13.11.2018
"Взгляд"
Пока Россия в ручном режиме останавливала ценовой беспредел на российских АЗС, на Украине заговорили об угрозе топливного коллапса из-за критической зависимости от Москвы. Некоторые винят Россию даже в том, что литр бензина на Украине стоит почти в два раза дороже, чем в РФ. Что на самом деле происходит на топливном рынке соседа и кому украинцы должны предъявлять претензии?
Вице-премьер Дмитрий Козак отчитался перед президентом России о стабилизации ситуации на российском рынке нетфепродуктов и заморозке цен вплоть до конца марта 2019 года (с учетом инфляции и изменений налогового законодательства).
"7–10 ноября со всеми нефтяными компаниями были подписаны соглашения, где каждой нефтяной компании определены объем и параметры поставок на внутренний рынок, на биржу и на мелкооптовый рынок нефтепродуктов в объеме, который соответствует поставкам соответствующего месяца 2017 года плюс 3%. Также определены ценовые параметры в региональном разрезе по каждому субъекту, какая должна быть цена оптовых поставок нефтепродуктов в каждый субъект", — сказал Козак.
В это же время украинские СМИ предупреждают об угрозе топливного коллапса в случае остановки поставок российских нефтепродуктов на Украину. В этом случае коллапс может растянуться на полгода, заявил в интервью украинскому "Обозревателю" эксперт киевского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Потому что зависимость Украины от российского топлива находится на критическом уровне, и быстро переориентироваться на других поставщиков не получится. "На других рынках может и не быть достаточных дополнительных объемов, чтобы быстро перекрыть наш дефицит. В таком случае даже сложно прогнозировать, до какого предела вырастет цена на нефтепродукты", — предупредил эксперт.
По словам Корольчука, на Россию приходится почти 65% импортируемого топлива, поэтому прекращение поставок станет катастрофическим ударом для украинского рынка.
Почему же Украина ничего не делает для того, чтобы снизить свою зависимость от российских нефтепродуктов? Учитывая русофобскую политику местных политиков, эта идея должна была стать одной из главных в их повестке.
На самом деле серьезная зависимость Украины от российского топлива образовалась не сегодня. Это давно известный факт, который украинские политики стараются лишний раз не афишировать. Для политической демагогии им достаточно использовать идею избавления от российского газа. Как известно, еще в 2014 году Киев отказался покупать голубое топливо напрямую в России, теперь закупает его в Европе, переплачивая перепродавцу. Украина покупает в Польше, Словакии и Венгрии, по сути, тот же российский газ, но на 10–20% дороже, чем если бы закупала его у Газпрома. Если начать борьбу с российским бензином и дизтопливом, это приведет к аналогичному результату — удорожанию импорта этих нефтепродуктов для самих украинцев.
Игорь Корольчук говорит газете ВЗГЛЯД, что Украина закупает нефтепродукты не в Европе, а в Белоруссии и России, по экономическим соображениям — так дешевле на 20%.
При этом бензин на Украине уже крайне дорогое удовольствие. Литр стоит в 1,5–2 раза дороже, чем в России — при этом платежеспособность украинцев вдвое меньше, чем у россиян. Так, по данным на июль 2018 года, официальная средняя зарплата по России — 42 413 рублей, или 628 долларов, тогда как на Украине в июле — 9170 грн, или 328 долларов. А вот литр АИ-95 на Украине в среднем стоит 33 грн, говорит Корольчук. Это более одного доллара, или 79 рублей. Цена же на популярное в стране дизтопливо уже приближается к цене на бензин — в среднем 32,5 грн, добавляет украинский эксперт. По данным Московской топливной ассоциации, в Москве литр АИ-95 стоит в среднем 45,9 рубля.
