Внимание!!!
Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43
10.02.2017
Антимонопольное ведомство предлагает силовым министерствам проводить открытые конкурсы.
"Известия"
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против практики внеконкурсного отбора поставщиков топлива для федеральных министерств и ведомств. В ФАС предлагают изменить процедуру закупок таким образом, чтобы крупные структуры закупали горючее у разных поставщиков, устраивая торги и добиваясь минимальных цен.
О предложениях ведомства "Известиям" рассказал начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. Сейчас все закупки топлива МЧС, МВД, ФСБ, Следственным комитетом и другими ведомствами производятся у крупных нефтяных компаний. Например, в 2016 году бензин для МВД поставляла только "Роснефть", эта же компания обеспечивает МЧС (с июля 2014 года) и СК (с апреля 2015 года). Эти контракты заключаются на внеконкурсной основе — поставщик утверждается распоряжением правительства.
— ФАС регулярно согласовывает такие распоряжения правительства, так как есть поручение президента по этому поводу. Однако в своих согласованиях мы каждый раз отмечаем, что не обязательно выбирать только одного поставщика. Мы предлагаем скорректировать эту процедуру, так как есть другие варианты: выбирать поставщика на основании конкурса либо путем приобретения товара на бирже, то есть в разных регионах от разных компаний. Топливный рынок обладает высокой конкуренцией, а это означает выгоду для покупателя топлива — возможность получить более низкую цену, — заявил Махонин.
По словам чиновника, биржевая торговля нефтепродуктами в России достаточно хорошо развита, обеспечена клирингом и сделки по поставкам исполняются.
Первым ведомством, которое прислушалось к рекомендациям ФАС, стало МВД. Распоряжение правительства по определению единого поставщика топлива для этого министерства закончило свое действие в конце 2016 года. И на 2017 год МВД решило выбрать контрагента на тендере, объявив конкурс в декабре. Настоящего аукциона не получилось: заявку на участие подал только "Лукойл" в лице своей дочерней компании "Лукойл-Резервнефтепродукт", в связи с чем тендер был признан несостоявшимся. Однако два источника "Известий", знакомых с результатами аукциона, сообщили, что "Лукойл" всё равно будет поставщиком бензина и дизельного топлива для МВД.
В "Лукойле" отказались от комментариев. Не ответили на запрос и в МВД.
— То, что МВД объявило тендер, — это уже позитивный момент. Шаг в плане развития конкуренции это ведомство сделало, — резюмирует Махонин.
Тендеры на поставку топлива силовым ведомствам отличаются от тендеров других госструктур, рассказал "Известиям" вице-президент Российского топливного союза (РТС), объединяющего розничных трейдеров нефтепродуктами, Ринат Фаттахов.
— С 1 января 2017 года все денежные операции по контрактам с МВД, МЧС и ФСБ должны проходить по спецсчетам. А это означает, что деньги ведомств со спецсчетов будут разблокированы для поставщиков топлива только после полного исполнения обязательств по — говорит эксперт.
Специальный счет отличается от обычного тем, что привязан к конкретному контракту и открыт в том банке, в котором открыт счет у заказчика. Контрагент может снять деньги с этого счета только тогда, когда предоставит в банк документы о том, что выполнил обязательства по контракту. По мнению Фаттахова, частные компании не смогут работать в таких условиях. Более того, возможность поставлять топливо по всей стране есть далеко не у всех компаний.
— Если с учетом пожеланий ФАС и других регуляторов рынка закупки топлива ведомствами начнут проходить по тендерам, то это будет настоящая конкуренция. Потому что даже среди госкомпаний кроме "Роснефти" существует еще "Газпром нефть". Но стоит отметить, что немногие компании обладают заправками по всей территории России. Например, "Сургутнефтегаз", "Татнефть" и ННК представлены не во всех регионах, — подчеркнул ведущий аналитик "Алгоритм топливный интегратор" Виктор Костюков.
В "Роснефти", ФСБ и МЧС на запросы "Известий" о возможных изменениях порядка выбора поставщика топлива не ответили.
Мария Тодорова
Ростехнадзор требует уволить четырех менеджеров "Башнефти". Компании надо повышать стандарты безопасности, заявляет купившая ее в октябре 2016 г. "Роснефть".
"Ведомости"
Ростехнадзор через суд требует дисквалифицировать директора по охране труда и промышленной безопасности Артема Галяутдинова, начальника производственной площадки Рашита Шарипова и начальника отдела технадзора "Башнефть-Уфанефтехима" Андрея Кузнецова, а также начальника производственной площадки "Башнефть-Новойла" Артура Мунирова (входящие в "Башнефть" НПЗ), сообщила его пресс-служба.
Ведомство расследует три аварии на установках висбрекинга, произошедшие в январе и феврале, по предварительным данным, их причиной было нарушение требований промышленной безопасности при ремонте, обслуживании и диагностировании оборудования. По итогам проверки "Башнефти" в декабре Ростехнадзор уже наложил на саму компанию и 25 должностных лиц штрафы в сумме на 710 000 руб.
