Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.03.2016

Доля нефтегазовых доходов в бюджете России упала до уровня 2009 года.

"Газета РБК"

Обвал цен на нефть помог властям временно снизить зависимость бюджета от углеводородов: доля нефтегазовых доходов в бюджете опустилась до самой низкой за шесть с половиной лет.

Нефтяной обвал

По итогам исполнения федерального бюджета в январе-​феврале 2016 года доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составила лишь 37,4% (данные Минфина). Это самая низкая доля нефтегазовых доходов с августа 2009 года, если смотреть на помесячные данные Минфина и Федерального казначейства, проанализированные РБК.

Падение цен на нефть невольно сослужило "хорошую" службу правительству, которое регулярно декларировало цель уйти от чрезмерной зависимости бюджета от углеводородов. Но использовать это снижение доли нефтегазовых доходов как достижение политики было бы популизмом — понятно, что дело исключительно в низких ценах на нефть, говорит аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина.

В январе доля нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета была еще ниже — 34%. Но январь в этом смысле не показателен: в этом месяце нефтегазовые доходы всегда меньше. Полмесяца — нерабочие дни, объясняет Суслина; кроме того, в январе бюджет получает разовые доходы от размещения средств суверенных фондов и, возможно, часть прибыли ЦБ, добавляет ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. В феврале этот эффект обычно сходит на нет, говорит он.

Нефтегазовые доходы, которые складываются из НДПИ на углеводородное сырье и экспортных пошлин на сырую нефть, газ и нефтепродукты, в январе-феврале 2016 года упали на 34,3% к аналогичному периоду прошлого года (до 687,7 млрд руб.), а ненефтегазовые доходы — лишь на 6,5% (до 1,15 трлн руб.). Как поясняет Минфин в отчете, направленном в этом месяце в Госдуму, "ставки на январь-февраль 2016 года по нефтегазовым доходам рассчитывались исходя из цены на нефть за период с конца ноября 2015 года по январь 2016 года, которая составила $33-36 за баррель". В январе-феврале нефть опустилась еще ниже: средняя цена Urals, по данным Минфина, составила $29,7 за баррель.

За прошлый год нефтегазовые доходы составили 43% от общих доходов бюджета, а на 2016 год правительство запланировало 44%. Но впереди несколько лет низких цен на нефть — в районе $50 за баррель максимум, считает Суслина, поэтому доля нефтегазовых доходов в 2016 году будет явно ниже, чем в 2015-м. "Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией", — призывал глава правительства Дмитрий Медведев 5 февраля. На самом деле данные Минфина показывают, что нефтегазовые доходы достигали пика в 2014 году на уровне 51,3% и доля их поступательно росла с 2009 года.

Как заткнуть дырки

Обратная сторона снижения нефтегазовых поступлений — повышение роли ненефтегазовых доходов. Разумеется, в нынешней ситуации правительство будет рассматривать все возможности по повышению доходной части бюджета, говорит Чернявский, хотя рост налоговой нагрузки может дополнительно замедлить экономику. Уже принято решение о втором за год повышении акцизов на бензин, при этом часть доходов от топливных акцизов (23%) Минфин предлагает забирать в федеральный бюджет (сейчас все доходы от акцизов на бензин получают региональные бюджеты). По расчетам ведомства, такое перераспределение с 1 мая могло бы дать федеральному бюджету в 2016 году дополнительные 68,5 млрд руб. Кроме того, в правительстве обсуждается возможность введения акцизов на "вредные" продукты, в частности на пальмовое масло. Минфин еще не дал ответ о целесообразности введения таких акцизов, сказал РБК в начале этой недели чиновник финансово-экономического блока.

Сейчас в федеральный бюджет поступает от 50 до 100% доходов от акцизов на спирт, спиртсодержащую и алкогольную продукцию, табак, легковые автомобили и все подакцизные товары, ввозимые в Россию, следует из Бюджетного кодекса. Поступления от акцизов составляют вторую по значимости долю ненефтегазовых доходов федерального бюджета, 13% (149,4 млрд руб.) за январь-февраль 2016 года, следует из данных казначейства.

В конце 2014 года президент Владимир Путин запретил повышать налоги на бизнес до 2018 года — формально мораторий выполняется, но при этом в правительстве регулярно обсуждают возможность дополнительных квазиналоговых сборов. Некоторые решения уже приняты: в частности, в конце 2015 года введена спровоцировавшая массовые протесты дальнобойщиков плата за проезд большегрузных автомобилей по федеральным дорогам, а в начале 2016 года правительство установило утилизационный сбор для дорожной, сельскохозяйственной и иной самоходной техники, что повысило цены и приостановило поставки сельхозтехники аграриям перед началом посевной кампании, сообщал РБК 1 марта.

