Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.09.2018

"Дочки" "Роснефти" переносят выплаты по сервисным контрактам на следующий год.

"Газета РБК"

"Дочки" "Роснефти" предложили перенести оплату услуг подрядчиков с конца этого года на следующий. Финансовых проблем у компании нет, но отсрочка таких выплат поможет улучшить отчетность, говорят эксперты.

Отсрочка до следующего года

Добывающие "дочки" "Роснефти" предложили подрядчикам перенести срок выплат по сервисным контрактам с конца 2018 года на 2019-й. Об этом РБК рассказали собеседник в крупной иностранной нефтесервисной компании и источник в российской подрядной организации. Один из собеседников сказал РБК, что знает о таких предложениях в адрес еще четырех подрядчиков.

Это также следует из протокола совещания в крупнейшей "дочке" компании — "РН-Юганскнефтегаз" от 20 сентября (копия есть у РБК). "Сервисным подрядным организациям предлагается предоставить свое согласие на осуществление переноса платежей, предусмотренных в ноябре-декабре 2018 года, на 2019 год", — говорится в документе. Официальное письмо с согласием или несогласием с этим предложением компании должны были представить до понедельника, 24 сентября, следует из протокола.
Руководитель "Тюменьгеоспектра" Кирилл Соколов, который участвовал в совещании в "Юганскнефтегазе", отказался комментировать это предложение. "По внутренней работе ничего не можем прокомментировать или подтвердить", — сказал он. Президент Евроазиатского геофизического общества (объединяет геофизические компании) Михаил Пасечник сообщил РБК, что несколько знакомых ему компаний — подрядчиков "Роснефти" получили уведомления об отсрочке платежа за выполненные работы с текущего на следующий год. "По части договоров есть согласие перенести сроки оплаты, по части идут переговоры", — добавил он. По его словам, в прошлом году таких переносов не было.

В 2017 году инвестпрограмма "Роснефти" составила 922 млрд руб., 87% пришлось на сегменты "разведка и добыча" и "внутренний сервис". 60% буровых работ "Роснефть" выполняет собственными силами.

Представители компании не раз указывали, что удельные капитальные вложения в сегменте "разведка и добыча" у нее одни из самых низких в мире: по итогам 2017 года $7,1 на баррель нефтяного эквивалента по сравнению с $8,2 и $9,5 на баррель у "Газпром нефти" и ЛУКОЙЛа соответственно, говорится в материалах компании. У европейских, американских и китайских компаний этот показатель составляет $12-17,5 на баррель нефти. В 2018 году инвестпрограмма "Роснефти" может сократиться на 13%, до 800 млрд руб., ради увеличения выплат акционерам.

Сколько всего "дочек" "Роснефти" пытаются перенести выплаты контрагентам и на какую сумму, собеседники РБК не знают.
"Компания проводит системную работу по повышению эффективности в отношениях с контрагентами", — сказал РБК представитель "Роснефти". По его словам, это делается "в рамках переговорных процессов в строгом соответствии с действующим законодательством". А на сайте компании появилось сообщение, в котором говорится, что по итогам работы, проведенной в мае-сентябре 2018 года, "Роснефть" "подтверждает цели" по снижению оборотного капитала до конца года, представленные в мае 2018 года. В частности, за прошедшее время компания оптимизировала трейдерскую деятельность по основным каналам сбыта нефти и нефтепродуктов, провела переговоры с крупнейшими поставщиками и подрядчиками "об улучшении условий оплаты и повышении эффективности сотрудничества с учетом актуального состояния рынка подрядных услуг", указывает компания. "Роснефть" планирует снизить оборотный капитал по итогам 2018 года более чем на 200 млрд руб.

