22.09.2015
Минфин хочет изъять "девальвационные" доходы нефтяников.
"Новые известия"
Минфин выдвинул предложение использовать "девальвационные" доходы нефтяных компаний для покрытия дефицита бюджета и экономии средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Реализация предложения может привести к пополнению бюджета на сотни миллиардов рублей. В то же время будут нарушены неоднократно звучавшие обещания властей не повышать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль.
Как считают в самом Минфине, девальвация рубля, начиная с 2014 года, создала для предприятий в нефтяной отрасли выгодные условия: рублевые расходы на поддержание добычи почти не изменились, а налоги снизились. И чтобы нефтяники поделились накопленными доходами, необходимо внести изменения в механизм налогообложения отрасли. Хотя напомним, что президент Владимир Путин обещал не усиливать налоговую нагрузку до 2018 года. Это же ранее подтверждал и министр финансов Антон Силуанов.
Но ситуация изменилась, и дыры в бюджете разрастаются все больше, а их закрытие становится для Минфина приоритетной задачей. При цене нефти в 50 долларов за баррель, если не сокращать расходы, дефицит бюджета в ближайшие три года превысит 8 трлн. рублей. И только средств ФНБ и Резервного фонда для покрытия таких объемов просто не хватит. Более того, такими темпами они окажутся почти полностью исчерпанными к 2018 году. С учетом значимости бюджета и его наполнения Минфину, скорее всего, удастся продавить какой-то компромиссный вариант, который позволит и наполнить казну, и не отберет слишком много у нефтяников, отметил в беседе с "НИ" старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Арсений Мамедов.
Сейчас же ведомство хочет расчет НДПИ и экспортной пошлины производить исходя не из фактического курса доллара, а условного, который в дальнейшем будет индексироваться по прогнозной инфляции. Таким образом в 2016 году предполагается применять курс 2014 года, индексированный на инфляцию 2015 года, то есть 43,8 рубля за доллар. В 2017 году этот условный курс составит 47,1 рублей за доллар, а в 2018 году — 49,8 рубля за доллар. Очевидно, что это значительно ниже реального прогноза курса американской валюты от того же Минфина — 63,5 рубля за доллар, 64,8 рубля за доллар и 65,8 рубля за доллар в 2016-2018 годах соответственно. В результате рублевая ставка НДПИ и пошлины вырастет. Что позволит, по оценкам Минфина, дополнительно привлечь в бюджет 609 млрд. рублей — в 2016 году, 525 млрд. рублей — в 2017 году и 476 млрд. рублей — в 2018 году. И, по предварительным данным, ведущим российским нефтяным компаниям корректировка формулы НДПИ обойдется в 100-200 млрд. рублей налогов в год. Кроме того, чиновники рассматривают и вариант привлечения доходов за счет видоизменения налогового маневра — постепенного повышения НДПИ и снижения экспортных пошлин и предлагают отложить на год снижение пошлин при сохранении уже повышенного НДПИ. Такая схема принесет в бюджет еще 150 млрд. рублей.
"Но попытка закрытия бюджетных дыр только со стороны повышения налогов не эффективна, — сказал Арсений Мамедов. — Когда экономика находится в состоянии рецессии, в первую очередь необходимо реализовывать оптимизацию расходной части". А увеличение налогового бремени в долгосрочной перспективе на фоне низких цен на нефть и малой вероятности их роста будет иметь только негативные последствия, считает эксперт.
Напомним, что ранее Минфин предлагал пополнить бюджет за счет повышения пенсионного возраста в 2016 году. По его расчетам, это могло бы принести в казну от 0,6-1,3 трлн. рублей за три года в зависимости от скорости повышения. Эта инициатива критикуется из-за возможных негативных социальных последствий. Хотя, как отмечают эксперты, россияне давно готовы к подобной мере, и, конечно, она оправдана в кризисных условиях.
Арина Раксина
Шельфовые месторождения России становятся нерентабельными.
