13.05.2019
Белоруссия говорит о "сотнях миллионов долларов" ущерба.
"Ведомости"
"Сегодня специалисты называют огромные суммы [ущерба для Белоруссии от загрязнения нефтепровода "Дружба"] — за $100 млн, — заявил в пятницу президент Белоруссии Александр Лукашенко. — Это огромный ущерб, нанесенный нефтепроводу, самому оборудованию на нефтепроводе — насосы и проч., — и [ущерб оборудованию] на НПЗ". Точные цифры он назвать отказался, заявил лишь, что дождется подсчетов специалистов. Кроме того, по словам Лукашенко, Белоруссия недополучила определенную прибыль, в частности валютную выручку за транзит. "Мы потеряли сотни миллионов долларов", — отметил он.
"Ущерб, вероятно, будет складываться из трех составляющих — недополученные средства за транзит, недополученная прибыль от переработки российской нефти, средства, потраченные на очистку и, возможно, на замену или ремонт вышедшего из строя оборудования", — считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.
По расчетам "Ведомостей", исходя из имеющихся данных ущерб может составить от $271,3 млн до $435,3 млн. Плата за транзит нефти по территории Белоруссии в направлении Польши, Германии и Украины в 2018 г. была $0,84 за перекачку 1 т на 100 км, говорил в апреле председатель концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков. При протяженности нефтепроводов госкомпании "Гомельтранснефть Дружба" 1900 км плата за весь маршрут могла быть $15,96 за 1 т. Данные, сколько российские компании прокачали через территорию Белоруссии, разнятся: вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов говорил в январе, что прокачано было 48,9 млн т, на сайте отвечающей за прокачку "Гомельтранснефть Дружбы" указано, что из России через Белоруссию прошло 58,8 млн т. Таким образом, "Гомельтранснефть Дружба" могла получить за транзит в прошлом году от $780,4 до $938,5 млн, а недополученная выручка при сохранении тарифа и прокачки могла составить за 14 дней от $29 млн до $35 млн.
После аварии пропускная способность "Дружбы" в 2019 г. может снизиться до 40 млн т, рассказывал главный инженер "Гомельтранснефть Дружбы" Андрей Вериго. Это значит, что транзитная госкомпания не получит в этом году денег за прокачку от 8,9 млн до 18,8 млн т нефти (от $142 млн до $300 млн).
Из-за попадания некачественной нефти предприятия "Белнефтехима" (владеет НПЗ "Нафтан" и Мозырским НПЗ) снизили выпуск нефтепродуктов. На сколько конкретно — представитель компании говорить отказался. Ущерб от этого компания оценила в $100 млн недополученной выручки. Если бы компании полностью перестали поставлять нефтепродукты, упущенная выручка за 14 дней была бы до $280 млн.
Мозырский НПЗ заявил, что из-за некачественной нефти повреждены теплообменные трубки воздушного холодильника ХК-105 на шести установках. Собеседник "Ведомостей" в проектировавшем предприятие "Ленгипронефтехиме" говорил, что такие трубки стоят по 3,5 млн руб. каждая (суммарно — $323 000).
По данным Лукашенко, из-за превышения нормы дихлорэтана в российской нефти было "разъедено 4-5 мм стенки магистрального трубопровода "Гомельтранснефть Дружба". В том, что это могло произойти, сильно сомневаются эксперт Союза химиков, бывший заведующий хлорорганическим отделом НИИ "Хлорпроект" Юрий Трегер, а также собеседник "Ведомостей", близкий к одной из трубных компаний. Последний отмечает, что ширина стенки магистрального нефтепровода — 12-14 мм. "Дихлорэтан распадается на хлористый водород и винилхлорид при температуре выше 200 градусов, первый может образовывать соляную кислоту при определенном содержании воды", — говорит Трегер. "В магистральном нефтепроводе этого просто не могло произойти", — объясняет он. Даже если трубу опустить в соляную кислоту, то и за несколько месяцев не будет коррозии 4-5 мм, утверждает Трегер.
"Чтобы объективно оценить нанесенный оборудованию и трубе ущерб, необходимо проведение независимой экспертизы с привлечением белорусской и российской сторон", — заключает Маринченко.