"Ростехнадзор может через суд добиваться дисквалификации сотрудников, которым ранее выдал допуск для работы на тех или иных должностях. Если компания хочет сохранить человека, то может перевести его на должность, не требующую допуска. Но такие дела не всегда завершаются в пользу ведомства", — говорит партнер TopContact Executive Search Артур Шамилов.
"Роснефть" в октябре прошлого года купила у Росимущества контрольный пакет "Башнефти". "Роснефть" проанализировала состояние материальной базы и стандартов в области промышленной и экологической безопасности "Башнефти", запланирован комплекс мероприятий по их приведению к стандартам "Роснефти", которые значительно жестче", — говорит представитель "Роснефти". Выявленные "Ростехнадзором" нарушения будут устранены, они частично связаны с устаревшими проектными решениями объектов и изношенностью отдельного оборудования — многие объекты потребуют реконструкции или технического перевооружения, добавляет он.
"Аварии случаются на НПЗ и самой "Роснефти", и не так уже редко. Ранее негативных отзывов в отрасли об НПЗ "Башнефти" слышать не приходилось. Стандарты в этих компаниях, конечно, отличаются, но нельзя со стороны сказать, чьи лучше", — говорит директор Small Letters Виталий Крюков. На Ачинском НПЗ "Роснефти" в июне 2014 г. произошла авария, в которой погибло восемь человек, главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин уволил за это гендиректора завода.
Александр Воробьев
"Лукойл" продает свой последний актив на Украине — неработающий завод "Карпатнефтехим". На предприятие уже есть два покупателя.
"Ведомости"
В феврале антимонопольный комитет Украины (АМКУ) разрешил бывшему руководителю "Лукойл-Украина" Ильхаму Мамедову через кипрскую Xedrian Holding Ltd приобрести более 50% акций Lukoil Chеmical B.V., которая владеет ООО "Карпатнефтехим", следует из документа комитета. Также АМКУ выдал разрешение британской Techinservice Limited купить более 25% Lukoil Chеmical B.V. После этих сделок "Лукойл" теряет контроль над Lukoil Chеmical, говорится в сообщении ведомства. Представитель "Лукойла" отказался от комментариев.
Бенефициар Techinservice Ltd — предприниматель Игорь Щуцкий, владелец ООО "Производственная группа "Техинсервис", пишет украинская ЛІГА.net. Щуцкий подтвердил изданию, что купил до 50% "Карпатнефтехима": "Сумма сделки составила $25 млн на двоих покупателей". Представитель "Техинсервиса" не ответил на запрос "Ведомостей". Получить комментарии Мамедова не удалось.
"Карпатнефтехим" — крупнейший нефтехимический комплекс. Мощность производства ПВХ — 300 000 т. Его учредители — ЗАО "Лукор" (СП "Лукойла" и "Орианы", 24%) и Lukoil Chemical B.V. (76%), следует из информации на сайте "Лукора". С 2012 г. завод остановлен. В 2014 г. "Лукойл" признал убыток в $411 млн от обесценения активов "Карпатнефтехима" "в связи с неблагоприятной экономической конъюнктурой", говорится в отчете "Лукойла". До 2015 г. в реконструкцию нефтехимического комплекса было инвестировано $543,4 млн.
"Карпатнефтехим" в любую минуту готов начать работу при получении сырья, говорил президент и крупнейший совладелец "Лукойла" Вагит Алекперов в 2015 г. в интервью "Ведомостям". Условием запуска завода он называл гарантии возврата НДС со стороны украинского правительства. Позже он рассказывал об интересе инвесторов к "Карпатнефтехиму". Стоимость сделки, по его словам, может составить $100-350 млн, передавал "Интерфакс".
Одной из причин продажи актива может быть непростая политическая ситуация на Украине, говорит директор инвестиционного фонда UCP Андрей Марченко. С учетом простоев запуск завода потребовал бы от "Лукойла" дополнительных инвестиций, которые компания, видимо, предпочла не делать в условиях политической нестабильности, рассуждает он. "Лукойл" продал на Украине Одесский НПЗ, сеть АЗС, авиатопливозаправочный бизнес. "Транснефть" продала там нефтепродуктопроводы. На активы "Роснефти" — Лисичанский НПЗ и сеть заправок — есть претендент.
Стратегически "Карпатнефтехим" хороший актив, если новые собственники смогут обеспечить его сырьем по приемлемой цене с длинным сроком и гарантиями поставки, найти премиальные рынки сбыта ПВХ, провести перевооружение, которое позволит маневрировать пропорциями этилена и пропилена, придумать, как монетизировать пропилен и другие продукты, говорит руководитель центра Rupec Андрей Костин. Обсуждаются разные варианты поставки сырья на завод, в частности, поставка дизтоплива из Венгрии с завода MOL либо загрузка завода сжиженными газами. Первый вариант вряд ли будет рентабелен из-за цены, второй, вероятно, не позволит предприятию выйти на полную мощность, говорит Костин.
Алена Махнева