08.06.2015
Минэнерго анализировало последствия налогового маневра для нефтяной отрасли в I квартале и ничего менять не планирует — девальвация сильно помогла нефтяникам.
"Ведомости"
Президент Владимир Путин поручил Минэнерго решить, стоит ли отменять или корректировать налоговую реформу (маневр) в нефтяной отрасли, — об этом его попросил президент "Роснефти" Игорь Сечин. Маневр состоит в повышении НДПИ и снижении пошлин на нефть и нефтепродукты.
I квартал не дал глобальных предпосылок для корректировки, говорится в презентации Минэнерго (есть у "Ведомостей"): анализ не позволяет сделать вывод о финансовой неустойчивости компаний. Почти все основные производственные показатели и в добыче, и в нефтепереработке показали положительную динамику в годовом выражении.
Маневр сильно увеличивает нагрузку на нефтепереработку, зато нагрузка на добычу должна снижаться — но только при $100 за баррель, а если цена ниже $75, нагрузка, наоборот, растет. Нефтяники — и не только "Роснефть" — жаловались, что их обманули: маневр планировался при высоких ценах.
Данные Минэнерго показывают, что при $57 за баррель удельная налоговая нагрузка действительно увеличилась — на $2,9 на 1 т. Но выручка за вычетом налогов в рублях из-за девальвации стала выше: при $100 за баррель — 8413 руб. с 1 т, при $57 — 9104 руб. По расчетам директора Московского нефтегазового центра EY Дениса Борисова, в августе 2014 г. доход без НДПИ и пошлин компании составлял 7800 руб. на 1 т, а в мае 2015 г. — 8800 руб. Из-за девальвации выросли и валютные траты компаний, но чистый доход в мае все равно на 250 руб. на 1 т выше, чем в августе.
Причина — не только в девальвации, но и в исчислении нефтяных налогов, объясняет Борисов. Рублевая цена на нефть к лету 2015 г. снизилась на 11% по сравнению с августом 2014 г., рублевая выручка уменьшилась, но чистый доход вырос примерно на 14%, считает EY. При низких ценах на нефть доля налогов в выручке ниже, чем при высоких, объясняет Борисов.
По старой системе при $57 за баррель выручка после налогов была бы на $159,5 больше, признает федеральный чиновник: разница несущественная, рублевые доходы все равно выросли.
Среднесуточная добыча нефти даже выросла в годовом выражении — на 1,22%, небольшое падение было только у "Роснефти" (-0,55%).
В нефтепереработке маржа рухнула: из-за падения цены на нефть — с $56 до $10 на 1 т, из-за маневра — до $2 на 1 т. Но при старом бюджетном сценарии (повышение пошлин на мазут до 100% в 2015 г.) маржа ушла бы в минус, указывает Минэнерго, а переработка была бы на 41 млн т меньше плана.
В I квартале первичная переработка снизилась на 1% в годовом выражении, но исключительно из-за падения производства топливного мазута на 3,5%, а производство светлых нефтепродуктов выросло, особенно бензина.
"Маневр работает", — радуется один из чиновников, участвовавший в разработке реформы: ее целью и было снизить долю мазута. Маневр оказал положительное влияние на структуру рынка, пишет Минэнерго, маржа НПЗ ниже нуля не опустится, если внутренние цены начнут расти вслед за нетбэком (сейчас есть большой дисконт) и не будет ограничений.
Минэнерго предлагает подумать о корректировке маневра в случае обвала цены — до $35 за баррель.
Минфин согласен: бюджет при падении цены теряет больше, чем нефтяники; они меньше всех отраслей пострадали, говорит чиновник Минфина.
Пока корректировать ничего не надо — нужно смотреть результаты за полгода, указывает один из членов комиссии по ТЭКу при президенте.
"Роснефть" не ответила на запрос "Ведомостей". "Положительный эффект от ослабления рубля есть, ситуация удовлетворительная, — признает предправления "Газпром нефти" Александр Дюков. — Но при цене ниже $70 получается двойной эффект: мы отдаем и в переработке, и в добыче, но, чтобы понять, справедливо ли это, нужно дождаться стабилизации цены и курса".
