13.01.2017
Компания ищет подрядчика по созданию единой геологической модели норвежского и российского секторов Баренцева моря.
"Известия"
"Роснефть", одна из двух российских компаний, имеющих право работать на арктическом шельфе России, объявила тендер на создание единой геологической модели норвежского и российского секторов Баренцева моря. Предполагается, что уже 16 января победитель тендера приступит к работе. На создание единой геологической модели "Роснефть" выделила два года — работы планируется завершить до конца 2018 года. Эксперты считают, что "Роснефть" может приступить к активной разработке новых участков шельфа в районе 2020 года.
В последние два года в условиях низких цен на нефть в отрасли всё больше говорили о приостановке работ на шельфе из-за их сложности и дороговизны. Замминистра энергетики Кирилл Молодцов говорил, что в среднем себестоимость добычи барреля российской нефти составляет около $2, тогда как себестоимость добычи трудноизвлекаемых и шельфовых запасов выше — $20. При падающей цене на нефть такая добычи съедает львиную долю прибыли у компаний.
Летом 2016 года Минприроды даже выступило с инициативой заморозить лицензирование участков на шельфе. Министр природных ресурсов Сергей Донской говорил, что в текущих условиях прежде всего необходимо сфокусироваться на выполнении условий уже выданных лицензий. И в сентябре прошлого года правительство приняло решение о введении временного моратория на выдачу лицензий в Арктике.
Даже в таких условиях "Роснефть" не намерена отступать. В запросе компании, опубликованном на сайте госзакупок, говорится, что "Роснефть" собирается создать базу данных проекта со сводной схемой углеводородных систем Баренцева моря, чтобы в конечном итоге оценить перспективы нефтегазоносности объектов и участков региона. Компания ожидает получить рекомендации по перспективам лицензирования в регионе.
В "Роснефти" "Известиям" пояснили, что создание единой геологической модели баренцевоморского региона позволит не только повысить качество оценки перспектив нефтегазоносности участков, но и выделить и ранжировать объекты в пределах имеющихся у "Роснефти" участков недр.
Представитель компании напомнил, что в настоящее время "Роснефти" принадлежат лицензии на разработку Федынского, Центрально-Баренцевского, Персеевского, Альбановского, Западно-Приновоземельского, Варнекского и Гусиноземельского участков в российской части шельфа Баренцева моря, а также лицензия PL713 в норвежской части, включающая разработку четырех нефтяных участков.
Глава Российского геологического общества и бывший министр природных ресурсов РФ Виктор Орлов считает решение "Роснефти" вполне объяснимым и стратегически верным.
— Каждая компания, в том числе и "Роснефть", имеет право создать геологическую модель (в том числе и на участках в норвежском секторе. — "Известия"), тем более что необходимость в такой модели явно существует. Без достоверной геологической модели невозможно правильно организовать поисковые работы, в том числе и их продолжение — разведочные работы. Иначе выходит напрасная трата денег и бурение пустых скважин, — сказал Виктор Орлов. — Если "Роснефть" считает интересным выйти на норвежскую часть шельфа, то она должна к этому готовиться и смотреть, какие перспективы там. Если информация, которая имеется в распоряжении "Роснефти", позволяет создать модель геологических процессов на норвежской стороне, то почему бы и нет?
Виктор Орлов подчеркнул, что это обычная практика: геологические модели создают и иностранные компании, которые заинтересованы работать в России.
— Прежде чем выходить в любую страну, необходимо предварительно обобщить информацию, посмотреть перспективы, а затем принимать решение об инвестициях, — сказал Виктор Орлов.
Гендиректор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев считает, что данная заявка "Роснефти" — это работа компании на перспективу. По его словам, сейчас активная разработка региона маловероятна, так как нет подходящих технологий. Однако в будущем, когда технологии появятся, "Роснефть" за счет своей единой геологической модели сможет получить финансирование под проекты в осваиваемых секторах.
— Но это не хозяйственная задача в данный момент, это задача академическая — поиска будущих источников углеводородного сырья, обоснование привлечения средств для разработки новых технологий, но никак не ведение конкретных проектов добычи углеводородов на конкретных месторождениях, — сказал Рустам Танкаев.
Эксперт отметил, что совместная деятельность России и Норвегии в Баренцевом море всегда проходила успешно, даже когда существовал вопрос о "спорной зоне", когда не было четкого разграничения территорий.
Анна Подлинова
Структуры ConocoPhillips подали в суд на компанию, принадлежащую "Роснефти".