Сколько Белоруссия и Россия потеряют при очистке нефти (от 3 млн т, по данным российских чиновников, до 5 млн т — по оценкам белорусских) — собеседники и эксперты сказать затрудняются. Собеседник, близкий к одной из сторон конфликта, отмечает, что логичнее всего будет разбавлять хорошую нефть загрязненной: "Содержание дихлорэтана в загрязненной нефти было в среднем 150-180 ppm при разрешенных по ГОСТу 10 ppm, так что смешивать нужно 1:30 — 1:40. Чтобы "переработать" таким образом без проблем 3-5 млн т, нужно 105-175 млн т чистой нефти и около трех лет".
Представители "Транснефти" и Минэнерго отказались от комментариев.
Виталий Петлевой
В энергетическом концерне продолжается внутренняя реформа.
"Газета РБК"
Один из ключевых департаментов "Газпрома", курирующий закупки более чем на 1 трлн руб., будет расформирован. Это позволит убрать дублирующие функции, решил новый зампред правления монополии Олег Аксютин, отвечающий за инвестиции.
Департамент на 1 трлн руб. выводят за штат
Заместитель председателя правления "Газпрома" Олег Аксютин предложил главе компании Алексею Миллеру вывести из штатного расписания "Газпрома" департамент по управлению корпоративными затратами (№621), отвечающий за закупки и тендеры "Газпрома" и нескольких его "дочек". Об этом говорится в письме Аксютина Миллеру от 30 апреля, у РБК есть копия. Подлинность документа подтвердили источник в "Газпроме" и источник, близкий к компании. Вывод из штатного расписания — это фактически расформирование, сказал один из собеседников РБК.
"В целях исключения дублирующих и избыточных на текущем этапе функций, а также упорядочения и разделения сфер ответственности курируемых мною подразделений целесообразно провести <...> функциональные изменения", — пишет Аксютин, который более десяти лет был членом правления "Газпрома", а 1 апреля 2019 года был назначен зампредом правления, курирующим инвестпрограмму. Тогда же в "Газпроме" прошли другие крупные перестановки: новыми кураторами экспорта и внутреннего рынка были назначены Елена Бурмистрова и Виталий Маркелов.
Аксютин предложил вывести 621-й департамент из центрального аппарата, переведя большую часть его функций и сотрудников в другие департаменты, которые он теперь будет курировать. Так, стратегическое управление закупочной деятельностью группы "Газпром", в том числе нормативно-методологическое обеспечение и сопровождение закупочной деятельности, а также контроль закупочной деятельности, "сконцентрировать в одном подразделении (департамент №646), исключая наделение его смежными или не связанными с основными задачами функциями", — говорится в письме. В штате нового департамента №646, который будет подчиняться Аксютину, должно быть 89 человек, следует из документа. В 621-м департаменте работает около 200 человек, сказал РБК источник, близкий к "Газпрому".
Два источника в "Газпроме" сообщили РБК, что Миллер уже одобрил предложение Аксютина. Но о соответствующих решениях может быть объявлено не ранее окончания майских праздников — после прохождения необходимых корпоративных процедур, указывает один из них. Официальный представитель главы "Газпрома" Сергей Куприянов отказался от комментариев.
На долю закупок "Газпрома" (без учета дочерних и зависимых структур) в 2018 году пришлось более 469 млрд руб., следует из отчета Минфина по мониторингу исполнения закона "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юрлиц". А две его ключевые "дочки" ("Газпром межрегионгаз" и "Газпром экспорт") разместили заказы еще на 607,3 млрд и 438,7 млрд руб. соответственно.
Новый куратор инвестпрограммы
Департаментом по управлению конкурентными затратами с 2010 года руководил Михаил Сироткин. В 2012 году подразделение было переименовано в департамент по управлению корпоративными затратами, а затем еще дважды — в департамент №121 в 2015 году и департамент №621 в апреле 2019 года. Но его основные функции не менялись: он курировал закупки и тендеры.
Сироткин работает в "Газпроме" почти 20 лет (с 2001 года) и считается давним соратником Миллера. Он окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности "философия" и с 2000 года работал в корпоративном блоке "Морской порт Санкт-Петербург", где в эти же годы работал будущий глава монополии. В 2001 году вслед за Миллером он пришел в "Газпром" и продвинулся с должности замначальника юридического департамента до руководителя закупок, а также гендиректора "Газпром закупки".
