента Андрея Белоусова в среду, но этот вопрос не поднимался, сообщили в ОКЮР.
На этой неделе "большая четверка" бизнес-ассоциаций (РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России", ТПП) попросила первого вице-премьера Игоря Шувалова и начальника экспертного управления кремлевской администрации Владимира Симоненко отложить принятие поправок до ноября.
Минэкономразвития в целом разделяет опасения предпринимательского сообщества и поддерживает европейскую модель подачи коллективных исков, рассказал РБК daily источник в АСИ. В МЭР отметили, что сейчас ведомство готовит собственную позицию по этому вопросу.
В ФАС пока не видели поправок ОКЮР, сообщил РБК daily начальник правового управления антимонопольного ведомства Сергей Пузыревский. "При выработке окончательной позиции по коллективным искам мы будем учитывать и американский, и европейский подходы, — сказал он. — В этом проекте важнее не процессуальные вопросы, а определение способа расчета убытков при применении антимонопольного законодательства. Одним из способов может быть введение компенсаций, кратных сумме выручки".
Предложения бизнес-сообщества по совершенствованию института защиты прав и интересов группы лиц в Минюст России не поступали, сообщили изданию в министерстве. РБК daily ознакомилась с письмом ведомства Александра Коновалова в АСИ за подписью замминистра Дмитрия Аристова, в котором он просит отложить реализацию закона о коллективных исках до ноября 2014 года. Причиной Минюст называет объединение Верховного и Высшего арбитражного судов и "связанное с этим внесение изменений в законодательство".
Алиса Штыкина
Проект постановления правительства, который должен стимулировать потребителей сокращать неиспользуемый резерв мощности, может быть пересмотрен.
"Ведомости"
Вчера подгруппа Агентства стратегических инициатив (АСИ, согласует нормативно-правовые акты) решила отвергнуть концепцию Минэнерго и взять за основу предложения Минэкономразвития, рассказал "Ведомостям" председатель НП "ТСО" Александр Хуруджи и подтвердили три участника совещания.
Проект Минэнерго предполагал обязать потребителей (мощностью от 670 кВт) оплачивать 20% резерва, если он превышает 40% от максимальной мощности. При этом сумма, заплаченная потребителем, не должна была учитываться в тарифе сетевой компании на следующий год. Таким образом Минэнерго предлагало перераспределить высвобождаемые мощности между потребителями без увеличения выручки "Россетей".
Против концепции проекта выступили "Россети" и потребители. По подсчетам НП "Сообщество потребителей", тарифы для промышленности вырастут более чем на 20%. Вводить экономические стимулы для высвобождения "запертых" мощностей необходимо только в отдельных регионах, где потребители действительно "стоят в очереди" на техприсоединение, говорил "Ведомостям" председатель наблюдательного совета НП "Сообщество потребителей энергии" и вице-президент НЛМК по энергетике Александр Старченко. "Россети" опасались правовых рисков. Если сетевая компания не сможет вовремя собрать оплату за резерв и не получит эту сумму в тарифе, как это предлагает Минэнерго, ее финансовое положение в свете замораживания тарифов и отмены "последней мили" значительно ухудшится, указывала компания в письме Минэнерго (есть у "Ведомостей"). Стоимость оплачиваемого резерва компания предлагала оставить в тарифе.
В результате проект может быть пересмотрен. "Концепция Минэкономразвития отличается от предложенной Минэнерго только деталями", — говорит Хуруджи. Самая существенная из них фактически повторяет предложение потребителей — ввести требования по оплате резерва мощности только в тех регионах, где потребность в новой мощности действительно существует. "Мы не хотим ударить по тем, в кого не целились", — говорит Хуруджи. Он отметил, что параметры предельного резерва и штрафных санкций в Минэкономразвития готовы обсуждать. Источник "Ведомостей" в Минэкономразвития признал, что у министерства есть разногласия с Минэнерго. "Но они нерадикальные и обсуждаются в рабочем порядке", — сказал он.
Директор департамента электроэнергетики Минэнерго Павел Сниккарс рассказал "Ведомостям", что окончательное решение о том, как потребителей будут стимулировать к сокращению резерва мощности, примет правительство.
Алина Фадеева
Экс-советник Сергея Чемезова заменит Владимира Кириллова.
"Известия"
По информации "Известий", на пост главы Росприроднадзора будет назначен первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. Решение о назначении "Известиям" подтвердил источник, близкий к правительству. Сам Гутенев предложил дождаться назначения, о котором может стать известо уже сегодня. Экологи считают, что ведомство поручают контролировать человеку, далекому от защиты интересов природы.
Официально ни подтверждать, ни опровергать информацию о смене руководства в Росприроднадзоре вчера не стали. Однако источник в самом ведомстве сообщил "Известиям" о том, что Владимир Гутенев уже подготовил все необходимые документы для перехода на новую работу и запланировал встречу с коллективом.
— Теоретически назначение могло состояться. Если это произошло, я рад: большой этап моей биографии был связан с экологией, с охраной окружающей среды. Я участвовал в различных экспертизах, являясь профессором Российской академии государственной службы при президенте РФ, занимался научной деятельностью в этой области и как представитель объединения работодателей могу сказать, что мы в повседневной жизни часто сталкиваемся как с позитивными, так и негативными моментами в деятельности надзорных ведомств. Если мне удастся оптимизировать работу надзорного органа и таким образом помочь российской промышленности и бизнесу, я буду только рад, — пояснил "Известиям" Владимир Гутенев.