"Независимая газета"
Мировая нефтяная отрасль может ощутить инвестиционный голод. Как вчера сообщили специалисты Wood Mackenzie Ltd., нефтяные проекты с возможными инвестициями в 1,5 трлн долл. при 50 долл. за баррель становятся нерентабельными. А значит, компании могут отказаться от подобных инвестиций, что, собственно, они уже делают. По мнению отечественных экспертов, в группе риска не только сланцевые разработки в США, но и шельфовые месторождения в РФ. Наличие проблем признают и в российском правительстве.
Нефтяная отрасль теряет инвестиционную привлекательность. Текущая ценовая конъюнктура делает вложения в новые разработки нецелесообразными. При сохранении цены около 50 долл. за баррель проекты, в которые предполагалось инвестировать 1,5 трлн долл., станут нерентабельными.
Об этом вчера сообщили специалисты Wood Mackenzie Ltd. Как они уточняют, речь идет в том числе о сланцевых проектах в США.
Столкнувшись в течение последнего года с двукратным падением нефтяных цен и резким снижением прибыли, нефтяные компании пытаются сокращать издержки. Под нож идут прежде всего инвестиционные программы. Например, ранее уже поступали новости о сокращении 6,5 тыс. рабочих мест и снижении на 20% капиталовложений в одной из крупнейших нефтегазовых компаний — в британо-нидерландской Royal Dutch Shell.
Про начавшееся сокращение инвестиций говорят и аналитики Wood Mackenzie Ltd. По их данным, крупнейшие энергетические компании уже отложили свыше 200 млрд долл. инвестиций в 46 проектов.
Опрошенные "НГ" эксперты предупреждают, что в группе риска многие нефтяные проекты, включая российские. "При низких ценах на нефть крупные инвестиционные потери, несомненно, будут у США, ведущих сланцевые разработки; у Канады, делающей ставку на нефтеносные пески; у Венесуэлы, которая с помощью высокотехнологичного оборудования иностранных игроков добывает тяжелую и сверхтяжелую нефть. Кроме того, низкая цена за "бочку" нанесет урон Бразилии, Эквадору, Нигерии, Алжиру, Ираку, Казахстану", — перечисляет член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.
Эксперт напоминает, что, "например, компании США и ряда других стран в тучные годы высоких цен на черное золото накопили солидные долги, так как брали взаймы финансовые ресурсы, чтобы активно наращивать нефтепроизводство, зарабатывать на экспорте и вкладывать полученные средства в развитие новых, капиталоемких проектов". "Однако при нынешней ценовой конъюнктуре эти компании вполне могут стать банкротами", — замечает Касаев.
По его словам, в текущем году более 90 нефтяных компаний в мире, включая российские, существенно сократили инвестиционные программы. При этом, говоря о России, Касаев подчеркнул, что помимо ценового фактора на наши проекты влияет также "санкционный фактор, который является камнем преткновения при инвестировании в добычу на Арктическом шельфе".
Как говорит аналитик холдинга "Финам" Антон Сороко, под ударом не только производители сланцевой нефти в США, но и "страны, где высока средняя стоимость добычи и где начата разработка шельфовых зон, которые не отличаются низкой себестоимостью добычи". "Это Канада, Россия, Норвегия, — поясняет эксперт и добавляет: — А лучше всего себя чувствуют страны, где нефть залегает относительно неглубоко. Это страны Персидского залива". При этом Антон Сороко считает, что ряд инвестиционных проектов будет все же не полностью закрыт, а временно заморожен — до нормализации ситуации на нефтяном рынке.
В российском правительстве тоже указывают на не лучшие перспективы отечественной нефтедобычи. В Минэнерго опасаются, что при дальнейшем снижении котировок добыча нефти в РФ упадет и что Евросоюз может ввести новые санкции — на российский экспорт сырья. Как передает Reuters, о таких страхах сообщил в конце минувшей недели первый замминистра энергетики Алексей Текслер.
В минувшую пятницу в Аналитическом центре при правительстве прошло обсуждение проекта Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года. В проекте содержатся два сценария развития отрасли: целевой сценарий, реализация которого была бы желательна, и консервативный, который ближе к реальному положению дел.
