15.06.2016
Китайская CNPC интересуется совместной с "Газпромом" добычей газа, строительством и управлением "Силой Сибири — 2". "Газпром" не согласен — без обмена активами.
"Ведомости"
Китайская CNPC предлагает "Газпрому" заключить интегрированный контракт по западному маршруту трубопровода "Сила Сибири". CNPC интересуют совместная добыча газа, строительство и затем управление трубопроводом и реализация газа, сообщил представитель компании "Интерфаксу". "О цене еще даже не говорили", — сказал собеседник агентства.
Подход "Газпрома", по словам зампреда правления Александра Медведева, не изменялся и не изменится: участие иностранных партнеров в добыче на российской территории возможно только в случае стратегически выгодного и эквивалентного по оценке размена активами — "Газпрому" интересны активы в разведке и добыче.
За 10 лет, пока идут переговоры, звучали разные предложения, вспоминает аналитик Vygon Consulting Мария Белова: включить в формулу цены индекс американского Henry Hub, строить газовые электростанции или подземные хранилища газа в Китае, привлечь китайские компании к добыче или строительству газопровода в России.
Но CNPC впервые так открыто заявила об интегрированном контракте, констатирует портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Такой контракт означает разделение затрат и инвестиций между партнерами, а также, вероятно, более быстрое освоение запасов и разделение выручки, объясняют аналитики Rystad Energy. Этот подход может быть выгоден "Газпрому", если договориться о цене газа. "В прошлом году китайская сторона предлагала построить трубопровод от границы с Россией до Шанхая. Теперь CNPC, судя по всему, обозначила форму оплаты строительства", — полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
"Газпром" планирует обсудить условия контракта для "Силы Сибири — 2" на ПМЭФе, переговоры в Пекине намечены на конец июня.
В 2015 г., по данным МЭА, потребление газа в Китае выросло всего на 4% год к году — самый низкий показатель за 15 лет. Спрос на газ в Китае, прогнозирует МЭА, увеличится со 190 млрд куб. м в 2015 г. до 320 млрд куб. м в 2021 г. (в среднем на 9% в год). Но газ в стране пока примерно втрое дороже угля.
У Китая нет острой потребности в газе с западного маршрута — есть крупные контракты на центральноазиатский газ, поступающий в ту же часть страны, и Китай выторговывает у "Газпрома" схожие условия, полагает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Центральноазиатский газ — очевидный ориентир для китайцев и по цене, и по организации бизнеса, говорит и Белова. Туркменский газ добывает в том числе и китайско-туркменское СП, а идет он по газопроводу, построенному на китайские деньги. Участвуя в строительстве трубы, CNPC сможет контролировать цену газа на границе за счет транспортной составляющей, предупреждают аналитики. Затраты на 1 км газопровода диаметром 1400 мм в Китае втрое ниже, чем в Краснодарском крае, знает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
CNPC недавно сообщала о намерении диверсифицировать источники газа, напоминают в Rystad. У "Газпрома" большой потенциал добычи, а у CNPC нет особо крупных разведанных месторождений. Разработка российских запасов может быть китайцам интересна: часть инфраструктуры уже создана, а точка безубыточности газовых проектов "Газпрома" относительно невысока. Но "Газпрому", говорит Гривач, не нужна помощь ни в разработке месторождений, ни в строительстве трубопровода.
Стратегия "Газпрома" — обмен активами с европейскими компаниями, в том числе через участие в добычных активах за пределами ЕС, говорит Белова. Законодательство Китая не запрещает иностранным компаниям работать на традиционных запасах нефти и газа по соглашению о разделе продукции (СРП), теоретически "Газпрому" могут предложить такие активы, продолжает Белова: "Но они будут больше заинтересованы пригласить "Газпром" к работе с активами в третьих странах. И тут надо быть осторожнее — китайская госкомпания в период высоких цен на нефть приобрела много низкорентабельных активов за рубежом".
По мнению Rystad Energy, у CNPC в Китае нет крупных разведанных месторождений газа, которые могли бы заинтересовать "Газпром", зато есть доли в крупных проектах в России ("Ямал СПГ") и Казахстане (Кашаган).