В настоящий момент пост главы Росприроднадзора занимает экс-вице-губернатор Ленинградской области Владимир Кириллов, назначенный на эту должность в 2008 году премьером Виктором Зубковым. Его отставку СМИ прочили еще в апреле прошлого года. Кириллову вменяли непрофессионализм созданной им команды: своим помощником он сделал бывшего официанта Владимира Леонова, а на пост начальника управления экологического контроля взял бывшую уборщицу кожно-венерологического диспансера Людмилу Плющ, которая была уволена в 2011 году после обвинений в вымогательстве взяток. В 2011 году за вымогательство был также арестован начальник управления экономики и финансов ведомства, а один из заместителей Кириллова проходил по делу в качестве свидетеля. Но тогда чиновнику удалось сохранить свое место.
— Я ничего не могу сказать про Владимира Гутенева, Владимир Кириллов, на мой взгляд, справляется со своими обязанностями, не могу понять причин для его замены, — заявил "Известиям" первый зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук.
Глава международного института политической экспертизы Евгений Минченко связывает возможное назначение Гутенева с увеличением аппаратного веса главы ГК "Ростех" Сергея Чемезова, советником которого депутат работал с 2009 года.
— Именно этим объясняется назначение, причем можно говорить, что Чемезов увеличивает свое влияние, потому что только что он поставил своего человека на "Ростехнадзор" (13 января был назначен Алексей Алешин. — "Известия"), — говорит Минченко.
Отметим, что в ближайшее время роль и влияние Росприроднадзора могут возрасти, так как ведомство возьмет под свой контроль утилизацию отходов и утилизационных сборов. В конце прошлого года в Госдуме обсуждался законопроект, который установит новые правила для промышленников, расходы которых на экологию существенно возрастут. Экспертов считают, что ежегодный оборот в отрасли утилизации отходов может составить около 400 млрд рублей.
Пока к возможному назначению Гутенева критически относятся экологи.
— Гутенев, может быть, хороший человек, но я сторонник того, чтобы сапоги тачал сапожник. У нас в природоохранной сфере фактически таковых на руководящих постах не остается. Это, конечно, печально, потому что люди, которые профессионально занимались охраной окружающей среды, почему-то ни на какие посты не назначаются, — говорит директор Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин, сомневающийся, что представитель промышленности будет радеть за охрану природы.
— Госдума не является для меня местом, откуда берутся хорошие специалисты, так как в последнее время депутаты там занимаются чем угодно, но не делом, — считает сотрудник "Гринпис России" Антон Бенеславский. — Второй момент: при существующей системе природоохранного законодательства эффективных механизмов защиты окружающей среды не существует.
Наталья Башлыкова
Частные нефтяные компании просят новых льгот для разработки трудных месторождений. Даже нулевая ставка НДПИ не делает ее рентабельной.
"Ведомости"
"Сургутнефтегаз" предлагает установить нулевую ставку НДПИ в отношении нефти, добытой из баженовской свиты, независимо от степени выработанности месторождения — об этом говорится в презентации компании к прошедшему вчера в Минприроды совещанию по добыче трудной нефти в России.
В 2013 г. компания добыла 548 000 т трудной нефти. План на 2014 г. — 531 000 т, а к 2018 г. — 793 000 т. "В целом разработка баженовской свиты на основе применения традиционных технологий нефтеизвлечения убыточна. Текущий дисконтированный доход недропользователя от разработки залежей отрицательный — минус 3 млрд руб.", — говорится в презентации. В сентябре 2013 г. четыре залежи — баженовская, абалакская, хадумская и доманиковая — уже получили льготы в виде нулевого НДПИ на 10-15 лет. Они распространяются на месторождения с выработкой менее 5%. В конце года "Сургутнефтегаз" и "Лукойл" предложили повысить порог до 10%. Минфин и Минприроды их поддержали.
"Даже нулевые льготы не дают рентабельности, нужно снижать себестоимость", — заявил вчера руководитель дирекции по геолого-разведочным работам и развитию ресурсной базы "Газпром нефти" Алексей Вашкевич (цитата по Reuters). Представитель компании предложил распространить действующие льготы и на другие категории трудноизвлекаемых запасов: низкопроницаемые коллекторы, тюменскую и ачимовскую свиты. Основные перспективы роста добычи трудноизвлекаемых запасов в среднесрочной перспективе связаны с добычей на этих территориях, а не с Баженом, считают аналитики энергетического центра бизнес-школы "Сколково".
Другими мерами поддержки может стать снижение экспортной пошлины на ввозимое оборудование, аналогов которого не производится в России, а также введение коэффициента 1,5 на фактические затраты на разработку технологий и оборудования для трудноизвлекаемых запасов, считает представитель "Лукойла" (копия презентаций компаний к совещанию есть у "Ведомостей").
По запасам трудной нефти Россия на 1-м месте в мире: по данным EIA — более 10 млрд т, по данным Минэнерго — более 20 млрд т. Но добывает ее Россия мало — не более 1 млн т в год, говорит аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Для сравнения: в США, по данным EIA, в 2012 г. было добыто почти 100 млн т.
Себестоимость добычи трудной нефти в России может достигать порядка $20/барр., в то время как себестоимость добычи нефти на обычных месторождениях в худшем случае достигает $8/барр., говорит содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг: "Сейчас выгоднее разрабатывать традиционные месторождения, даже если это требует дополнительных расходов на геолого-разведочные работы и применения более дорогих методов бурения и увеличения нефтеотдачи". Но, продолжает Бирг, истощение традиционных месторождений делает разработку месторождений трудноизвлекаемой нефти необходимостью.
Крупных месторождений в нераспределенном фонде почти не осталось, а тех месторождений, которые сейчас у компаний есть, хватит на ближайшие 10-20 лет, говорит заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК "Велес капитал" Василий Танурков; шельф закреплен за госкомпаниями, поэтому частные уже сейчас задумываются о работе с трудноизвлекаемыми запасами.
Представитель Минфина обсуждать тему льгот для трудной нефти отказался.
Галина Старинская