Почему на Украине бензин и дизтопливо (его активно использует общественный и грузовой транспорт) такие дорогие? Потому что и нефть, и нефтепродукты импортные. Причем лидером по поставкам нефтепродуктов является Белоруссия, которая получает беспошлинно сырую нефть из России, перерабатывает ее и зарабатывает на экспорте, в том числе на Украину. Так, в 2017 году Украина импортировала нефтепродуктов из Белоруссии на 1,82 млрд долларов. На втором месте Россия, которая продала Украине нефтепродуктов на 1,27 млрд долларов. На них приходится 60–65% импорта топлива на Украину, говорит газете ВЗГЛЯД Игорь Корольчук. Еще 6% приходится на Литву, 2% — на Польшу. Сама же Украина производит лишь 15% от потребностей страны.
При этом решение России прекратить поставлять Белоруссии готовые нефтепродукты некоторые восприняли как причину очередного роста цен на бензин на Украине. На самом деле бензин и дизтопливо дорожают там уже давно и совсем по другим причинам.
Как отметил газете ВЗГЛЯД Игорь Корольчук, никакого снижения объемов импорта бензина и дизтоплива из Белоруссии или России на Украину не отмечается.
"Собственно говоря, конфликт между Россией и Белоруссией оттого и возник, что последняя перепродает российский бензин Украине, что Россия вполне могла бы делать сама. В самой Белоруссии нет проблем с бензином, для собственного потребления им вполне хватает, поэтому без российского бензина страна не умрет", — отмечает заместитель директора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.
Таким образом, дефицита бензина на Украине из-за российско-белорусских нефтяных отношений не будет. Но, скорее всего, лидером поставок нефтепродуктов на Украину скоро вновь станет Россия, а Белоруссия отойдет на второй план.
Речи о том, что сейчас в России кто-то всерьез обсуждает идею запретить поставки нефтепродуктов на Украину, тоже не идет. Реальные предпосылки для такого сценария сейчас отсутствуют, считает Корольчук. Просто Россия решила сама зарабатывать на экспорте.
Если виновата не РФ, то что же стало причиной роста цен на бензин и дизтопливо до 33 гривен за литр? Виной всему рост цен на нефть на мировых рынках, а также очередной виток девальвации украинской валюты.
При этом снижением зависимости от импорта нефтепродуктов в стране никто не занимается. Собственные НПЗ на Украине просто не работают. "Ряд НПЗ были остановлены в 2007 году, а часть — после событий 2014–2015 годов, когда смена власти в стране и волнения нанесли существенный урон промышленности. На Украине на текущий момент находится шесть НПЗ, но пять из них не работает, и реанимировать их уже невозможно", — говорит Анна Кокорева. Не стоит забывать, что Украина — это не Саудовская Аравия. "Чтобы загрузить НПЗ, Украине еще нужно купить нефть, а это в разы дороже, чем поставки напрямую с близлежащего месторождения. Поэтому экономика украинских НПЗ выглядит очень печально", — добавляет эксперт.
Собственной нефти Украина добывает крайне мало, в прошлом году она еще и снизила добычу на 4,2% — до 2 млн тонн. Это не покрывает огромные потребности страны. До 2014 года основным поставщиком сырой нефти на Украину была Россия, но теперь украинцы покупают ее в основном в Азербайджане, Алжире и Иране. Чтобы добыча росла, нужны деньги и желание, а с этим большие проблемы.
"В ближайшие годы все виды углеводородного топлива для украинцев будут только дорожать, так как страна не развивает энергетическую отрасль и приобретает топливо из-за рубежа", — считает Анна Кокорева. В итоге автомобиль на Украине рискует превратиться в средство передвижения исключительно для богачей. Цены на продукты и товары продолжат расти, в том числе из-за роста цен на бензин (который занимает 5–20% в цене товаров). Украинские фермеры продолжат беднеть из-за роста себестоимости производства продуктов сельского хозяйства, а украинская армия будет требовать из бюджета страны все больше денег на дизтопливо и бензин.
Ольга Самофалова
К соглашениям о стабилизации рынка планируется привлечь независимые АЗС.