Допуск китайцев к добыче в России приведет к пересмотру оценки запасов и смет, на что "Газпром" вряд ли пойдет, считает Крутихин. А доступ CNPC к реализации газа потребует революции в российском законодательстве, продолжает он: право экспорта трубопроводного газа есть только у "Газпрома".
Вопрос самостоятельного экспорта газа китайской компанией не стоит, полагают Гривач и Вахрамеев: речь идет об участии китайской компании в доходах от экспорта.
В Минэкономразвития информация о предложении CNPC не поступала. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Представитель "Газпрома" не ответил на вопросы "Ведомостей". Представитель CNPC не смог оперативно прокомментировать ситуацию.
Алена Махнева
Игорь Сечин дал интервью итальянской газете Sole 24 Ore.
"Известия"
Накануне Петербургского международного экономического форума, главный исполнительный директор "Роснефти" дал интервью итальянской Sole 24 Ore, в котором рассказал об основных вызовах момента: снижении цен на нефть, приватизации "Роснефти", сотрудничестве с ОПЕК, американских и европейских санкциях. Наконец, он поделился надеждой принять участие в воплощении в жизнь мечты Энрико Маттеи — о сотрудничестве с итальянской компанией в масштабных добычных проектах на территории России.
— Грядущий экономический форум в Санкт-Петербурге будет особенно важным для Италии и ее взаимоотношений с Россией. Каковы ваши ожидания от форума?
— В основе нашего сотрудничества — систематическая каждодневная работа. Форум — хороший повод подвести определенные итоги. Особое значение нынешнему форуму придает участие премьер-министра Италии Маттео Ренци.
В 1960-е годы основатель и глава компании "Эни" Энрико Маттеи заключил с СССР долгосрочный контракт на поставку нефти, разрушив таким образом догматы холодной войны, которые в том числе предполагали экономическую изоляцию России. Отстаивая соглашение, подписанное им в Москве, Маттеи уверял тогда, что "оно не представляет опасности для Италии, зато обеспечивает страну нефтью, дает работу итальянцам, и что он искренне рад тому, что "волчица, вскормившая Ромула и Рема, наконец-то породнилась со знаменитым русским медведем".
В результате именно благодаря российской нефтяной отрасли, энергомосту, созданному усилиями Маттеи и его советских партнеров, отношения между Россией и Италией на протяжении десятилетий имеют прочную основу. И "Роснефть", безусловно, следует устоявшимся традициям. Ее сотрудничество с итальянскими компаниями носит интегральный, комплексный характер — от разведки и добычи до переработки, нефтесервиса и даже логистического обеспечения, технологического сотрудничества. Только в прошлом году мы поставили в направлении морских портов Италии почти 16 млн т нефти и нефтепродуктов общей стоимостью $5,7 млрд.
Тем не менее с нашим ключевым итальянским партнером — корпорацией Eni — мы хотели бы расширить сотрудничество практически по всей технологической цепочке: в геологоразведке, добыче, нефтепереработке и развитии технологий. Реализуются совместные с Eni проекты на шельфовых участках. И не исключено, что со временем нам удастся принять участие в воплощении в жизнь мечты Энрико Маттеи — об участии итальянской компании в масштабных добычных проектах на территории России.
— Давайте перейдем к вопросу о ваших отношениях с Pirelli. Планируете ли вы оставаться долгосрочным инвестором и акционером итальянской компании? Как вы оцениваете вхождение в акционерный капитал Pirelli китайской ChemChina?
— В настоящее время "Роснефть" удовлетворена своим положением в акционерном капитале Pirelli. Что же касается сделки с ChemChina, я бы назвал ее уникальным примером нового евразийского бизнес-мышления. Итальянская компания во взаимодействии с нами не только успешно реструктурировала свою финансовую задолженность, но и получила стратегического инвестора из Китая и совершенно новые перспективы развития. Pirelli продемонстрировала образцовый подход по минимизации рисков и использованию потенциала синергии евразийского сотрудничества. То, что произошло, — это, фактически, масштабный вывод на крупнейшие рынки АТР современных европейских технологий шинного производства с использованием ресурсного потенциала России и финансовых возможностей Китая. Углубление партнерства Pirelli и ChemChina открывает дополнительные возможности по взаимовыгодному развитию новых бизнес-направлений, в том числе и для "Роснефти".
