Политическое давление Москвы может заставить местные нефтяные компании переориентироваться на доставку продукции местных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) через российские порты. Белоруссии дешевле обходится поставка через страны Балтии. Официальные лица республики ситуацию пока не комментируют.
Новая проблема в российско-белорусских отношениях возникла на прошлой неделе. Поводом послужило заявление президента России Владимира Путина, который 16 августа на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России заявил, что белорусские НПЗ должны поставлять свои нефтепродукты через российские порты на том основании, что производят они их из российской нефти. "На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры", — заявил он. В практике двусторонних отношений это значит, что объемы поставок российской нефти на переработку белорусским НПЗ будут зависеть от того, через какие порты будут продаваться изготовленные из нее нефтепродукты.
Согласно статистическим данным, Белоруссия поставляет через порты порядка 65% всех экспортируемых нефтепродуктов. Главный экспортер — Белорусская нефтяная компания — имеет договора на перевалку нефтепродуктов с 12 терминалами в 7 портах Балтийского и Черного морей. Конкуренты российским портам — порты Литвы и Латвии. Выбор в пользу прибалтийских государств Белоруссия делает исключительно из экономических соображений — так ближе и дешевле.
Напомним, что тема переориентации белорусских нефтепродуктов возникла не вдруг. Весной этого года Российская железная дорога (РЖД) увеличила размер скидки для белорусских компаний, везущих свои грузы в сторону российских портов до 50%, пытаясь заинтересовать их. Однако представители белорусских НПЗ вскоре после принятого решения утверждали, что этого недостаточно, поскольку "при рассмотрении этого вопроса следует учитывать величину первоначальных тарифов, к которым применяется скидка, а также расстояние до российских портов".
После заявления Владимира Путина ситуацию прокомментировал и.о. генерального директора Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб. "Мы на постоянной основе прорабатываем возможность поставки белорусских нефтепродуктов в направлении российских портов. Однако даже с учетом предоставленной РЖД скидки железнодорожные тарифы в иных направлениях ниже по сравнению с российским направлением", — заявил он. Кроме того, по его словам, у белорусских компаний возникают трудности в зимний период: "не всегда удавалось найти компромиссное решение с операторами российских терминалов по гарантии сохранения качества белорусских нефтепродуктов после перевалки".
На проблему замерзающих в зимний период российских портов уже обратили внимание в Литве, пытаясь подчеркнуть преимущества своих. "Направление грузов по железным дорогам России через порты России для Беларуси может быть и невыгодно экономически, и опасно стратегически, если иметь в виду, что российские порты — замерзающие, и климатические условия там совершенно иные", — заявил на прошлой неделе премьер-министр Литвы Саулюс Сквярнялис.
Белорусские НПЗ в прошлом году и так уже много потеряли из-за того, что Россия снизила им объемы поставок нефти, поэтому сейчас им приходится считать каждую копейку. Исходя из этой логики, вопрос перехода на российские порты не имеет смысла. Для частных компаний перехват грузов — "это новость, которую можно почитать и забыть", говорил еще недавно глава группы логистических компаний "Фабеас" Андрей Поддубский.
Однако белорусские эксперты оценивают ситуацию с учетом практики российско-белорусских отношений, в которых экономическая целесообразность не всегда главное. Примеры тому — постоянные конфликты с Россельхознадзором, который находит либо не находит антибиотики в белорусском молоке в зависимости от уровня политического согласия между союзниками. В Минске не исключают, что в нынешней ситуации Москва запросто может "запакетировать" объемы поставок нефти и направление экспорта сделанных их них нефтепродуктов. Правда, произойдет это, вероятнее всего, не прямо сейчас, а при обсуждении планов на 2018 год. Напомним, что только в апреле с огромным трудом стороны согласовали объемы поставок нефти на год нынешний. "Можно не сомневаться, что Минск предоставит союзнику убедительные аргументы не в пользу российской логистики, а также, как можно предположить, калькуляцию дополнительных затрат, что могло бы сделать логистический коридор в направлении российских портов выгодным для поставок белорусских нефтепродуктов", — пишет эксперт энергетического рынка Татьяна Маненок. Как правило, такие споры между союзниками тянутся так долго и проходят так тяжело, что СМИ называют их "войнами".
Исход очередной "войны" также может быть разным, рассуждают местные аналитики. В пример приводится ситуация с "запакетированным" ранее требованием для белорусских НПЗ поставлять определенную часть нефтепродуктов на российский рынок. Белоруссии это стало невыгодным, и она перестала выполнять это требование. После длительных конфликтов этот пункт исчез из пакета.
Антон Ходасевич