"Первый рефлекс — это изыскать какие-то резервы, то есть оставить расходы на прежнем уровне за счет мобилизации новых источников дохода. Но так не бывает. Дырки в бюджете будут заткнуты чьими-то деньгами, и эти кто-то вполне почувствуют это на себе", — рассуждает директор программы "Экономика энергетики" в РЭШ Виталий Казаков. Другой вариант — это создавать новые источники дохода. "Правда, для этого нужно создать в стране институциональную и правовую систему, способствующую возникновению своих Facebook и Apple (которые можно обложить новыми налогами), — говорит он. — Этот вариант занимает много времени, и, учитывая, что в XXI веке в России отсутствовало понимание важности движения в этом направлении, быстрых результатов ждать не стоит".

Светлана Бочарова, Ольга Волкова, Иван Ткачёв

 

 

Вести разведку на шельфе невыгодно, считает "Газпром нефть". Она предлагает правительству позволять компаниям не учитывать эти затраты при уплате налога на прибыль.

"Ведомости"

Об этом говорится в письме от 3 марта заместителя гендиректора по развитию шельфовых проектов "Газпром нефти" Андрея Патрушева в Минприроды (копия есть у "Ведомостей"). Он пишет, что налоговый маневр, санкции и снижение цен на нефть негативно повлияли на возможности компаний инвестировать в разведку шельфа. "Газпром нефть" решила выяснить, как можно исправить положение с учетом нескольких ограничений: компании должны получать реальные деньги, а инвестиционная привлекательность проектов — повышаться; прямое финансирование и (или) частичная компенсация расходов из бюджета маловероятны, наконец, изменения не должны приводить к существенным выпадающим доходам бюджета.

Из письма Патрушева следует, что раньше обсуждался вариант, при котором понесенные одной из компаний группы затраты на разведку шельфа могли быть вычтены из налогооблагаемой базы другой компании группы, добывающей углеводороды тоже на шельфе. Но в текущих условиях и этот вариант не делает разведку шельфа привлекательной, пишет Патрушев. Он предлагает разрешить относить затраты на разведку шельфа на налогооблагаемую базу всей группы. Сама "Газпром нефть" в 2015 г. заплатила 19,5 млрд руб. налога на прибыль.

Иными словами, компания предлагает рассчитывать налоговый вычет к налогу на прибыль ко всей "Газпром нефти", а не отдельно к ее работающим на шельфе "дочкам", поясняет старший аналитик "Атона" Александр Корнилов.

Министр природных ресурсов Сергей Донской сообщил правительству о позиции "Газпром нефти", позже будет представлена уточненная, следует из его письма от 22 марта 2016 г. (копия есть у "Ведомостей"). Минфин по состоянию на 17 марта свою позицию не представил. Минэкономразвития считает, что нужно вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении права на вычет затрат на геолого-разведочные работы при исчислении НДПИ, а также о мерах неналогового характера (например, субсидирование проведения разведки). Позиция Минэнерго не изменилась: нужен механизм консолидации финансового результата при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для новых морских проектов. "Мы работаем над созданием дополнительных условий для притока инвестиций в геологоразведку на шельфе", — сказал представитель Минприроды, подтвердив письма Донского и Патрушева. Представители Минфина и "Газпром нефти" не ответили на запросы "Ведомостей".

В конце 2015 г. гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков уже обращался к вице-премьеру Александру Хлопонину с предложением применять при расчете налога на прибыль повышающий коэффициент к затратам на поиски и оценку шельфовых месторождений в Арктике. Сейчас обсуждается такой механизм только для месторождений на суше. Донской говорил, что к Арктике повышающий коэффициент может быть 2.

"Газпром нефть" пока единственная российская компания, которая ведет добычу в Арктике. В декабре 2013 г. она запустила Приразломное месторождение в Печорском море. Пока проект работает в минус: чистый убыток владельца лицензии на месторождение ООО "Газпром нефть шельф" в 2014 г., по данным "СПАРК-Интерфакса", — 3,3 млрд руб.

Другая нефтяная компания, "Роснефть", в 2014 г. вместе с ExxonMobil пробурила успешную скважину в Карском море, в результате открыто месторождение "Победа". Осваивать Арктику она договорилась также с Eni, Statoil. Иностранные компании взяли на себя финансирование геологоразведки. Представитель "Роснефти" не ответил на запрос. В четверг Хлопонин допустил, что правительство возьмет паузу в выдаче новых лицензий на шельфе "Роснефти" до выполнения компанией лицензионных обязательств.