Крупнейший заказчик

"Для маленьких сервисных компаний, живущих от транша до транша, такой перенос платежа критичен", — считает Михаил Пасечник. "Мы сможем пойти навстречу заказчику при условии, что обещанный платеж будет перечислен в полном объеме", — добавил он. По его словам, "Роснефть" обещала собрать своих подрядчиков в октябре на конференцию по новым методикам работы. "Мы надеемся, что там руководители компании объяснят причины такого решения (об отсрочке платежей. — РБК)", — сказал он.

Другие подрядчики, опрошенные РБК, отказываются от переноса платежей. "Мы написали вежливый отказ от такого предложения. В наших контрактах прописано судебное оспаривание подобных вопросов, но обычно это предмет переговоров", — сказал источник в иностранной нефтесервисной компании. "Мы восприняли это как принятое внутри компании решение, что нам заплатят позже, а не как опрос общественного мнения, когда можно возразить", — говорит другой источник РБК, чья сервисная компания также официально направила свое несогласие со сроками переноса платежей по контрактам.

У "Роснефти" в договорах значится оплата в течение 60-90 дней после окончания работ — дольше, чем у других компаний на рынке: "Газпром нефть", например, платит в течение 30 дней, "Сургутнефтегаз" — еще быстрее, напоминает президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков. По его словам, дальнейшая отсрочка выплат может оказаться критической для ряда нефтесервисных компаний. Но подрядчики не могут отказаться от работы с "Роснефтью", которая является крупнейшим заказчиком на рынке, говорит Хайков. Более того, в некоторых регионах "Роснефть" — единственный заказчик, замечает он.

Переговоры с подрядчиками с целью отсрочить платежи — обычная практика, но, как правило, за такой перенос контрагенты требуют премию, говорит аналитик S&P Александр Грязнов. По его словам, "Роснефть" однажды уже массово переносила выплаты подрядчикам на два-три месяца. Это случилось в конце 2014 года, когда ЕС и США ввели санкции в отношении российских нефтяных компаний, резко упали цены на нефть, а "Роснефти" нужно было выплачивать кредиты. Сейчас финансовая ситуация у "Роснефти" стабильная, указывает аналитик. Некоторые компании в конце года пытаются перенести выплаты контрагентам, чтобы улучшить показатель оборотного капитала в отчетности, добавляет он.

По итогам первого полугодия 2018 года EBITDA "Роснефти" вырос на 49%, до 950 млрд руб., свободный денежный поток — в два раза, до 363 млрд руб.

"Финансовых проблем у "Роснефти" нет, но компания еще в начале 2018 года заявила о том, что будет увеличивать свободный денежный поток, в том числе за счет оптимизации рабочего капитала, — это значит откладывать выплаты своим поставщикам услуг и пытаться получить деньги за собственные контракты быстрее", — добавляет аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Людмила Подобедова, Алина Фадеева

 

 

Украина хотела получить за нее $300 млрд. Теперь не может продать и за семь.

"Известия"

В сентябре Киев резко активизировал свои усилия по "спасению" ГТС Украины. Сначала "Нафтогаз Украины" обратился к правительству с внезапной просьбой продать 49% оператора газотранспортной системы Украины (компания "Укртрансгаз") за $7 млрд. В компании сослались на то, что по оценке авторитетной международной компании именно столько она и стоит, а привлечение западного партнера даст гарантии сохранения транзита по украинскому маршруту после 2019 года. 19 сентября энергетические чиновники с большой помпой презентовали официальную "дорожную карту" процесса отделения оператора украинской ГТС. Во сколько оценивали украинскую "трубу" в разное время, что изменилось с тех пор и как ГТС будут продавать сейчас — разбирались "Известия".

Продам "трубу". Дорого

Продавать газотранспортную систему Украины начинали еще во времена, когда страной руководил Виктор Ющенко, и тогда это связывалось с общим глобальным пересмотром газовых отношений между Украиной и Россией. Напомним, еще в 2005 году Украина покупала у "Газпрома" газ по цене $50 за тысячу кубометров. Столь выгодный контракт удалось заключить предшественнику Ющенко — Леониду Кучме — во многом благодаря хорошим отношениям с Борисом Ельциным и Виктором Черномырдиным. Контракт был действителен до 2009 года, но Украина после победы "оранжевой революции" решила его разорвать, и это запустило процессы, последствия которых ощущаются по сей день.

