16.03.2016
Российским компаниям придется выявлять своих бенефициаров и отчитываться о них. Сделать это может оказаться слишком сложно, предупреждают эксперты.
"Ведомости"
Компании должны получать, хранить и обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах — такие поправки в закон о противодействии легализации преступных доходов направило в Думу правительство. Законопроект обязывает компании документально подтверждать подлинность такой информации и в случае необходимости предоставлять ее федеральным органам. За нарушение предусмотрен штраф: для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб., для компаний — от 100 000 до 500 000 руб.
Раскрытие таких структур — часть кампании по борьбе с офшорными схемами. До сих пор конечные бенефициары многих компаний, даже публичных, остаются за кадром. Например, неизвестны владельцы "Сургутнефтегаза": он публикует только доли менеджеров и членов совета директоров. Дмитрий Каменщик лишь в 2011 г. признал себя единственным бенефициаром аэропорта "Домодедово".
К законопроекту есть претензии, говорит вице-президент РСПП по корпоративным отношениям Александр Варварин. Если компания приняла все доступные меры для установления и раскрытия своих бенефициаров, то ее нужно освободить от ответственности, следует из замечаний РСПП к проекту. Сама формулировка "обоснованные и доступные меры" оставляет простор для злоупотреблений, говорит Варварин: непонятно, достаточно ли просто направить запрос о предоставлении сведений, запрашивать их из ЕГРЮЛ или требовать через суд. Перечень таких мер нужно закрепить в законе, говорится в замечаниях РСПП, например изучение учредительных документов, использование внешних источников информации, устные запросы. Иначе из-за обтекаемости формулировки норма может привести к коррупции, следует из замечаний РСПП.
Непонятно, как оформлять такие документы, критикует проект и чиновник финансово-экономического блока, но главное — где и как они будут храниться. Была даже идея ввести такие данные в ЕГРЮЛ, вспоминает он, но для этого все заявленные данные о бенефициарах должны проверяться, а, пока обмен информацией с другими странами не налажен, сделать это сложно.
Представитель Росфинмониторинга не смог прокомментировать замечания к проекту. В марте 2015 г. законопроект получил отрицательный отзыв и Минэкономразвития. У компаний могут возникнуть проблемы с получением информации о бенефициарных владельцах из-за отсутствия влияния на учредителей или законодательных ограничений в других странах, говорилось в отзыве. Разработчики учли все замечания министерства, говорит его представитель.
Акционеры часто бывают номинальными, говорит консультант крупной аудиторской компании, тому может быть много причин, начиная от плохого инвестиционного климата и заканчивая желанием скрыть доходы. Но бенефициар не всегда принимает управленческие решения, это может делать и трастовый управляющий, продолжает он. Ключевая задача — установить, кто реально получил доход, объясняет чиновник: например, средства могут быть перечислены в страны с пониженной ставкой по соглашениям об избежании двойного налогообложения, а на самом деле это техническая прослойка, а конечный бенефициар зарегистрирован в юрисдикции с более высокой ставкой.
Сами компании не всегда могут иметь информацию о своих бенефициарах, предупреждает партнер KPMG Анна Воронкова, если у компании сложная цепочка владения и есть иностранное лицо, зарегистрированное в офшоре. В таких случаях вычислить бенефициара проще налоговым органам, продолжает она. "Пока информацию по каждому налогоплательщику не получаем", — признает чиновник ФНС, но по некоторым юрисдикциям обмен информацией уже налажен.
Помочь компаниям может четвертая директива Европарламента, которая обязывает каждую страну ЕС создать реестр конечных бенефициаров зарегистрированных на ее территории компаний, а также трастов (первый реестр появился в Великобритании). Юрфирмы, госорганы стран ЕС и банки получат неограниченный доступ к этой информации сразу, а российские банки смогут запросить данные, если предоставят доказательства отмывания денег, финансирования терроризма, налоговых или коррупционных схем. Россия присоединилась к инициативе ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией, но получать информацию сможет не раньше чем с 2018 г.
Елизавета Базанова
Правительство начало искать организаторов "большой приватизации".
"РБК daily"
Минэкономразвития разослало предложения банкам поучаствовать в организации приватизации трех госкомпаний — "Башнефти", АЛРОСА и ВТБ. "Минэкономразвития организована работа по отбору юридических лиц для организации от имени РФ продажи находящихся в федеральной собственности акций "Башнефти", АЛРОСА и ВТБ. Предложения рассылались банкам в соответствии с распоряжением правительства РФ от 25 октября 2010 года (включает список банков, из которых министерство может отбирать организаторов приватизации. — РБК)", — сообщил "Интерфаксу" представитель Минэкономразвития.