После расформирования департамента №621 Сироткин вряд ли уйдет из "Газпрома". Вероятно, его переведут в другую структуру компании, сказали РБК несколько собеседников в монополии.
Источник, близкий к "Газпрому", связывает предстоящее расформирование 621-го департамента с желанием перераспределить функциональные обязанности Сироткина между несколькими другими структурами. "Один человек не может решать так много вопросов, если это касается распределения бюджетов", — полагает собеседник РБК. Аксютин, получивший повышение в начале апреле, наоборот, укрепляет свои позиции. Ему поручено курировать вопросы стратегического развития, долгосрочного планирования, проектирования, формирования и контроля инвестпрограммы и закупочной деятельности "Газпрома". Инвестпрограмма "Газпрома" на 2019 год составляет более 1,3 трлн руб. По его инициативе в "Газпроме" проходит масштабная реорганизация, под его кураторство попадут минимум три ключевых департамента, которые будут ставить задачи единому техническому заказчику — ООО "Газпром инвест".
"Мне нечего пока прокомментировать", — сказал РБК Куприянов, отвечая на вопрос о кадровых решениях в отношении Михаила Сироткина после расформирования департамента.
Руководитель общественной организации "Стопкартель" Александр Кулаков полагает, что департамент закупок может быть упразднен из-за того, что сами тендеры в монополии могут "носить формальный характер". Он напоминает, что неоднократно жаловался в ФАС, Генпрокуратуру и другие инстанции на условия закупок труб большого диаметра в "Газпроме", но компания не поменяла процедуру работы с подрядчиками. Учитывая, что компания готовит реформу управления инвестпроектами, согласно которой внутри появится единый заказчик "Газпром инвест" и единый подрядчик "Газстройпром", сама процедура конкурсов изживет себя, ведь все закупки такого рода, по сути, будут происходить внутри самого "Газпрома" и зависимых от него структур, отмечает Кулаков.
Переход "Газпрома" к модели единого подрядчика должен снизить объем тендеров, организованных головной компанией и связанных с капитальным строительством, подтверждает старший директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. При переходе на новую структуру решение расформировать департамент, отвечающий за закупки и тендеры, кажется логичным с точки зрения бизнес-процессов, добавляет он.
Людмила Подобедова
Крупнейшему независимому нефтепереработчику грозит банкротство.
"Ведомости"
Высокий суд Лондона 30 апреля постановил заморозить активы Антипинского НПЗ (входит в группу "Новый поток" Дмитрия Мазурова) на сумму 225 млн евро по иску VTB Commodities Trading ("дочка" ВТБ), сообщило агентство Reuters со ссылкой на документ. Это также следует из решения Арбитражного суда Мурманской области, куда позже обратилась структура ВТБ с целью добиться исполнения решения британского суда на территории России.
Суд Лондона предписал заморозить имущество, активы Антипинского НПЗ, нефтепродукты или запасы нефти на борту принадлежащего "Новому потоку" танкера Polar Rock, в хранилищах в порту Мурманск, в железнодорожных цистернах на пути в этот порт, а также на территории самого завода.
Лондонский суд также заморозил денежные средства на двух банковских счетах в Сбербанке, указано в документе.
До окончания слушания дела ответчик — Антипинский НПЗ не должен без согласия VTB Commodities Trading продавать вакуумный газойль другим компаниям. Слушание по делу назначено на 15 мая.
В то же время трейдинговая "дочка" ВТБ просит российский суд принять предварительные обеспечительные меры — наложить арест на нефтепродукты Антипинского завода на сумму 197 млн евро. Это долг завода с учетом процентов перед структурой ВТБ, который возник за непоставку уже предоплаченного товара, указывает истец. Нефтепродукты сейчас находятся на борту или поставляются на борт танкера Polar Rock, подчеркивает VTB Commodities Trading, но опасается, что в последующем они могут быть проданы третьим лицам. 6 мая Арбитражный суд Мурманской области в удовлетворении требований трейдеру отказал, у него есть месяц на обжалование.