В том контракте была заложена следующая условная схема: низкий тариф на транзит, компенсируемый большими объемами (120-130 млрд кубометров) и невысокой стоимостью газа для самой Украины. Фактически газ продавался по внутрироссийским тарифам. Ющенко запросил другого: тариф на транзит отдельно (европейский тариф) и рыночную цену на газ. Очень быстро оказалось, что рыночная цена газа для Украины слишком велика. Для того чтобы нивелировать дороговизну, была придумана схема с введением на рынок посредников (компании "РосУкрЭнерго") и "коктейлем" из российского и среднеазиатского газа.

Параллельно Россия начала решать вопросы зависимости от украинской ГТС. В частности, введенный в строй в 1999 году газопровод Ямал-Европа в 2006 году вышел на проектную мощность, а, кроме того, позиция Украины спровоцировала активизацию строительства "Северного потока", закладывали который еще в 1997 году. Уже в конце первого десятилетия 2000-х годов транзит по украинскому маршруту впервые упал ниже 100 млрд кубометров в год.

Тогда-то Украина и сделала первую попытку попроситься под крыло Европы. Идея газотранспортного консорциума была выдвинута в 2002 году, во время переговоров президента Украины Леонида Кучмы, президента России Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера. В 2003 году консорциум даже успели создать, правда, только на бумаге. Но реализацию отложили. Сначала из-за концептуальных разногласий: Украина и Россия по-разному видели себе проект. Потом — из-за выборов на Украине. Затем победил Ющенко и стало вовсе не до того.

К идее вернулись по итогам демарша Ющенко и "газовых войн" Украины с Россией. В Европе пришли в ужас от того, что 80% их импорта оказались под угрозой из-за этих разногласий. Идею консорциума доработали до трехстороннего варианта (по 33% у России и ЕС, 34% — у Украины). Соответственно, стороны несли бы равные расходы по обслуживанию и модернизации газопровода, поскольку равно были заинтересованы в его работе. Помимо прочего, это гарантировало бы Украине объемы транзита на годы вперед, а также участие в добыче российского газа. Но тогда в ответ на это предложение Украина запретила приватизацию ГТС.

К предложению вернулись в 2010-м по рекомендации Владимира Путина. Европе предлагалось принять участие в модернизации трубы. В ЕС подумали и предложили Украине в ответ сначала получить от РФ долгосрочные гарантии транзита. По инерции проект продолжали обсуждать даже в 2013 году. Хотя к тому времени уже было ясно — идея уже не будет реализована.

Сколько же стоит ГТС

Движению в направлении консорциума мешало видение Киева — Украина оценила свою газотранспортную систему слишком высоко. Скажем, в "Газпроме" еще в 2009 году подсчитали, что стоимость модернизации ГТС обойдется в $16 млрд. Три года спустя Алексей Миллер заявил, что украинская труба стоит $20 млрд (23,5 млрд с поправкой на инфляцию с тех пор). А значит, при создании консорциума Украина в итоге осталась бы должна: средства за продажу долей не компенсировали бы затрат на ремонт. На Украине возразили. "$58 млрд — это максимальная теоретическая стоимость, которую можно получить при продаже украинской ГТС", — говорил тогда аналитик инвестиционной компании "Тройка Диалог Украина" Сергей Невмержицкий. Причем, так в Киеве оценивали только трубу, без учета подземных хранилищ.

Политики шли еще дальше. Например, в оценках Юлии Тимошенко ГТС Украины стоила и $150 млрд, и $200 млрд. В последнее время стоимость трубы оценивалась ею уже в $300 млрд. Реальные цифры куда скромнее.