Целевой сценарий предполагает, что вплоть до 2035-го Россия будет добывать 525 млн т нефти в год. В консервативном сценарии прописано ежегодное падение нефтедобычи в РФ, в 2035 году Россия будет добывать 476 млн т нефти против 525 млн т, которые были в 2014-м.
В проекте стратегии названы основные вызовы для нефтяной отрасли РФ: волатильность мировых цен на нефть, увеличение себестоимости добычи и постоянное ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти. Себестоимость нефтедобычи в России будет расти по двум причинам. Первая — "большая выработанность действующих месторождений усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти". Вторая — "более половины добычи в 2035 году должно быть получено из прироста труднодоступных запасов".
Анастасия Башкатова
Минэнерго и МЭР разошлись в вопросе о тарифах.
"Новые известия"
Минэнерго считает, что тарифы на газ в 2016 году необходимо повысить, как и планировалось, на 7,5%, а не на 5%, как предлагает Минэкономразвития (МЭР), заявил первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер. Ранее МЭР в качестве одного из вариантов предложило снизить рост тарифов, чтобы не разгонять инфляцию и не оказывать излишнего давления на промышленность, оказавшуюся в трудном положении из-за кризиса, а также на население. По мнению опрошенных "НИ" экспертов, в итоге, скорее всего, возобладает точка зрения МЭР, а не газовых лоббистов.
Алексей Текслер так прокомментировал идею МЭР: "Мы это предложение Минэкономразвития не поддерживаем. Мы считаем, что надо идти в том ключе, как и собирались, то есть индексация должна быть 7,5%. Смещение этой планки несущественным образом улучшит ситуацию в инфляционных процессах, но существенно сократит инвестиционный потенциал". Как сообщалось, правительство в конце апреля приняло предварительное решение по индексации тарифов на газ в 2016 году на 7,5% для промышленности и на 8,5% для населения. Окончательное решение по тарифам должно приниматься одновременно с социально-экономическим прогнозом на 2016-2018 годы, которое правительство намерено рассмотреть уже в октябре.
"Инфляция на текущий момент находится на пиковых уровнях, и, к сожалению, августовская девальвация рубля может привести к новому скачку цен уже в октябре-ноябре. Затем нас ждет декабрь с традиционными паническими настроениями населения, которые тоже могут подтолкнуть инфляционные ожидания. В таких условиях даже незначительные корректировки по тарифам имеют значение. Да, действительно, разница между предложенными повышениями составляет лишь 2,5%, однако на текущий момент власти ориентируются на сдерживание инфляционного давления. Таким образом, вполне вероятно, что тарифы будут повышены лишь на 5%", — сказала "НИ" старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева. Косвенно о том, что правительство взяло курс на сдерживание инфляции, свидетельствует и недавнее решение ЦБ РФ прервать череду понижений ключевой ставки и сохранить текущую стоимость кредитования на прежних 11%. "Однако это нисколько не исключает вероятности более внушительного повышения в последующие годы, если в тот момент вопрос инфляции не будет стоять так остро", — полагает г-жа Афанасьева.
"Сдерживание роста тарифов, предложенное МЭР, можно объяснить существенной инфляцией и снижением курса рубля. Одновременно надо отметить, что окончательного решения еще нет, но с учетом идей о "заморозке" тарифов вполне реально, что рост будет умеренным, в русле предложений МЭР", — предположил в беседе с "НИ" доцент кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС Иван Капитонов.
В будущем году ситуация с доходами населения и с промышленностью не улучшится — им будет все труднее платить за газ, считает управляющий партнер инвестиционной компании "Неокон" Денис Ракша. "Предварительное решение о размере индексации тарифов принималось еще в апреле, когда правительство до конца не понимало глубины и продолжительности кризиса. Но всем хочется возобновления экономического роста и выхода из кризиса. Для этого нужно сдерживать рост тарифов", — отметил эксперт. Поэтому с большей вероятностью сейчас МЭР продавит индексацию по нижней границе.
Сергей Путилов