Идея с повышающим коэффициентом правильная, так как геологоразведка на шельфе в Арктике высокозатратна и самим российским нефтяникам без партнеров потянуть проекты будет тяжело из-за слишком высоких затрат, продолжает Корнилов. "Но возникает очевидный вопрос: готово ли государство предоставить преференции в нынешних условиях, когда у шельфа и так очень высокие льготы в сравнении с другими типами запасов и активно ведется дискуссия о дополнительных налоговых сборах с нефтяников?" — рассуждает Корнилов.

Освоение шельфа отложено на 3-5 лет, говорит аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Для активизации работы требуется отмена санкций, что позволит привлекать финансы и технологии, и рост цен на нефть выше $80/барр.

Галина Старинская

 

 

В Верховной раде заподозрили российский бизнес в намерении приватизировать украинскую госкомпанию.

"Независимая газета"

В Украине развивается громкий скандал, связанный с дочерней структурой "Нафтогаза Украины" — компанией "Укргаздобыча". Ряд депутатов Верховной рады обвиняют правительство в том, что назначенное летом прошлого года новое руководство компании связано с Россией, работает на российские спецслужбы. Особую остроту конфликту придает объявленная предварительно на 2017 год приватизация "Укргаздобычи".

О вероятной продаже государственной компании, на долю которой приходится до 80% добычи украинского газа и около 65% добычи газового конденсата и нефти, заговорили в период президентства Януковича. Тогда украинская власть брала на себя обязательство реорганизовать "Нафтогаз", разделив его на несколько компаний по видам деятельности — добыча, транспортировка, продажа. "Укргаздобыча" была преобразована в публичное акционерное общество. Но до сих пор остается под контролем "Нефтегаза", приватизация которого запрещена украинским законодательством.

На днях глава правления "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил в ходе Украинского газового инвестиционного форума, что запрет на приватизацию стратегического объекта может быть отменен ровно через год. Он пояснил, что в апреле 2017-го цена на газ в Украине, которая постепенно повышается с 2015 года, должна выйти на рыночный уровень. Тогда украинская власть готова будет выставить стратегический объект на приватизацию.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич пояснил "НГ", что до сих пор компания продавала газ украинской добычи "Нефтегазу" по цене 1,59 тыс. грн без НДС (примерно 60 долл. по нынешнему курсу) за 1 тыс. куб. м. Рыночная цена равняется около 210 долл. (без НДС и транспортировки). То есть с повышением цены привлекательность и стоимость компании в теории должны возрасти. Однако есть нюансы.

Как утверждают украинские эксперты, "Укргаздобыча" работает в убыток. Одной из причин стало принятое Верховной радой в конце 2014 года решение увеличить рентную плату на газ — для "Укргаздобычи" и добытый в рамках соглашений о совместной деятельности с компанией — с 20 до 70%. Один из депутатов пояснил "НГ", что такой высокий уровень ренты вводился специально для того, чтобы вытеснить из отрасли близкие к прежней власти фирмы, зарабатывавшие на госпредприятии. По его словам, схема заключалась в том, что частная фирма заключала соглашение о совместной деятельности с государственной добывающей компанией. "Укргаздобыча" вносила в проект свои скважины, а частная компания — работы и услуги. Газ, добытый в рамках такого сотрудничества, можно было продавать не по льготным ценам населению, как это прописано в украинском законодательстве, а по рыночной стоимости промышленным предприятиям. "Получался такой прибыльный бизнес, построенный на доступе к госимуществу. Высокая ставка ренты должна была отсечь от госкомпании присосавшихся к ней "частников", — сказал депутат. 70-процентная рента для самой госкомпании, по замыслу Арсения Яценюка, должна была обеспечить наполнение статьи госбюджета, из которой финансируются субсидии населению на оплату услуг ЖКХ и энергоносителей.

Косвенным подтверждением существования теневых схем стало скандальное увольнение бывшего руководства "Укргаздобычи". Впрочем, некоторые эксперты еще в прошлом году предполагали, что отставки и расследования стали только средством борьбы за сферы влияния.