"Строительство всеукраинского комплекса с 38 тыс. км магистральных газопроводов, 72 компрессорными станциями, 13 подземными хранилищами, сетью газопроводов низкого давления — в условиях современных цен, процентных ставок кредитов действительно может стоить не менее $350-400 млрд. (...) В то же время амортизация и износ ГТС не позволяют говорить, что в условиях приватизации по состоянию на 2018 год по продаже 50% ГТС Украины можно было бы получить значительные средства. В условиях продолжения поставок газа через Украину в ЕС можно говорить о стоимости ГТС на уровне $30-40 млрд", — рассуждает один из немногих не ангажированных украинских экспертов по энергетике Юрий Корольчук. Вместе с тем специалист призывает учесть, что фактическая капитуляция "Нафтогаза" и отсутствие борьбы против "Северного потока — 2" и "Турецкого потока" как конкурентов ГТС Украины сводят на нет возможность сохранения транзитного потенциала Украины.

Протестное голосование

Все переговоры о консорциумах в конце концов предполагают частичную продажу украинской ГТС. Но, как уже сказано, полная или частичная приватизация газотранспортной системы прямо запрещена законом. Что любопытно, Верховная рада в свое время голосовала за запрет практически в полном составе (беспрецедентные 430 голосов "за" из 450 возможных). Однако затем запрет был снят: правительство Яценюка в 2014 году добилось принятия закона, разрешавшего создать оператора ГТС, 49% которого смогут владеть инвесторы из США и ЕС.

Но есть и второй запрет. В июле 2017 года правительство Гройсмана внесло компанию "Магистральные газопроводы Украины" в перечень объектов, не подлежащих приватизации. МГУ — это компания, которая в скором будущем будет управлять транзитным газопроводом и только им. То есть речь идет как раз о "трубе" без всех прочих элементов системы. Что любопытно — запрет на продажу ГТС никого в ЕС не волновал. А вот запрет на приватизацию Магистральных газопроводов вызвал недовольный окрик из Энергосообщества ЕС. "Планы правительства внести ПАО "Магистральные газопроводы Украины" в список госкомпаний, не подлежащих приватизации, делают невозможным привлечение внешних инвестиций в поддержку и развитие газотранспортной системы Украины", — писал в сентябре прошлого года глава секретариата Энергособщества Янез Копач в письме правительству Украины.

Дело в том, что понятие ГТС существует лишь до тех пор, пока есть единая компания "Нафтогаз Украины". Но нормы Третьего энергопакета ЕС требуют ее раздела, и этот процесс уже стартовал. Причина окрика выяснилась довольно быстро. В октябре 2017 года компания Rothschild S.p.A выиграла тендер на предоставление услуг с очень сложной формулировкой. Фактически она стала советником Магистральных газопроводов, готовящим ее продажу.

Вот что писал об этом год назад экономист Александр Кущ: "Одним из наиболее вероятных кандидатов на управление нашей "трубой" является итальянская компания Snam S.p.A, которая уже скупила часть австрийской ГТС и планирует сделать то же самое с газопроводами Словакии и Украины. В таком случае она получит в свое распоряжение транспортный коридор от российско-украинской границы до Италии", получив тем самым возможность поставок "российского газа на Апеннины и в другие страны ЕС через сеть итальянских трейдеров".

Купить часть газопровода без сопутствующей инфраструктуры — это значительно дешевле, чем треть или половину всей ГТС со всеми ее перекачивающими станциями, хранилищами и затратами на их ремонт. Но на самом деле главная проблема не в запретах правительства, а в транзитном контракте. До его завершения с ГТС Украины нельзя сделать ничего, в том числе разделить "Нафтогаз" на части, потому что именно эта компания указана в нем как исполнитель услуг по транзиту. И этим летом ЕС скрепя сердце этот факт признал.