Рост в добыче нивелирован уменьшением в переработке и сбыте, а высокая волатильность рубля осложнила выполнение инвестпрограмм, жаловался в Госдуме акционер "Лукойла" Вагит Алекперов.
Не надо недооценивать рост издержек добычи в рублевом выражении, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, он примерно соответствует положительному эффекту от девальвации: в сумме — почти ноль.
"Маржа нефтепереработки положительная, но упала в 8 раз!" — возмущается менеджер одной из нефтяных компаний. Инвестиции в переработку теряют смысл, переживает он. Чиновники отвечают на это, что вертикально-интегрированные компании (ВИНК) лукавят: во-первых, до сих пор у НПЗ была сверхмаржа, больше, чем в Европе, во-вторых, потери по-прежнему перекрываются ростом дохода в добыче. Сотрудник компании возражает: ВИНК работают дивизионами, рост в дивизионе добычи не оправдание слабых результатов для переработки.
Маргарита Папченкова, Петр Третьяков
Росимущество обнаружило бесхозные нефтяные и газовые объекты.
"Российская газета"
Сотрудникам госкомпаний могут разрешить участвовать в прибыли своих организаций, чтобы они лучше работали и заботились об их процветании. А частным компаниям, не исключено, передадут бесхозные сегодня нефтяные и газовые скважины.
Сейчас в собственности государства учтено около 1,8 миллиона объектов. Больная тема — бесхозные казенные предприятия. Причалы, подъездные пути, хранилища, инженерные сети, пристройки к домам, многочисленные, как выразилась глава Росимущества Ольга Дергунова, "сараи и сараюшки". Сегодня почти 88 тысяч их гниют и ветшают, не имея хозяев балансодержателей. Задача — их найти и оформить.
Особняком стоят бесхозные нефтяные и газовые скважины, в том числе взрывоопасные. И они либо также не имеют хозяев, либо находятся вне участков, закрепленных за конкретными предприятиями. "Сегодня большинство этих опасных скважин пришли в негодность и представляют прямую угрозу для населения, которое проживает поблизости", — заявила Дергунова. Только под Астраханью "тлеют" 12 бесхозных скважин, которые выделяют взрывоопасный сероводород. Самое большее их количество — около 800 штук — находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Росимущество, прокуратура, экологи, муниципальные власти бьют тревогу не один год.
Сегодня к решению проблемы привлечены и эксперты. Причина в правовой коллизии. При приватизации 90-х годов скважины в спешке не были включены в состав имущества компаний-недропользователей. И не являются предметом лицензионных соглашений, не закреплены за новыми собственниками как балансодержателями. Их надо ликвидировать или консервировать. Но кому это делать — не ясно. Недропользователи, крупнейшие компании, к ним юридического отношения не имеют. Росимущество не обладает ни компетенцией, ни лицензиями для их ликвидации. Ни тем более бюджетом. По оценкам экспертов, ликвидировать одну скважину в спокойном режиме стоит до 200 миллионов рублей, в режиме ЧС — до 2 миллиардов рублей. Консервация менее затратна, но все равно обходится как минимум в 20 миллионов рублей за каждую скважину.
По оценкам члена экспертного совета при Росимуществе, гендиректора Консалтингово-Аналитического Союза Артема Генкина, в России сегодня не менее 13 тысяч нефтяных и нефтегазовых скважин находятся на балансе государства и при этом не вовлечены (или даже не могут быть вовлечены) в хозяйственный оборот. Свыше 80 процентов из этого количества не передано в собственность, в пользование, на ответственное наблюдение нынешним недропользователям. "Проблема потенциально катастрофическая для госбюджета, если не предпринять немедленных шагов к ее решению", — говорит Артем Генкин.
Эксперты предлагают два варианта. Либо создать специальный уполномоченный орган, которому передать решение проблемы государственной важности вместе с гигантским бюджетом. Либо все же вручить опасные скважины бизнесу, компаниям-недропользователям, на чьих участках они расположены, в безвозмездное пользование (или за символическую плату), но с обязательством проводить работы по их мониторингу, сохранению, консервации и ликвидации. Затраты в таком случае будет нести не государство, а бизнес.