Так или иначе, но в июне прошлого года глава "Нафтогаза" Коболев во время встречи украинского правительства с представителями Американской торговой палаты и Европейской бизнес-ассоциации представил нового руководителя "Укргаздобычи". Им стал партнер консалтинговой компании McKinsey Ukraine Олег Прохоренко. Коболев охарактеризовал его как "человека с большим опытом в нефтегазовых проектах: работал в СНГ и на Ближнем Востоке, работал с нами". Принимавший американских и европейских гостей глава украинского правительства Арсений Яценюк сказал, что решение о назначении Прохоренко принималось на уровне кабмина. "Правительство последовательно осуществляет политику смены политически заангажированного менеджмента госкомпаний на специалистов, которые лишены политического влияния. Мы ставим цель — сделать госкомпании эффективными и прозрачными. И я жду от "Нафтогаза" и "Укргаздобычи" реальных шагов по реформированию", — заявил Яценюк.

К концу года не было известно о реформах, которые зависят не от самих компаний, а от решений правительства и парламента. Однако были обнародованы официальные отчеты о деятельности. Оказалось, что в 2015-м "Укргаздобыча" на 4% уменьшила объем добычи газа по сравнению с предыдущим годом. Доходы сократились на четверть. Хотя показатель добычи в 2015 году сохранился на уровне около 15 млрд куб. м, уже в текущем году объем может снизиться до 14,5 млрд куб. м, сообщил руководитель компании Олег Прохоренко. Он пояснил, что для сохранения прежнего уровня добычи предприятию необходимы капитальные инвестиции около 9 млрд грн (треть миллиарда долларов). "Для нас это проблема, поскольку при сегодняшней ставке ренты у компании появляется дефицит… Инвестпрограмма может быть профинансирована при условии, если будет что-то предпринято для снижения ренты", — пояснил он украинским СМИ. Следует также напомнить, что ставка ренты для "Укргаздобычи" снижается с 1 апреля 2016 года с 70 до 50%.

В то же время вокруг компании разгорелся ряд скандалов из-за сообщений в СМИ о невыгодных для "Укргаздобычи" тендерах, а также о невиданно высоких для Украины зарплатах топ-менеджмента. Предпринятая на прошлой неделе попытка Госфининспеции проверить предприятие, выполняя поручение правительства, обернулась новым скандалом: руководитель контролирующего ведомства Лидия Гаврилова обвинила главу "Укргаздобычи" Прохоренко в том, что он препятствует проведению проверки на госпредприятии. Госфининспекция обратилась в полицию.

В этот момент украинские депутаты сделали ряд громких заявлений. Член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Михаил Головко публично сказал, что руководитель "Укргаздобычи" за полгода своей работы ввел в руководство стратегического госпредприятия бывших сотрудников российских госкомпаний, которые остаются гражданами РФ.

Он обратился в СБУ с требованием проверить ряд лиц, имена которых депутат перечислил, а украинские СМИ процитировали: руководителя направления закупок товаров и услуг ПАО "Укргаздобыча" Андрея Токаря, начальника управления по закупкам товаров и услуг Андрея Голубицкого, директора по вопросам безопасности Григория Супруна, советника главы правления ПАО "Укргаздобыча" Андрея Хоменко, а также директора по формированию методологии закупок НАК "Нафтогаз Украина" Романа Биляги. Депутат Головко подозревает, что некоторые из них могут работать "в интересах российских спецслужб", "против основ национальной безопасности Украины", а также заниматься "расхищением государственных средств".

Тему продолжил член межфракционной группы "Депутатский контроль" Максим Поляков. Он заявил, что с момента назначения нового руководства "Укргаздобычу" "искусственно доводят до банкротства". Поляков отметил: "Идет вымывание живых денег за счет закупок абсолютно ненужного оборудования, которое не эксплуатируется". Депутат предположил, что таким образом ведется подготовка к продаже компании за бесценок неким российским покупателям.

В декабре прошлого года столь же громко и скандально обсуждалась заброшенная в СМИ тема вероятной заинтересованности в "Укргаздобыче" сына вице-президента США Джо Байдена — Хантера Байдена. Три месяца назад в Киеве распространялись слухи о том, что "Укргаздобычу" доводят до банкротства с целью продать ее владельцам Burisma, сейчас звучат заявления о продаже российскому бизнесу.

Некоторые эксперты в Киеве предполагают, что за скандалами вокруг "Укргаздобычи" стоят украинские бизнес-круги. Эксперты склоняются к мнению, что оценку ситуации должна дать СБУ.

Татьяна Ивженко

 

 

"Черные" поставки нефти перехватывают другие участники сирийского конфликта.