Антипинский НПЗ в Тюменской области — крупнейший российский независимый НПЗ. Его мощность — до 9 млн т нефти в год, глубина переработки — около 98%. В прошлом году у НПЗ начались финансовые трудности, из-за большого долга ему порой не хватало денег на закупку нефти.
"К сожалению, ряд трейдеров без объяснения причин прекратили финансировать поставки нефтепродуктов и начали недружественные по отношению к заводу действия, некоторые трейдеры предпринимают действия по аресту грузов, — говорит человек, близкий к одной из сторон конфликта. — Это привело к фактической остановке деятельности завода".
В этом году заводу были предъявлены требования о взыскании задолженности на сумму более 1 млрд руб., указано в решении Арбитражного суда Мурманской области. "У кредиторов есть понимание, что завод будет обанкрочен", — говорит собеседник, близкий к одному из кредиторов компании.
В конце апреля НПЗ сообщил о намерении обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом. 8 мая кредиторы — структура Сбербанка ООО "СБК" и Московский кредитный банк (МКБ) уведомили, что также подадут заявления о банкротстве завода.
"Сбербанк крайне обеспокоен сложившейся ситуацией и заинтересован в сохранении работоспособности завода и его коллектива, — сказал представитель банка. — В сложившейся ситуации Сбербанк, так же как и иные кредиторы, вынужден использовать предусмотренные законом инструменты для защиты своих прав".
Представитель "Нового потока" от комментариев отказался. Обращение в арбитражный суд МКБ объясняет защитой своих интересов как кредитора. Тем не менее банк намерен рассматривать возможности сохранения завода, говорит представитель МКБ. Его коллега из ВТБ 12 мая не ответил на запросы "Ведомостей".
"Вероятность банкротства завода велика", — говорит управляющий партнер юридической фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Рустам Курмаев. В ходе конкурсного производства предприятие может быть выставлено на торги. Но возможны и иные сценарии — финансовое оздоровление или заключение мирового соглашения с кредиторами. "Решение о судьбе завода будут принимать его крупнейшие кредиторы", — заключает Курмаев.
Галина Старинская, Виталий Петлевой
Независимые добытчики уверяют, что физически не способны загрязнить миллионы тонн нефти.
"Независимая газета"
Находящийся за границей фигурант дела о "грязной нефти", разыскиваемый Следственным комитетом России (СКР) Роман Трушев вышел на связь с немецкой прессой. Он обещает до 13 мая принять решение о дальнейших действиях, но уже сейчас заявил о своей невиновности. Его аргументы — фигурирующая в уголовном деле компания продана еще в конце 2018 года. Кроме того, он утверждает, что такие маленькие нефтяные компании просто не могли нанести столь масштабный ущерб.
"Не понимаю, при чем здесь я. Испортить такое количество нефти способен только большой поставщик", — заявил немецкому государственному информационному агентству Deutsche Welle (DW) предприниматель Роман Трушев, один из подозреваемых по делу о загрязнении нефти в трубопроводе "Дружба" хлорорганическими соединениями, объявленный в связи с этим Россией в международный розыск. Трушев, вышедший на связь с редакцией через WhatsApp (его местонахождение неизвестно), считает, что его пытаются сделать козлом отпущения.
"Не знаю, что делать", — ответил Трушев на вопрос DW о дальнейших планах. По его словам, он улетел на отдых за границу в конце апреля, решение, как теперь быть, собирается принять до 13 мая. Трушев, имеющий гражданство Мальты, подчеркнул, что в Самаре был последний раз в октябре прошлого года, а к декабрю 2018 года продал все активы, связанные с нефтью.
7 мая на заседании правительства РФ министр энергетики Александр Новак сообщил, что следствие выявило группу компаний, осуществлявших незаконную деятельность и сдачу в систему нефтепровода некондиционной нефти с использованием в сверхнормативном количестве хлорорганических соединений. Возбуждено уголовное дело, под стражу суд заключил четверых подозреваемых, еще двое (среди них Трушев) находятся в розыске.
До этого официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин называл произошедшее диверсией и заявлял, что загрязнение произошло через частный "Самаратранснефть-терминал", который принимает нефть у нескольких малых производителей.