У банков есть ровно неделя — до 21 марта, чтобы заявить о своей заинтересованности в участии в подготовке приватизации, добавил представитель ведомства. После этого продолжится процедура отбора участников.
"Башнефть", АЛРОСА и ВТБ входят в список наиболее дорогих активов, акции которых намерено приватизировать правительство. В "Башнефти" Минэкономразвития рекомендовало снизить долю Росимущества с 50,08 до 0%, закрепив за Росимуществом "золотую акцию". В АЛРОСА министр финансов Антон Силуанов предлагал продать 10,9%, сохранив контрольный пакет у РФ и Якутии. Такой же пакет — 10,9% — государство планирует продать и в ВТБ, что позволит и в этом банке сохранить контроль.
Самый дорогой актив — 19,5% "Роснефти" — должен приватизировать его основной акционер "Роснефтегаз" (а не Росимущество), директиву о подготовке приватизации, в том числе о выборе организаторов, первый вице-премьер Игорь Шувалов подписал еще 20 февраля.
В письме Минэкономразвития как раз идет речь о продаже 50% "Башнефти" и по 10,9% АЛРОСА и ВТБ, рассказал РБК инвестбанкир, знакомый с текстом письма. Представитель Минэкономразвития пока не ответил на запрос РБК.
Во вторник на Московской бирже 50% "Башнефти" стоили 221,9 млрд руб., 10,9% АЛРОСА — 56,1 млрд руб., 10,9% ВТБ — 106 млрд руб.
Официально об интересе к покупке доли в "Башнефти" пока заявил только президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, АЛРОСА интересует владельца "Реновы" Виктора Вексельберга.
О претендентах на долю в ВТБ пока неизвестно. Но предправления банка Андрей Костин неоднократно говорил, что не исключает указаний о приватизации до конца года. "Я думаю, что приватизировать надо тогда, когда к этому будут подходящие рыночные условия. Сегодня они тяжелые. Не говорю, что невозможно, но нам требуется серьезная, детальная проработка", — предупредил он в интервью телеканалу "Россия 24" в середине февраля.
В правительственный список потенциальных организаторов приватизации госактивов входят Goldman Sachs, JP Morgan, Credit Suisse, Deutsche Bank, Morgan Stanley, Barclays, RBS, BNP Paribas, UBS, Citi, UniCredit, Societe Generale, BofA-ML, Raiffeisen, Сбербанк CIB, "ВТБ Капитал", "ВЭБ Капитал", Газпромбанк, "Ренессанс Брокер", Альфа-банк, МДМ Банк и "Российский аукционный дом", напоминает "Интерфакс".
Тимофей Дзядко, Сирануш Шароян
Минприроды готово делиться штрафами с активистами, сообщившими о нарушениях в природоохранной сфере.
"Российская газета"
Глава минприроды Сергей Донской предложил награждать активных граждан, сообщающих о нарушениях природоохранного законодательства. "Необходимо создать систему "общественных инспекторов" — взаимодействия с гражданами, имеющими активную гражданскую позицию и готовыми выявлять и пресекать нарушения природоохранного законодательства", — сказал он.
Помимо славы, активистам, благодаря которым правонарушителей привлекут к ответственности, достанется и награда. "Это могут быть 10-15-процентные отчисления от суммы взысканных ущербов", — заявил министр на расширенном заседании коллегии Росприроднадзора.
Кроме того, минприроды считает необходимым дифференцировать бизнес по степени воздействия на окружающую среду. "Нам важно проверять крупных загрязнителей, которых в стране всего 11 тысяч. Они производят 90 процентов экологических загрязнений, из них 50 процентов загрязнений воздуха осуществляют 60 предприятий, и 110 предприятий — водных объектов. Нет смысла набрасываться на небольшие компании, размазывая наши усилия по тарелке", — подчеркнул глава минприроды.
Росприроднадзор уже сокращает проверки. "В 2016 году, при общем снижении количества плановых проверок на 53 процента, в отношении малого бизнеса план снижен на 87 процентов, — сообщил глава ведомства Артем Сидоров. — В перспективе круг проверяемых объектов сузится до предприятий, которые вносят львиную долю в негативное воздействие на окружающую среду".