"Известия"

Террористическая группировка ИГИЛ (организация, запрещенная в России) продолжает получать доходы от нелегальной торговли нефтью, но, как говорят эксперты, в последнее время бизнес начали "перехватывать" другие участники гражданской войны в Сирии. По оценкам экспертов, сейчас ИГИЛ продает примерно в три раза меньше черного золота, чем прошлым летом. Однако общий объем нелегальных поставок по-прежнему может составлять до 400 тыс. баррелей в сутки, что влияет на нефтяные цены.

Несмотря на декларируемую борьбу с терроризмом, Турция продолжает получать нефть из Сирии. Об этом, в частности, в очередной раз заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров во время встречи со своим германским коллегой Франк-Вальтером Штайнмайером. Для нелегальной торговли используется в основном участок сирийско-турецкой границы, который располагается между двумя курдскими анклавами на севере страны и контролируется протурецкими боевиками. Главный стимул для турецкой стороны — низкая цена, по которой поставляется черное золото. Турция покупает "игиловскую" нефть по $10-13 за баррель при рыночной цене в районе $40. Правда, за последние месяцы активных боевых действий объемы закупаемой у ИГИЛ нефти заметно "усохли".

По оценкам экспертов, поставки могли сократиться примерно в три раза — с 200 тыс. до 60 тыс. баррелей в день в силу того, что контролируемая боевиками ИГИЛ территория серьезно уменьшилась.

— "Золотой век" нефти ИГИЛ завершился, — комментирует эксперт ПИР-Центра политолог Дмитрий Евстафьев. — Если в августе-сентябре прошлого года ИГИЛ продавало, по разным оценкам, до 200 тыс. баррелей нефти в сутки (хотя встречались и цифры в 370 тыс. баррелей, но они нереалистичны), то теперь, во-первых, террористы потеряли некоторые нефтяные поля (например, в Ираке, в Дейр-эз-Зоре и в районе Пальмирского перекрестка), а во-вторых, транспортные пути в значительной мере перекрыты и находятся под огневым контролем противостоящих ИГИЛ сил.

По его словам, 60 тыс. баррелей — это тот объем, который ИГИЛ еще гарантированно может получать на четырех нефтяных месторождениях в Северном Ираке. Доступ в трубопроводную систему сейчас для ИГИЛ также затруднен, приходится использовать в основном автотранспорт, что накладывает серьезные ограничения.

Однако это вовсе не означает, что сократились сами нелегальные поставки нефти из региона на мировой рынок.

— Объем нелегальных нефтяных поставок из региона, который оценивался в 400 тыс. баррелей в день, уменьшился максимум на 25%, — утверждает Дмитрий Евстафьев. — ИГИЛ сегодня далеко не единственный и, вероятно, уже не самый крупный продавец нелегальной нефти в регионе. До недавнего времени этим занималась и умеренная оппозиция в Сирии. Доли распределяются в зависимости от состояния дел на поле боя.

Даже при полном разгроме ИГИЛ, считает он, поставки будут продолжаться. Только поставщики изменятся. Но смена поставщиков не снимет ни риски дестабилизации нефтяного рынка, ни аспект возникновения вокруг этих поставок разного рода неблагоприятных политических процессов.

— А 250-300 тыс. баррелей нефти ежедневно (при условии ритмичных поставок) способны оказать влияние на мировой рынок, — предупреждает Дмитрий Евстафьев.

Для сравнения: недавний повышательный тренд на рынке был вызван сокращением добычи в США первоначально на 450 тыс. баррелей в сутки. ОПЕК обсуждает совокупное сокращение добычи (не экспорта, а всего лишь добычи в 500 тыс. баррелей в день), и это также имеет существенное влияние на рынок.

По словам Дмитрия Евстафьева, важно и появление на рынке даже небольших, но постоянных объемов сверхдешевой нефти (при средней цене в $38 за баррель такая нефть может продаваться за $10-14). Это способно оказывать долгосрочное понижательное воздействие на рынок, особенно с учетом сезонного фактора. Например, зимой, когда спрос на топливо низших переделов (из нефти низкого качества) растет. "Сирийско-иракская" полулегальная, "серая" нефть является очень ценным манипулятивным элементом.

В Европе, куда во многом уходит нелегальная нефть, покупатели обычно хорошо осведомлены, откуда она (это легко определяется по химическому составу). То есть европейцы постоянно закупают нелегальную нефть и не видят в этом ничего зазорного.

— Кстати, в том числе поэтому Европа старается не ссориться с Эрдоганом: он эти нефтяные потоки хотя бы упорядочивает, — указывает политолог.

Иван Поспелов

<< Март, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