Впрочем, запрет правительства Гройсмана в ЕС, видимо, поняли неправильно. Это не отказ продавать "трубу", а лишь внутренний спор в Киеве за право это сделать. Глава "Нафтогаза" Коболев — креатура Арсения Яценюка и самостоятельного веса в украинской политике не имеет. Заниматься сделкой такого масштаба ему просто не по чину. И запретом в правительстве просто дали понять, что договариваться нужно совсем не с Коболевым.

Обесценивание ГТС

Впрочем, даже глава "Нафтогаза", записной оппонент "Газпрома", признает, что любая оценка ГТС Украины — это вопрос транзита российского газа и его гарантий. Меняются (в худшую для Киева сторону) объемы прокачки, но проблема не только в этом. В 2016 году Россия наконец получила возможность использовать объемы газопровода OPAL, которые ранее резервировались ЕС для мифических альтернативных поставщиков. Это сразу нарастило прокачку по "Северному потоку". Строится "Турецкий поток", начато строительство "Северного потока — 2" (а в планах и третья очередь). Болгария и Венгрия усиленно намекают, что не против принять на своей территории обходной газопровод. На фоне всего этого доля украинского маршрута в газовом импорте ЕС с 2006 по 2017 год упала с 80 до 44%.

Кроме того, в конце 2019 года истекает действие транзитного контракта. "Газпром" в настоящее время добивается его досрочного разрыва в суде, однако не факт, что принять такое решение суд успеет. Сегодня никто точно не знает, как договорятся Москва и Киев, договорятся ли вообще, какой объем транзита будет записан в новом договоре и на какой срок он будет подписан. Очевидно лишь то, что ни о каких 120 млрд кубометров (такая цифра фигурирует в действующем контракте) и речи быть не может. В "Газпроме" заявляли о 15-20 млрд кубометров, Украина давала понять, что согласится на 40, лишь бы не меньше (но и в этом случае половину мощностей ей придется законсервировать). В реальности, видимо, будет 15-20 млрд плюс какие-то ситуативные объемы в зависимости от спроса на европейском рынке, ремонтных работ на обходных газопроводах и т.д.

Неудивительно, что "Нафтогаз" теперь просит за половину ГТС всего 7 млрд — вдвое меньше, чем четыре года назад. Но с такими вводными любому инвестору покупать половину ГТС даже за 7 млрд чрезвычайно рискованно. Ведь есть и важный технический момент: украинская "труба", мягко говоря, не молодеет. Оценку российских специалистов мы уже приводили, но были и др. ЕС примерно в то же время оценивал сумму инвестиций в модернизацию в $3 млрд. Правда, как мы уже знаем, в ЕС (видимо) изначально говорили не о ГТС в целом, а только о транзитных мощностях — оттого и такая разница.

Эксперты компании Mott MacDonald в 2011 году говорили о $4,8 млрд вложений, которые можно растянуть на 7-8 лет. Правда, они же признавали, что уровень износа оборудования ГТС Украины местами таков, что необходимо допустить аварийные отказы в течение этого периода, а значит, и срочные ремонты, что может увеличить затраты. Чуть позже "Укртрансгаз" называл цифру в $5,3 млрд, что близко к оценке Mott MacDonald.

"Нафтогаз" же намеренно не вкладывает денег в ремонт. Как пояснил "Известиям" на условиях анонимности знакомый с ситуацией в энергетическом секторе депутат рады, логика следующая: контракта с Россией на период после 2019 года нет, а раз так, зачем инвестировать? Кроме того, считают в компании, чинить ГТС должны те, кому это нужно, — то есть Европа. И ЕС действительно выделял небольшие льготные кредиты на эти цели. Также немаловажно, что личные годовые финансовые бонусы главы НАК Андрея Коболева и всего топ-менеджмента привязаны к прибыльности компании. Любые инвестиции ее снижают.

Правда, от Германии буквально в августе прозвучало предостережение. Поскольку Европейский союз считает, что отстаивает интересы Украины по сохранению транзита, Киеву было предложено вложить деньги в модернизацию, чтобы был лишний козырь в переговорах с Москвой, заявил глава отдела прессы и информации Федерального правительства Штеффен Зайберт.