Компании, кстати, не против, но требуют стимулов и компенсаций. На экспертном совете в Росимуществе их озвучили. Необходимо скорректировать 11 нормативно-правовых актов, в том числе внести уточнения в закон о недрах и в Налоговый кодекс по уменьшению будущих налоговых отчислений недропользователей на суммы их многомиллионных затрат по ликвидации и консервации всех скважин. Росимущество сейчас обобщает эти предложения, чтобы внести в правительство.
Ведомство намерено также сосредоточиться на работе по повышению качества управления государственными компаниями и на новых способах долгосрочной мотивации их топ-менеджеров, сообщила Ольга Дергунова на встрече с членами экспертно-консультационного совета при Росимуществе. В него, напомним, входят известные юристы, экономисты, аудиторы, и, сверяя с ними планы, ведомство выдает итоговые рекомендации для принятия решений правительству.
Прошлый и этот годы из-за санкций и общей экономической обстановки не отличаются крупными приватизационными сделками и продажами объектов госимущества, констатировала Ольга Дергунова. Но во взаимодействии с госкомпаниями ситуация заметно поменялась — в основе оценки их работы теперь находятся так называемые ключевые показатели эффективности — КиПиАй. Но Росимущество идет дальше.
16 июня в Московском государственном университете имени Ломоносова вместе с своими экспертами, научным сообществом и представителями госкомпаний ведомство проведет масштабный мозговой штурм. Он будет посвящен изменениям в мотивации топ-менеджеров госкомпаний, когда упор делается не только на зарплату и бонусы, но и на другие стимулы в пользу своих компаний. Практика международных компаний показывает, что для этого предлагается привлекать сотрудников к участию в прибыли своих организаций, передают им акции, продвигают по службе на основе персональных КиПиАй.
Пока же российский топ-персонал минимально заинтересован в сокращении издержек и получении прибыли своими компаниями, у него слабее ответственность за результаты — ведь убытки могут быть тем или иным способом покрыты правительством.
Дергунова сообщила, что мозговой штурм будет открытым и пригласила к дискуссии всех заинтересованных участников. Тем более, напомнила она, к 2016 году потребуется отвечать на вопрос, какие 100- 150 компаний с госучастием останутся в собственности государства. И по каким критериям их надо отбирать. Эта задача значится в госпрограмме по управлению госимуществом до 2018 года. К дебатам на сложную тему Росимущество уже приступило, как с экспертами, так и с компаниями, добавила Дергунова. "Пройдя через дискуссии, мы предложим свой ответ правительству", — добавила она.
Татьяна Зыкова
ФСК не хочет передавать управление своими финансами материнской структуре — "Россетям". За счет ФСК холдинг хочет решить проблемы неэффективных "дочек", опасается компания.
"Ведомости"
В минувший четверг совет директоров ФСК обсуждал среди прочего создание компанией единого казначейства с "Россетями", сообщила ФСК. Предполагалось отметить неисполнение менеджментом компании сентябрьского решения совета директоров, утвердить план-график перехода "системы управления казначейскими операциями в группе компаний "Россети" и поручить предправления ФСК Андрею Мурову отчитаться о проделанной работе до 30 июня. Но совет директоров по этому вопросу решение не принял.
В прошлом году правительство поручило госкомпаниям создать единые казначейства для управления финансовыми потоками "дочек". Это должно было снизить операционные расходы и повысить доходность вложений свободных средств, сообщали "Россети". Директивы правительства получили и "Россети", и ФСК.
"Россети" планируют решить проблемы неэффективности кризисных компаний ("МРСК Северного Кавказа", "Ленэнерго", "МРСК Юга" и др.) за счет ФСК и других устойчивых "дочек", опасается представитель ФСК Дмитрий Клоков. В 2014 г. выручка "Россетей" по МСФО составила 759,6 млрд руб., из них на ФСК пришлось 173,4 млрд. Кроме того, ФСК получила директиву правительства, которая предполагала создание единого казначейства на базе самой компании, а не холдинга, объясняет Клоков. Интеграцию в казначейство "Россетей" ФСК обеспечила за счет определения советом директоров ключевых политик по всем финансово-экономическим вопросам, добавляет он.