Артем Сидоров рассказал "РГ", что в этом году будет составлен рейтинг экологически неблагоприятных территорий. "Впрочем, есть регионы, которым мы и без всякого рейтинга будем уделять особое внимание. Это Челябинск и Норильск", — отметил он.
По его словам, труднее всего пресекать нарушения в водоохранной сфере. "Сложность составляет координация всех органов госвласти, которые имеют к этому отношение — природоохранных, правоохранительных и т.д. Затрагиваются вопросы и водоохранного законодательства, и градостроительной политики, и земельного права", — пояснил он.
Тем не менее водоохранный надзор в этом году будет усилен. В первую очередь за использованием озера Байкал. "Мы проводим проверки всех водопользователей, которые осуществляют сбросы в Байкал и реку Селенгу. А в апреле-мае проверим все суда, находящиеся на Байкале, включая маломерные. Их около 250", — рассказал Сидоров.
У Байкальской природной территории большие экологические проблемы. Здесь за последние годы накопилось свыше 104 миллионов тонн отходов, что в семь раз больше, чем в 2006 году. Дальше их накапливать просто нельзя. Остро стоит проблема маловодья.
Елена Березина
Юристы предложили считать неуплату налогов недобросовестной конкуренцией и дать ФАС право наказывать за нее.
"Ведомости"
Неуплату налогов, таможенных, авторских, утилизационных сборов нужно считать нарушением конкуренции — такие предложения по совершенствованию антимонопольного регулирования и защите конкуренции направило в ФАС НП "Объединение корпоративных юристов" (ОКЮР), говорит президент объединения Александра Нестеренко. Служба пока не получала документ, сообщил ее представитель.
Сейчас недобросовестной конкуренцией считаются случаи, когда одна компания непосредственно влияет на другую, пишет ОКЮР. Но если компания не платит налоги, взносы в социальные фонды, не сертифицирует товары, не обслуживает товар по гарантии, она может снизить цены, а это уже вредит конкурентам, объясняет Нестеренко. Разница в цене может быть 10-30%, в итоге добросовестные компании уходят с рынка, пишет ОКЮР. Никакой сбор не наносит вреда конкуренции, если его платят все, но может быть губителен, если кто-то платит, а кто-то нет, говорит эксперт ОКЮРа Никита Полозов.
Пока ФАС крайне неохотно рассматривает дела о подобных нарушениях, отвечая, что они должны выявляться и пресекаться иными органами власти, отмечает ОКЮР. Нужно будет предоставить в ФАС доказательства нарушения — решение суда или акт налоговой проверки, считает Нестеренко.
Идея интересная, но как ее реализовать, непонятно, говорит чиновник финансово-экономического блока: ФНС может изменить претензии, они могут быть оспорены в суде или отменены в досудебном урегулировании. А если претензии прошли судебное разбирательство, а компания все равно не платит налог, то взыскать с нее штраф практически невозможно, продолжает он: как правило, такие компании ликвидируются либо банкротятся.
Часто, когда нарушения очевидны, решение ФНС или ФТС не обязательно, полагает Полозов. Если конкурент торгует товарами, у которых нет инструкции на русском языке, как часто бывает в интернет-магазинах электроники, то можно не сомневаться, что он не платил таможенный сбор, ФАС могла бы расследовать это сама и вынести решение, приводит он пример. Или авторский сбор, который платят 10% участников рынка, заключивших договор с Российским союзом правообладателей (РСП), не надо было бы ждать, пока союз подаст в суд на всех, а сразу обращаться в ФАС.
Не обязательно сразу просить для недобросовестного конкурента оборотный штраф, можно ограничиться предписанием, считает Нестеренко. Одно только признание факта нарушения конкуренции может заставить многих исправиться, рассчитывает Полозов.
Оборотные штрафы, а тем более предупреждения, вряд ли станут дополнительным стимулом к уплате налогов, сомневается советник Herbert Smith Freehills Станислав Григорьев.
Замруководителя ФАС Сергей Пузыревский также сомневается в обоснованности дважды наказывать компании за одно нарушение. Если есть специальное законодательство, регулирующее этот вид нарушений, то наказывать еще раз не надо, считает он. Дополнительная ответственность явно чрезмерная, согласна партнер "Яковлев и партнеры" Екатерина Смирнова. За неуплату налогов и так уже достаточная ответственность вплоть до уголовной, напоминает Григорьев.
Новые полномочия превратят ФАС в "сверхконтролирующий" орган, продолжает Смирнова, дублирование функций других служб будет излишним и в целом предложение нежизнеспособно.
Екатерина Мереминская, Елизавета Базанова