"Газета РБК"
Дочерние структуры американской ConocoPhillips, крупнейшей по запасам и добыче независимой нефтяной компании в США и мире, подали в суд на швейцарскую трейдинговую компанию Rosneft Trading S.A. (100% принадлежит "Роснефти"), обвинив ее в участии в схеме "мошеннической передачи активов" (fraudulent transfer по законам штата Делавэр, где подан иск), подконтрольных венесуэльской госкомпании PDVSA, сообщила базирующаяся в Каракасе Latin American Herald Tribune. Ранее аналогичный иск к Rosneft Trading S.A. предъявила канадская золотодобывающая компания Crystallex, писал РБК.
Conoco, как и Crystallex, оспаривает получение Rosneft Trading в ноябре 2016 года залоговых прав на 49,9% акций американского оператора НПЗ Citgo, принадлежащего Petroleos de Venezuela S.A. (PDVSA). По мнению ConocoPhillips, которое основывается на сообщениях СМИ и документе, поданном Rosneft Trading регуляторам Делавэра, "дочка" "Роснефти" предоставила PDVSA финансирование на $1,5 млрд под залог будущих поставок нефти и почти половины Citgo (100% ее акций принадлежат PDVH, делавэрской структуре PDVSA). ConocoPhillips предъявляет к Венесуэле многомиллиардные требования за экспроприацию нескольких нефтяных проектов при Уго Чавесе (в 2013 году международный арбитраж ICSID при Всемирном банке признал отъем активов незаконным) и утверждает, что Венесуэла и PDVSA проводят "преднамеренную кампанию по ликвидации стоимости CITGO и выводу активов из Соединенных Штатов в Венесуэлу с целью воспрепятствовать кредиторам и обмануть их".
Сначала Венесуэла и PDVSA пытались продать Citgo, затем изъяли оттуда $2,8 млрд через размещение облигаций и выплату дивидендов, а в октябре 2016 года PDVSA рефинансировала миллиарды долларов долга под обеспечение в виде 50,1% Citgo Holding, говорится в иске. Наконец, в ноябре "ответчики провели новый трансфер с целью уничтожить и вывести оставшуюся стоимость [Citgo]" через сделку с Rosneft Trading, заявляет истец.
Ранее PDVH заложила 50,1% Citgo держателям облигаций PDVSA, и те согласились обменять $2,8 млрд бондов с погашением в 2017 году на $3,4 млрд с погашением в 2020 году, писала Latin American Herald Tribune. ConocoPhillips и канадская Crystallex, также пострадавшая от национализации в Венесуэле, считают, что целью сделок, обеспечением по которым стали 100% Citgo, было монетизировать этот актив и вывести деньги за пределы юрисдикции США.
Crystallex в начале января попросила тот же суд Делавэра признать закладывание 49,9% акций Citgo "дочке" "Роснефти" "мошенническим трансфером", выдать постановление, отменяющее этот залог, и запретить возможную дальнейшую передачу права на залог от Rosneft Trading S.A. кому-либо еще.
"Вывели активы"
Теперь аналогичные претензии, касающиеся "мошеннической передачи активов", к PDVSA, двум ее структурам, а также Rosneft Trading предъявили "дочки" ConocoPhillips — зарегистрированные в Нидерландах ConocoPhillips Petrozuata B.V. (ConocoPetrozuata), ConocoPhillips Gulf of Paria B.V. (ConocoGulf), ConocoPhillips Hamaca B.V. (ConocoHamaca) и зарегистрированная на Бермудских островах Phillips Petroleum Company Venezuela Limited (ConocoVenezuela), следует из иска, поданного в окружной суд Делавэра (есть у РБК).
Путем сделки с Rosneft Trading "ответчики вывели активы из Соединенных Штатов в Венесуэлу и/или к "Роснефти", утверждает ConocoPhillips в жалобе и просит американский суд аннулировать трансферы и/или обязательства в рамках сделки с Rosneft Trading, обязать ответчиков вернуть в США активы, которые могли быть выведены незаконным путем, и назначить над ними управляющего, а также присудить возможную денежную компенсацию за ущерб. Представителям PDVH, PDVSA и Rosneft Trading направлены повестки с вызовом в суд, следует из базы суда.