По регламенту "Россетей" распределение ликвидности внутри группы может происходить только на условиях не хуже рыночных и только по обоюдному согласию "дочек", указывает представитель "Россетей" Дмитрий Бобков. Также холдинг не сможет обязать компании делать те или иные платежи, за казначейством будут закреплены только функция мониторинга и контроля и согласование отдельных платежей.
Ситуация почти беспрецедентная для взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями. Но у "Россетей" в совете директоров последней всего два места, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. К тому же при передаче государством "Россетям" почти 80% акций ФСК Росимущество и госкомпания заключили акционерное соглашение. Поэтому "Россети" не самостоятельны в принятии важных решений, а совет директоров скорее транслирует позицию правительства, а не менеджмента сетевого холдинга, объясняет Пикин.
С одной стороны, логика в перераспределении свободных денежных средств есть. Например, несколько миллиардов на счетах ФСК могли бы решить проблему дефицита средств без привлечения внешних займов, рассуждает Пикин. Но в этой системе есть и риски: ФСК может стать "кассой взаимопомощи", лишиться средств на выполнение инвестпрограммы, а спрашивать за выполнение будут все равно с ее менеджмента, добавляет Пикин.
Алина Фадеева
"Турецкий поток" не решит проблему российской монополии с транзитом.
"РБК daily"
"Газпрому" не удастся после 2019 года полностью исключить Украину из схемы поставок российского газа, даже если проект "Турецкий поток" будет реализовываться по самому благоприятному сценарию, считают эксперты.
В апреле глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что за счет строительства газопровода "Турецкий поток" в 2019 году концерн собирается полностью прекратить транзит газа через территорию Украины. В 2019 году закончится действующий договор с украинской стороной. О том, что Россия не планирует его продлевать, в апреле говорил и министр энергетики Александр Новак. У "Газпрома" остается чуть больше четырех лет, чтобы договориться со всеми потребителями и наладить новые коридоры поставок газа в Европу.
Уложиться в заявленные сроки "Газпрому" не удастся, считают эксперты компании VYGON Consulting. В лучшем случае к 2020 году концерн сможет сократить прокачку через Украину с прошлогодних 60 млрд до 10 млрд куб. м, пишут они в исследовании "Турецкий поток": сценарии обхода Украины и барьеров Европейской комиссии". В исследовании прописаны три основных сценария развития событий.
Пессимистичный сценарий
Первый сценарий — пессимистичный — предполагает, что к 2020 году "Газпром" построит только одну из четырех запланированных ниток "Турецкого потока" (каждая мощностью 15,7 млрд куб. м). Ее хватит для того, чтобы удовлетворить потребности Турции и снизить нагрузку на Трансбалканский газопровод. Его можно постараться запустить в реверсном режиме для поставок газа в Болгарию, Грецию, Македонию, Румынию и Молдавию (в сумме — около 13 млрд куб. м газа), считают эксперты VYGON Consulting. Часть объемов, по пессимистичному сценарию, можно будет поставлять в обход Украины за счет заполнения наземной части газопровода "Северный поток", но власти ЕС пока не разрешают "Газпрому" использовать этот трубопровод на полную мощность.
Есть и еще одна оговорка — изменение схемы поставок в договорах с действующими потребителями означает, что эти контракты, возможно, придется приводить в соответствие с положениями Третьего энергопакета. Они, в частности, предусматривают поставку газа не напрямую конечному покупателю, а на хабы (специальные точки хранения и распределения).
Но даже если все договоры будут перезаключены и "Газпром" полностью воплотит этот сценарий в жизнь, снизить транзитную зависимость от Украины ему удастся только наполовину. Это означает, что в 2019 году монополии придется заключить новый транзитный договор с "Нафтогазом" на прокачку 28-36 млрд куб. м в год, заключают эксперты.