Итог интриг с газотранспортной системой Украины неутешителен. У Киева был шанс, расставшись с частью своей ГТС, получить внушительные бонусы от "Газпрома": постоянную скидку к цене, как до 2006 года, или возможность участвовать в добыче на российских месторождениях. Да, за это пришлось бы заплатить частью транзитной прибыли, но бонусы были бы больше, ведь "Газпром", в свою очередь, сэкономил бы на строительстве обходных маршрутов. Однако украинские политики решили иначе.

Николай Подгорный

 

 

"Взгляд"

Впервые за пять лет цена на нефть перешагнула 80-долларовый рубеж. От такой ситуации выигрывает не только российский бюджет и нефтяники, но и рубль, курс которого сразу вырос. Специалисты уверены в неизбежности роста цен до 100 долларов уже в ближайшее время. А благодарить за это приходится ровно те факторы, которые обычно оценивают негативно.

Цена на нефть Brent достигла максимума с ноября 2014 года, превысив в ходе торгов 80 долларов за баррель. К 17.00 мск цена с начала торгов подскочила на 2,64% — до 80,56 доллара за баррель. WTI растет примерно так же — выше 72 долларов за бочку.

Почувствовав поддержку, рубль в ходе торгов опустил доллар. К пяти вечера за единицу американской валюты давали 65,85 рубля. Евро стоил уже 77,70 рубля.

Крупнейшие нефтетрейдеры уже ждут возвращения 100 долларов за баррель, как это было до 2014 года. Такой поворот благоприятен и для российской валюты, и для бюджета, и для экспортеров.

Реален ли такой сценарий?

В пользу удорожания нефти играют несколько факторов. Во-первых, страны ОПЕК+ на прошедшей встрече в Алжире решили оставить уровень добычи без изменений, проигнорировав призыв Дональда Трампа снизить цены на черное золото. Наоборот, в нефтяном картеле готовы вернуться к сокращению добычи, если на рынке образуется избыток предложения и цены начнут снижаться. Это может произойти в конце текущего года или в начале следующего, прогнозирует ОПЕК. Поэтому более детально ситуация будет обсуждаться в ноябре, а решение о сокращении добычи может быть принято на заседании в начале декабря. Обнародования этих планов оказалось достаточно, чтобы фьючерсы на Brent сразу взлетели на 2,5%.

Впрочем, сокращать добычу может не потребоваться, если сработает иранский фактор. США обещают ввести экономические санкции против Ирана 4 ноября. А санкции включают эмбарго на иранскую нефть. По экспертным оценкам, это может привести к сокращению объемов добычи в стране на 1,4 млн баррелей в день. И именно эти "потерянные" баррели могут стать катализатором роста цен в обозримом будущем, говорит Анастасия Игнатенко из ГК TeleTrade.

"На это накладываются проблемы с экспортом из Ливии, Венесуэлы и некоторых других нефтедобывающих стран. Свою лепту в эту тенденцию вносит и сезон тропических ураганов в Мексиканском заливе", — добавляет Виталий Манжос из ИК "Алго Капитал". Кроме того, с технической точки зрения пробой важного уровня в 80 долларов формирует сигнал к дальнейшей игре на повышение", — поясняет Манжос.

Два крупных мировых нефтетрейдера, компании Trafigura Group и Mercuria Energy Group Ltd, ожидают, что уже в конце текущего — начале будущего года цены на нефть впервые с 2014 года могут вернуться к отметке 100 долларов за баррель именно из-за сокращения иранского экспорта, сообщает Bloomberg. У рынка нет достаточных мощностей, чтобы заместить выбывающие с рынка 2 млн баррелей в день в четвертом квартале. В итоге уже к Рождеству баррель будет стоить 90, а в начале нового года — все 100 долларов за баррель.