Бывший владелец компании "Петронефть" Трушев утверждает, что версия следователей о том, что преступники поставляли нефть с добавлением хлорсодержащих соединений, чтобы скрыть хищения, не выдерживает никакой критики уже хотя бы потому, что мало какая фирма располагает таким количеством хлорорганики.
Узел слива нефти, который, по словам Трушева, находился у него в эксплуатации с 2011 по 2018 год, он назвал одним из самых маленьких в Самарской области. Подозреваемая следственным комитетом компания "Нефтеперевалка", к примеру, поставляла на узел около 25-30 тыс. тонн в месяц, уточнил Трушев. При этом, напоминает DW, в "Дружбу" в апреле попали, по разным оценкам, до 5 млн тонн загрязненной нефти, что на несколько недель парализовало всю трубопроводную систему вплоть до Германии.
"Чтобы такой маленький узел испортил такое количество нефти — это надо, чтобы он очень долгое время каждый день отправлял загрязненную хлорорганикой нефть "Транснефти", а та намеренно и осознанно направляла ее в систему нефтепроводов", — говорит Трушев.
По словам Трушева, на пути "Дружбы" от Самарской области до Белоруссии находятся 24 нефтеперекачивающие станции, на каждой из которых должны брать пробы и проводить анализы. При этом концентрацию хлорорганических соединений должны проверять не реже, чем один раз в десять дней. Учитывая, что нефть течет в "Дружбе" по российской территории до западной границы от 7 до 10 суток, эти анализы, видимо, не были проведены, привел свои расчеты Трушев.
Он привел данные по конкретной крупной российской нефтедобывающей компании, которая, по его версии, применяет хлорорганику для увеличения добычи нефти на старых месторождениях. Как пишет DW, "Татнефть" в первые четыре месяца 2019 года стимулировала отдачу скважин химическими методами, увеличив нефтедобычу на 3%, что на фоне высоких цен на нефть обещает дополнительную выручку.
Но в связи с "грязной "Дружбой" предстоит решить, кто и в каком количестве оплатит убытки. "Огромная труба была загрязнена ядовитой нефтью. За неделю даже трубу, по которой прокачивается нефть, на 4-5 мм, как говорят специалисты, съедает", — заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Белоруссия будет требовать от России возмещения ущерба, и хотя окончательных цифр нет, но уже понятно, что он составил сотни миллионов долларов, сказал президент. Ранее представители нефтяной отрасли страны говорили о 5 млн тонн зараженной нефти и общем ущербе в 2,6 млрд долл. Неназванные источники российского Минэнерго признавали для СМИ стоимость пораженного топлива в 1,6 млрд.
"Белорусская сторона сознательно преувеличивает масштаб возникших из-за загрязненной нефти проблем, считая, что это поможет выбить у России уступки по другим вопросам (налоговый маневр, газ, кредиты и пр.), — сказал "НГ" эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. По его мнению, реальный ущерб для белорусских НПЗ еще предстоит установить в ходе технического разбирательства. "Не факт, что там речь идет действительно о сотнях миллионов долларов, — считает Митрахович. — Что касается магистральной экспортной трубы, то, кроме слов Лукашенко, данных о ее повреждении из-за хлорорганики пока нет, российские специалисты ничего подобного пока даже близко не фиксировали и в целом не ожидают".
Эксперт утверждает, что как раз крупные, так называемые вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), уже давно активно не используют хлорорганику для повышения нефтеотдачи пластов, а малые — используют. "Но все равно остается вопрос, почему малые компании могли столь резко увеличить объемы подачи загрязненной нефти в трубу "Транснефти", почему раньше мошенничество, как считает СКР, длившееся девять месяцев, не приводило к масштабным эксцессам? "Транснефть" сначала говорила об эффекте диверсии, а не о мошенничестве и жадности малых компаний. Тут остается предмет для расследования", — говорит Митрахович.
"Это очень странная история, просто не представляю, как такое могло случиться. "Транснефть" работает как часы, система контроля четко регламентирована, контроль качества сдаваемой независимыми добывающими компаниями нефти на предмет хлорорганики проводится три раза в месяц. Что касается независимых компаний, у них действительно просто нет такого объема добычи, чтобы они могли загрязнить 5 млн тонн, — сказала "НГ" зампред Совета потребителей услуг магистрального трубопроводного транспорта Елена Корзун.
Анатолий Комраков