Структуры ConocoPhillips хотят получить от Венесуэлы компенсацию за национализированные активы и в предыдущие годы подали три иска к республике и ее госкомпаниям. Один из таких исков в сентябре 2013 года удовлетворил Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) при Всемирном банке и сейчас определяет размер причитающейся компенсации (Conoco изначально просила до $30 млрд). Два других иска структуры ConocoPhillips предъявили в октябре 2014 года к PDVSA и подконтрольным ей структурам — слушания по этим делам, проходившие в Международной торговой палате (International Chamber of Commerce), завершены.
Citgo Petroleum, управляющая тремя американскими НПЗ и нефтяными терминалами и нефтепроводами по всей стране, — самый ценный актив Венесуэлы в США, отмечается в новом иске ConocoPhillips. "Роснефть" активно сотрудничает с PDVSA, а с ConocoPhillips до 2015 года совместно владела российским предприятием "Полярное сияние".
Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев сказал РБК, что этот иск не отличается от предыдущего (поданного Crystallex). Комментируя иск Crystallex, "Роснефть" сообщила 6 января, что все сделки "с иностранными партнерами осуществляются в соответствии с международным правом и теми правовыми режимами, в рамках которых эти сделки осуществляются". Представители PDVSA пока не ответили на запрос РБК. Венесуэльская компания 23 декабря 2016 года подтверждала на своем сайте, что получила "новое финансирование" под залог 49,9% Citgo, но не уточняла, от кого и на какую сумму. PDVSA сохраняет "полное владение и контроль" в отношении Citgo Petroleum, подчеркивалось в релизе.
Олег Макаров
Россия рассчитывает восстановить поставки нефти на Кубу, осуществлявшиеся во времена CCCР. Возможность изучают "Роснефть" и "Лукойл".
"Ведомости"
В правительстве обсуждается возможность увеличения поставок российской нефти и нефтепродуктов на Кубу. Это следует из письма заместителя министра экономического развития Алексея Груздева в правительство от 11 января. По информации Минэнерго, "Роснефть" и "Лукойл", располагающие необходимыми для Кубы нефтью и нефтепродуктами и технической возможностью для их поставки, прорабатывают соответствующие контракты, правда, пока цены не обсуждаются, говорится в документе (с его копией ознакомились "Ведомости").
Поставки нефти и нефтепродуктов из России на Кубу в последние годы носят несистемный характер, указано в письме. По данным ФТС, с 2010 по 2015 г. было поставлено 17 100 т нефтепродуктов на $11,3 млн. В январе — ноябре 2016 г. было экспортировано 3100 т нефтепродуктов на $740 000.
"На наш взгляд, успешное завершение переговоров по поставкам российских углеводородов на Кубу будет не только способствовать увеличению товарооборота, но и иметь положительный социально-политический и гуманитарный эффект для российско-кубинских отношений", — пишет Груздев. Представитель Минэкономразвития адресовал вопросы Минэнерго. Представители вице-премьера Аркадия Дворковича, Минэнерго, "Роснефти" и "Лукойла" от комментариев отказались.
О том, что такая тема обсуждается, знает источник в одной из нефтяных компаний. Об увеличении поставок на Кубу просил президента Владимира Путина председатель госсовета Кубы Рауль Кастро, сообщал в сентябре 2016 г. со ссылкой на письмо "Интерфакс". У Кубы возникли трудности с поставками из Венесуэлы, поэтому она обратилась к России. Страна будет строго выполнять финансовые обязательства, заверил Кастро.
Сколько нефти и топлива готова купить Куба, в письме не указано. В 2015 г. Куба добывала 49 000 барр. нефти в сутки (2,4 млн т), потребляя 172 000 барр. в сутки (8,6 млн т, данные управления энергетической информации США). В 2015 г. "Роснефть" экспортировала 109 млн т нефти и 61,5 млн т нефтепродуктов, "Лукойл" — соответственно 34,2 млн и 20,4 млн т. Поставка на Кубу возможна из Новороссийска и Усть-Луги, говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.
СССР и Куба имели тесные связи. Советская нефть и нефтепродукты поставлялась в страну в обмен на сахар, тогда у Кубы было сложное финансовое положение, напоминает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Сегодня Куба импортирует нефть в основном из Венесуэлы, которая снабжает сырьем страны Карибского бассейна на льготных условиях. Интерес России к поставкам на Кубу — политический, считает он: сейчас восстанавливаются отношения Кубы и США, поэтому России важно поддерживать отношения с друзьями в Латинской Америке. В то же время идет борьба за потребителя, поэтому Кубу можно рассматривать как один из рынков сбыта, добавляет он.
Галина Старинская