Последний раз такие высокие цены на Brent наблюдались в 2011-2014 годах. Неужели вернется эпоха дорогой нефти? "С технической точки зрения нет никаких препятствий для возврата к этому уровню. Вопрос лишь в том, какое время для этого понадобится. Стимулом вполне может послужить дальнейшее обострение геополитической напряженности на Ближнем Востоке", — считает Манжос. Технически шансы на установление новых локальных максимумов действительно высоки, согласна Игнатенко. По ее мнению, ближайшим возможным целевым ориентиром выступает район 85-87 долларов за баррель, соответствующий периоду апреля — мая 2010 года.

Однако удастся ли Вашингтону задвинуть Иран на задний план — это еще вопрос. В Иране уверены, что мечта США убрать иранскую нефть с мировых рынков не сбудется. Во-первых, далеко не все страны боятся США. Южная Корея, Япония и часть европейских стран уже отказались от иранской нефти, сократив ее поставки на треть. Однако Китай и Индия не собираются этого делать.

К тому же у Ирана уже имеется опыт по обходу санкций. Раньше, будучи под санкциями, он все равно умудрялся поставлять свою нефть, например, в Китай. "Правда, объемы были ограниченными, но это лучше, чем ничего. И было это сравнительно недавно, поэтому участники наверняка смогут быстро перейти на действовавшие пару лет назад схемы", — считает ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич.

В любом случае поддерживаемая геополитикой и рисками дефицита нефть имеет все шансы расти. И это крайне благоприятно не только для российского бюджета и пополнения резервов. Нефть оказывает поддержку российскому рублю, который в последнее время серьезно сдал позиции.

Однако радоваться еще рано: с одной стороны рубль поддерживает дорожающая нефть, но с другой давят санкционные риски.
"Несмотря на положительные перспективы рынка нефти, я бы не была большим оптимистом относительно рубля. На мой взгляд, потенциал его укрепления ограничен зоной 65-65,30 рубля, где располагается апрельский максимум и проходит линия поддержки восьмимесячного тренда на повышение по доллару. Пока данный рубеж не пройден вниз, покупки рубля носят временный характер", — говорит Анастасия Игнатенко.

Не стоит ожидать дальнейшего масштабного укрепления рубля до момента появления ясности относительно обещанного ноябрьского пакета новых санкций против РФ со стороны США, считает Манжос. "Гипотетически возможно создание препятствий для международных расчетов в долларах за российскую нефть. В такой ситуации рубль может резко ослабиться, даже в случае сильного роста цен на нефть. При более мягком санкционном сценарии курс рубля по отношению к основным иностранным валютам останется вблизи текущих отметок. Это связано с тем, что новые американские санкции уже в значительной мере включены в текущий курс отечественной валюты", — говорит он. Купцикевич же пессимистичен: разгоняющаяся инфляция и проблемы развивающихся стран еще проявят себя до конца года, вернув рубль на путь ослабления в район 70 за доллар в ближайшие месяцы.

"Что касается России, основные доходы в бюджет страна генерирует от экспорта нефти. И высокие цены оказывают поддержку как национальной валюте, так и российской экономике. Геополитические факторы и санкционная политика США оказывали влияние на отдельные сегменты экономики, но так как Россия имеет определенный иммунитет к подобной агрессии со стороны США, то на фоне стабилизации нефтегазового сектора дальнейших угроз для резкого ослабления рубля как минимум до начала следующего года нет. Поскольку однозначно нефть будет торговаться выше 80 долларов за баррель, а неопределенная ситуация вокруг Ближнего Востока только усилит текущее положение", — уверен эксперт "Международного финансового центра" Гайдар Гасанов.

Ольга Самофалова

Это поможет сдерживать рост цен на топливо на Дальнем Востоке, считают эксперты.