— А что касается Saras? В апреле Джан Марко Моратти заявил, что "Роснефть" не намерена снижать свою долю в итальянском нефтеперерабатывающем активе. Как вы оцениваете опыт сотрудничества с компанией семьи Моратти в свете того, что вы покинули совет директоров Saras и ваше место занял Андрей Шишкин?
— Saras — хороший проект. Участие в нем показало для нас прибыль. Это яркий пример "бережного" отношения со стороны якорного акционера к семейному наследству.
Произошло перераспределение функционала в рамках "Роснефти". Я как руководитель компании должен сосредоточиться на стратегических проектах, Pirelli входит в их число, Saras не требует такого внимания. Здесь больше речь идет о контроле над операционными затратами, повышением эффективности. Стратегия развития определена основным акционером. Я благодарю семью Моратти за оперативное решение по замене представителя "Роснефти", которым стал вице-президент компании по инновациям Андрей Шишкин, бывший заместитель министра энергетики РФ, прекрасно владеющий проблематикой НПЗ. Мы владеем 12-процентной долей в компании, весьма заинтересованы в ее успешном развитии и предпринимаем инициативы, направленные на повышение прибыльности Saras. Я был вынужден покинуть совет директоров Saras в связи с плотным рабочим графиком.
— Что касается "Роснефти", каково ваше мнение относительно решения приватизировать часть акционерного пакета? Считаете ли вы, что момент подходящий, или полагаете, что стоило бы подождать менее сложного этапа экономики как в России, так и глобально?
— Все вопросы по приватизации, включая размер приватизируемого пакета, форму и время ее проведения, а также квалификационные требования к возможным инвесторам, находятся в ведении правительства. Основной задачей менеджмента компании является наращивание ее стоимости для акционеров, крупнейшим из которых является государство. Решение этой задачи будет способствовать в том числе максимизации доходов государства от возможной продажи части своего пакета. В то же время с учетом ситуации на мировом рынке нефти и наличия санкций текущие котировки компании вряд ли соответствуют ее фундаментальной стоимости. Однако необходимо принимать во внимание и проблемы бюджета. Мы полагаем, что в текущих непростых условиях разумно рассматривать различные варианты, в том числе привлечение стратегических инвесторов.
Эффективному проведению приватизации будет способствовать определенное восстановление рыночной конъюнктуры, снятие ограничений, а также реализация некоторых мер государственной поддержки, направленных, к примеру, на совершенствование инфраструктуры и улучшение инвестиционного климата. Окончательное решение будет за правительством.
— Вы говорили, что время ОПЕК прошло. Как, по вашему мнению, будут меняться цены на нефть в будущем? Существует ли еще возможность договориться в случае нового обвала цен нефть?
— По оценкам аналитиков, средняя цена на нефть в 2016 году ожидается на уровне $40-45 за баррель "Брент". Спрос на нефть в мире продолжает расти, в то время как добыча, в первую очередь в США, снижается. Текущий незначительный избыток производства нефти в мире будет покрыт растущим спросом, а значит, приближается период устойчивого роста цен для обеспечения требуемой доходности инвестиций в новые проекты добычи. Добыча нефти в России с точки зрения затрат — одна из самых эффективных в мире (операционные затраты "Роснефти", например, составляют $2,1/баррель нефтяного эквивалента), а проекты добычи благодаря качественной ресурсной базе носят долгосрочный характер. Поэтому краткосрочное снижение цен не имеет для нас критического эффекта, как, например, для сланцевых проектов. Этот фактор наряду с отсутствием перекредитованности российской нефтяной отрасли позволяет уверенно сохранять стабильность на протяжении всего цикла. Главный внешний вызов для энергетики России заключается в резком ужесточении конкуренции на внешних энергетических рынках. В перспективе предстоит упорная конкурентная борьба за удержание доли на ключевых традиционных и наращивание доли на новых энергетических рынках.