"Известия"
Мировой рост цен на нефть не означает, что компании должны получать сверхприбыли на внутреннем рынке. Об этом Владимир Путин заявил на совещании с членами правительства. По словам президента, эта сфера должна быть рыночной, но ее нельзя оставлять без регулирования. Соглашение о сдерживании цен на топливо достигнуто со всеми участниками рынка, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. С независимыми АЗС в регионах тоже могут подписать соглашения, если будут выявлены признаки монополии. Из-за угрозы убытков заправки не пойдут на уступки без встречных обязательств со стороны нефтяных компаний, заявили "Известиям" в Независимом топливном союзе. Несмотря на заморозку цен на бензин до марта, в дальнейшем можно ожидать скачок из-за роста акцизов в 2019 году, считают в Совете Федерации.
Все за одного
В начале совещания президент предложил в первую очередь обсудить работу по сдерживанию цен на нефтепродукты.
— Мы договаривались с вами о том, что правительство проведет эту работу, еще месяц назад. В каком состоянии сегодня дела? Потому что мы понимаем: ситуация должна быть безусловно рыночной, она такой и является, но, когда на мировом рынке нефти цены поднялись и поднялись прилично, это совсем не значит, что мы должны обеспечивать такую же сверхприбыль и внутри страны. Нужно так или иначе эту сферу регулировать, — обратился глава государства к заместителю председателя правительства Дмитрию Козаку.
Ситуация стабилизирована, цены заморожены и будут сохраняться на том же уровне — с учетом инфляции и изменений налогового законодательства — до конца марта, заверил вице-премьер.
Дмитрий Козак подчеркнул, что в период 7–10 ноября все российские нефтяные компании подписали соглашение для стабилизации цен на нефтепродукты в России. Были определены ценовые параметры в региональном разрезе по каждому субъекту РФ, а также цены оптовых поставок нефтепродуктов. До каждой компании доводились параметры поставок на внутренний рынок, на биржу и на мелкооптовый рынок нефтепродуктов — в объеме, который соответствует поставке в соответствующем месяце 2017 года плюс 3%, отметил вице-премьер.
Установлен долгосрочный план поставок нефтепродуктов на внутренний рынок до 31 марта, уточнил Дмитрий Козак. Соглашениями предусмотрен порядок работы в первые три месяца 2019 года. В связи с увеличением ставки НДС (с 18% до 20%) с 1 января цены на нефтепродукты на оптовом рынке вырастут на 1,7%, а с февраля будут постепенно повышаться ежемесячно равными долями в пределах инфляции.
Вице-премьер отметил, что договоренность достигнута по принципу: "один за всех и все за одного", иначе будет недобросовестная конкуренция. Если кто-то не выполнит соглашение, будут введены заградительные экспортные пошлины.
Президент обратил внимание вице-премьера на претензии вертикально интегрированных компаний к розничному звену.
— По мнению руководителей компаний, эта розница играет на бирже недобросовестно, потом вставляет необоснованное количество посредников, цель которых — только цену задирать, а не оказывать реальные услуги на рынке. С этим как быть? — обратился Владимир Путин к Дмитрию Козаку.
— Об этом тоже договорились, даны поручения, — отреагировал вице-премьер.
Он отметил, что правительство поставило перед ФАС и Минэнерго задачу до конца года "проанализировать в региональном разрезе всю сеть независимых компаний на предмет монополизации", сказал Дмитрий Козак. Совокупно независимые АЗС занимают 62% розничного рынка.
— Очень часто, несмотря на их большое количество, владельцами являются одни и те же лица и действуют в нарушение антимонопольного законодательства. Поэтому мы такой анализ проведем до конца декабря, и в случае, если будут выявлены компании, которые занимают на розничном рынке монопольное положение, с ними тоже будет подписано соответствующее соглашение, — пояснил он.
Также даны поручения антимонопольной службе, Роспотребнадзору и Росстандарту обеспечить усиленный контроль деятельности так называемых независимых автозаправочных станций с точки зрения качества продукции, которую они поставляют, и особое внимание обратить на тех, кто будет обеспечивать себе повышенную маржинальность по сравнению с параметрами, которые заданы решениями правительства.