"Ведомости"

Премьер-министр Дмитрий Медведев может поручить Минфину, Минэнерго и другим ведомствам в ближайший месяц внести в правительство проект федерального закона о корректировке налогового маневра. Об этом говорится в проекте протокола к совещанию 18 сентября с премьером, подлинность которого подтвердили четыре человека, знакомые с итогами совещания. Два из них отметили, что протокол не финальный и может еще корректироваться.

В документе, с которым ознакомились "Ведомости", упоминается, что в законопроекте нужно установить логистические надбавки при исчислении обратного акциза на нефть для НПЗ Дальнего Востока, ХМАО, Югры и Кемеровской области. Поправки, в частности, коснутся Хабаровского НПЗ "Нефтегазхолдинга" Эдуарда Худайнатова и Комсомольского НПЗ "Роснефти" (их представители не ответили на запросы "Ведомостей"). Первоначально Дальневосточный федеральный округ не попал в список регионов, которым правительство готово субсидировать стоимость нефти, если та после переработки в бензин и дизельное топливо класса "Евро-5" будет поставляться на российский рынок, рассказывал "Ведомостям" собеседник, близкий к одному из нефтепереработчиков на Дальнем Востоке.

"Правительство посчитало, что у Хабаровского и Комсомольского НПЗ близко экспортные рынки — и потому в первоначальный закон о завершении налогового маневра регионы не попали", — говорит собеседник "Ведомостей". Но теперь ситуацию могут исправить, отмечает он. Установление логистического коэффициента для расчета обратного акциза в отношении производственных мощностей, расположенных в некоторых регионах, еще обсуждается, решения нет, говорит представитель Минфина. Минфин не поддерживает добавление надбавки для НПЗ в указанных регионах — это приведет к выпадению доходов бюджета, тогда как экономическая целесообразность необоснованна, говорит собеседник "Ведомостей", участвующий в обсуждении меры.

На топливном рынке Дальнего Востока ситуация очень сложная, сказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Остро ощущается нехватка топлива на независимых АЗС: из-за того что через биржу продаются небольшие объемы, сложилась ситуация, при которой биржевые цены и, соответственно, мелкооптовые оказываются выше, чем розничные цены в регионе, говорит Аркуша. Хабаровский НПЗ не продает топливо на бирже, а поставляет на АЗС ННК, продает топливо через площадку лишь Комсомольский НПЗ, отмечает эксперт.

Комсомольский НПЗ способен перерабатывать по 6 млн т нефти в год и поставлять на рынок больше 3 млн т бензина и дизельного топлива, Хабаровский — перерабатывать до 6 млн т, выпуск светлых нефтепродуктов у завода в 2014 г. был 2,6 млн т. Сколько поставляют предприятия на внутренний рынок, а сколько экспортируют — представители компаний не говорят.

НПЗ на Дальнем Востоке находится далеко от основного экспортного европейского рынка, сказал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. "В регионе представлено всего два НПЗ, которым необходимо обеспечивать внутренний рынок, в том числе, бывает, и в ущерб собственным экономическим интересам", — рассуждает Полищук. В сумме с большим транспортным плечом для доставки нефти на НПЗ это ухудшает экономику заводов по сравнению с НПЗ в западной части России, где близок европейский рынок и большой выбор ресурсной базы с относительно небольшим транспортным плечом, считает эксперт. Новые меры позволят компании сдержать рост цен на бензин на Дальнем Востоке, считает Полищук.

Но это не все предложения правительства — в проекте протокола к совещанию Медведева также говорится, что Минфин и другие ведомства должны будут увеличить компенсацию нефтяникам за поставку топлив на внутренний рынок с 2019 г. — 60% разницы между экспортными ценами и фиксированной ценой 50 400 руб. за 1 т бензина и 45 000 руб. за 1 т дизтоплива. Ограничиваться компенсацией за сдерживание роста цен нефтяники не намерены — они хотят более серьезной поддержки от государства в будущем.

Виталий Петлевой, Елизавета Базанова

 

 

<< Сентябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