Заморозка добычи обсуждалась как временное решение для смягчения чрезмерных колебаний цены, которые происходили на рынке. Следует отметить, что с момента максимального падения цен в январе 2016 года, когда разговоры о заморозке добычи велись особенно активно, цена на нефть выросла почти в два раза, достигнув некоторого равновесия на уровне $50/барр. Причем произошло это безо всяких договоренностей, что свидетельствует о фундаментальной устойчивости нефтяного рынка. Более того, рынок приходит в равновесие быстрее, чем ожидали нефтяные аналитики. И как знать, возможно, через 3-5 лет мировому рынку потребуется уже другой вид договоренности — об экстренном наращивании добычи и поставок нефти из стратегических запасов для устранения дефицита, вызванного периодом низких инвестиций.
— В Европе мы жалуемся на зависимость от российских энергоносителей, но как только Россия смотрит на Китай или Азию в целом, начинаем переживать. Китайский рынок может стать для России более важным, чем европейский?
— Европейский энергетический рынок в силу объективных причин в течение десятилетий является основным рынком сбыта российских углеводородов. За это время была построена огромная инфраструктура, как портовая, так и трубопроводная. Достаточно сказать, что компания занимает лидирующее положение на рынке нефти и нефтепродуктов Германии.
Однако сейчас темпы роста европейского рынка замедляются в отличие от азиатского, на котором, наоборот, наблюдается интенсивный рост потребления. При этом новые ресурсы нефти и газа разрабатываются преимущественно на востоке России. В этих условиях вполне логично, что данные ресурсы направляются на наиболее близкий и быстрорастущий рынок Азии. Тревоги по этому вопросу испытывать не надо: в структуре экспорта "Роснефти" поставки в КНР занимает 13%. Это обычная диверсификация рынков сбыта.
"Россети" проведут допэмиссию привилегированных акций до 25% уставного капитала. Цель — поддержка распределительных сетей.
"Ведомости"
В четверг совет директоров "Россетей" принял несколько решений в отношении "дочек" компании. Приоритетом объявлена консолидация принадлежащих ФСК распределительных сетей на базе работающих в соответствующих регионах МРСК, говорится в протоколе заседания.
Для этого "Россети" проведут допэмиссию привилегированных акций, которую оплатит ФСК своими распредсетевыми активами на территориях ответственности "Янтарьэнерго", "Кубаньэнерго", МРСК Северо-Запада и правами требования долга к МРСК Северного Кавказа, Дагестанской сетевой компании и "Тываэнерго", который перед этим будет реструктурирован на пять лет, пояснил представитель "Россетей". Затем допэмиссию проведут уже "дочки" "Россетей", в капитал которых будут внесены полученные активы и права требования долга. Сумму долга он не назвал.
Доля привилегированных акций "Россетей" в уставном капитале — 1,3%. Их стоимость — 1,79 млрд руб. Объем эмиссии будет зависеть от оценки, но доля привилегированных акций не может быть больше 25% от уставного капитала, пояснил представитель.
В основном сестринские компании должны ФСК за услуги по передаче электроэнергии, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Долг покупателей перед ФСК составляет 39 млрд руб., говорится в отчете ФСК. Общий долг МРСК — 264 млрд руб., приводит данные Порохова. Главная проблема — высокая инвестпрограмма, ужесточение тарифной политики с 2014 г., проблемы с платежной дисциплиной, перечисляет она.
По итогам 2015 г. "Россети" от "дочек" (всего их 15) получат больше дивидендов, чем когда-либо раньше, говорит аналитик Raiffeisenbank Федор Корначев. Суммарно около 23 млрд руб., писал "Интерфакс" со ссылкой на источники. Почти 17 млрд руб. заплатит ФСК. При этом около 26,6 млрд руб. "Россети" вернут "дочкам". Компании сократили свои инвестпрограммы, издержки, изменилась специфика учета затрат и выручки от техприсоединения, это позволило направить на дивиденды в обязательном порядке 50% от чистой прибыли, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. За 2013 г. "Россети" получили 3 млрд руб., за 2014 г. — 3,3 млрд руб.
Иван Песчинский