Монополия на местах
Дмитрий Козак еще по итогам совещания 31 октября поручил ФНС и ФАС провести внеплановые проверки независимых сетей АЗС, обратив внимание на те, у которых цены на топливо превышают индикативный уровень более чем на 4%. Среди независимых заправок нужно наводить порядок, у них много нарушений, отмечал вице-премьер. В ФАС не ответили на запрос "Известий". В Минэнерго переадресовали запрос в правительство.
— Речь идет о сетях АЗС, которые, имея монопольное положение, решили повысить цены, мотивируя это якобы влиянием ситуации на рынке, — пояснил "Известиям" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В масштабах региона розничный рынок обычно высококонкурентен, монопольные игроки могут возникать в небольших городах, добавил он.
С июня розничные цены на АЗС нефтяных компаний заморожены, и независимые сети в регионах с высокой конкуренцией стараются существенно их не поднимать. В среднем у независимых заправок топливо на 2–3 рубля дороже, чем у сетей АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Но есть регионы, где эта разница больше, рассказал "Известиям" представитель Независимого топливного союза Сергей Бойко.
— Речь идет о регионах, где ВИНК представлены более слабо или отсутствуют, а также о субъектах с большим транспортным плечом — Якутия, Хабаровский край, север страны. Поставка топлива туда требует больших средств, — отметил он.
Заправки торгуются
Представители независимых АЗС жалуются, что для компенсации затрат допущенный уровень повышения цен по сравнению с сетями ВИНКов всё равно недостаточен.
— В протоколе названы только индикативные мелкооптовые цены, розничных нет. Но есть пункт о том, что если превышение розничных цен по сравнению с оптовыми будет более чем на 4%, это является основанием для проверки АЗС ФНС и ФАС. Но это всего 2 рубля на литр, которых хватит только на доставку топлива до АЗС и оплату банковского эквайринга, — заявил "Известиям" первый замгендиректора "Петербургской топливной компании" (ПТК) Леонид Чурилов. — Соответственно, это прямые убытки, ведь у независимых АЗС, в отличие от ВИНКов, нет других источников доходов в виде экспорта или оптовой торговли.
Из-за угрозы убытков независимые сети будут не готовы подписать такие соглашения без встречных обязательств со стороны нефтяных компаний, это грозит им закрытием, указывает Сергей Бойко. Он предполагает, что необходимо обязать ВИНКи зафиксировать объемы поставки топлива независимым АЗС. Разница между оптовыми и розничными ценами должна покрывать хотя бы затраты.
— В текущей ситуации маржинальность независимым АЗС можно обеспечить только двумя путями: либо "отпустив" розничные цены, либо снизив оптовые при фиксированных розничных, — пояснил Леонид Чурилов.
Временная стабильность
Регулирование на рынке нефтепродуктов нужно начинать не с запретительных мер, а с пересмотра фискальной политики, которая в конечном итоге должна работать на граждан, считает член комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев.
— Любое, даже незначительное повышение цен на бензин, всегда приводит к росту себестоимости всех товаров, а значит, негативно скажется на потребителе. Этого допустить никак нельзя, — заявил "Известиям" парламентарий.
Сенатор уверен, что предлагаемые на сегодняшний день компенсационные механизмы в рамках налогового маневра не смогут гарантировать длительной стабильности на рынке нефтепродуктов.
— Несмотря на заморозку цен до марта, в дальнейшем можно ожидать роста цен на бензин, поскольку в 2019 году предусмотрено увеличение акцизов. На рынке нефтепродуктов должны остаться и крупные, и мелкие игроки, главное условие — они обязаны продавать только качественное топливо и не задирать цены сверх меры, — констатировал Валерий Васильев.
С 2019 года увеличатся ставки НДС и НДПИ, экспортные пошлины будут постепенно обнуляться и появится демпфирующий механизм. Всё это вместе принесет повышение цен еще на 5 рублей за литр, рассказывали "Известиям" эксперты. По их мнению, логичным шагом со стороны правительства был бы отказ от повышения акцизов в следующем году.
Ирина Цырулева, Полина Гриценко, Егор Созаев-Гурьев, Сергей Изотов