Оптимистичный сценарий
Оптимистичный сценарий, рассчитанный VYGON Consulting, предусматривает, что к 2020 году "Газпром" должен одержать целую серию побед: построить три нитки "Турецкого потока" (и приступить к сооружению четвертой), договориться с европейскими партнерами о реверсе Трансбалканского газопровода, максимально задействовать в поставках "Северный поток", а также договориться о маршруте поставок другим европейским потребителям.
"Самое интересное — это европейская часть "Турецкого потока", пока ясного ответа, что же это будет, у нас нет, у "Газпрома" тоже", — отмечает старший аналитик VYGON Consulting Мария Белова. В качестве одного из вариантов "Газпром" мог бы договориться о реанимации проектов Южного газового коридора — трубопроводов ITGI и Nabucco-West — для поставок газа в другие европейские страны, отмечают авторы исследования.
Проект газопровода из Болгарии в Австрию Nabucco-West в мае 2013 года получил исключения из правил Третьего энергопакета в части обязательного доступа третьих лиц к 50% мощностей. "Газпром" мог бы поучаствовать в этом проекте, считают эксперты VYGON Consulting.
Еще один замороженный проект — итальянско-греческий газопровод ITGI, его акционеры уже выражали заинтересованность в прокачке российского газа. Эта труба может привести до 8 млрд куб. м российского газа на юг Италии.
При этом варианте "Газпром" вновь столкнется с необходимостью менять детали контракта.
Даже если концерну удастся договориться с акционерами европейских трубопроводных проектов и решить другие вопросы, целиком исключить Украину из схемы поставок к намеченному сроку не удастся. По расчетам VYGON Consulting, при оптимистичном сценарии в 2020 году через ее территорию пойдет минимум 10 млрд куб. м российского газа потребителям в Австрии, Словении, Сербии и Боснии.
Четвертая нитка "Турецкого потока" не изменит ситуации — эффективно использовать ее все равно не удастся, потому что Греция физически не сможет принять эти объемы, объясняет Белова. Достаточных мощностей на этом участке нет, и маловероятно, что к 2020 году удастся построить газопровод из Греции в Австрию (предполагаемая мощность — 47 млрд куб. м), который мог бы принять дополнительные объемы газа, добавляет она.
Лучший сценарий
Оптимальный вариант развития событий, когда весь газ поставляется в обход Украины, по мнению VYGON Consulting, включает не только все условия оптимистичного сценария, но и еще целый ряд договоренностей, которых должен достичь "Газпром". Этот сценарий предполагает, что заработают все четыре нитки "Турецкого потока", а европейские партнеры смогут по газопроводу Греция — Австрия выбирать весь необходимый объем (часть поставок предполагается осуществлять через газопровод TAP по маршруту Греция — Албания — Италия, к которому "Газпром" может попытаться подключиться).
Все это вполне возможно, но только на четыре года позже озвученного "Газпромом" плана, просчитали эксперты VYGON Consulting. А значит, в 2019 году "Газпрому" вновь придется сесть за стол переговоров с Украиной.
"К 2019 году "Газпром" подойдет с четким пониманием того, на какой срок и объем он будет подписывать следующий транзитный договор с Украиной, — надеются авторы исследования. — Согласно нашим оценкам, срок его действия может составить до четырех лет, при этом объем транзита будет резко снижен".
Другие эксперты настроены менее оптимистично. Пока наиболее вероятным выглядит превращение "Турецкого потока" в газопровод для снабжения Турции, говорил в мае РБК аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. "Вероятно, что первая ветка газопровода в Турцию будет построена, в то время как перспективы его выхода за пределы страны пока не очень велики", — соглашался с ним директор турецкого Института энергетических рынков и политики EPPEN Волкан Оздемир.
Подключение европейской газотранспортной системы к "Турецкому потоку" будет невозможно без согласования с Еврокомиссией, и это может оказаться непреодолимым препятствием для "Газпрома", опасаются эксперты. В частности, о своем решении участвовать в проекте только после его согласования с ЕС уже заявила Македония.
Представители "Газпрома" и Минэнерго отказались от комментариев.
Александра Галактионова, Людмила Подобедова