Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

27.10.2016

"Взгляд"

Похоже, Еврокомиссия изменила свое мнение по одному из ключевых газовых споров с Россией, связанному с судьбой прокачки по газопроводу Opal. Кроме того, есть признаки, что в пользу Газпрома разрешатся и антимонопольные претензии ЕС, а также сомнения Европы по поводу "Северного потока — 2". Что же так повлияло на европейских чиновников?

Еврокомиссия намерена поставить точку в вопросе загрузки газопровода Opal 28 или 31 октября, сообщают иностранные СМИ. Еврокомиссия разрешит Газпрому увеличить загрузку газопровода OPAL, предвидит Wall Street Journal со ссылкой на два анонимных источника.

Opal — это продолжение "Северного потока" по территории Германии. По нему можно транспортировать газ от Балтийского моря до границы с Чехией. Тем самым он позволяет соединить "Северный поток" с потребителями газа в Центральной и Восточной Европе, минуя Украину. До сих пор на юге Германии получают российский газ транзитом через Украину, а также Чехию и Австрию.

Шаг навстречу

Производительность Opal составляет 36 млрд кубометров в год, однако проблема в том, что ЕК разрешает Газпрому использовать только половину этих мощностей. Так как по нормам Третьего энергопакета ЕС 100% мощностей трубы не могут быть переданы в пользование одной компании из-за угрозы монополизма.

И вот наконец Еврокомиссия согласилась, что от 10 до 20 процентов незадействованных мощностей OPAL будут предложены другим поставщикам газа, а оставшиеся выставят на аукцион, в котором сможет принять участие и Газпром, пишет WSJ.

Это, конечно, шаг навстречу Газпрому, хотя и недостаточный. Газпром настаивал на том, чтобы вторую половину мощностей распределять через систему аукционов полностью. А Брюссель отдает под аукцион лишь 30-40% мощностей, а 10-20% по-прежнему остаются зарезервированы для неких неизвестных поставщиков. Но за пять лет работы трубы желающих прокачивать по ней свой газ так и не нашлось — кроме Газпрома, разумеется. В итоге половина трубы большую часть времени просто простаивала.

"Это абсурд — оставить половину трубы тем, кого нет. Давайте прекратим заниматься идиотизмом и выставим свободные мощности на аукцион, тем более что нормы Третьего энергопакета позволяют это сделать", — говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Почему не выставить на аукцион полностью 50%, а только 30-40%? Видимо, потому, что это означало бы полностью согласиться с позицией российской стороны".

Стоит напомнить, что Азербайджану ЕК разрешила заполнять газопровод TAP полностью собственным газом — в виде исключения. Хотя эта труба также проходит по европейской территории, поэтому тоже должна соответствовать нормам Третьего энергопакета, а значит, 50% мощностей TAP надо отдать другим поставщикам. Однако для TAP Брюссель сделал исключение. Причем по Opal прокачивать газ никто, кроме Газпрома, не хочет, тогда как по TAP такие желающие имеются. И тем не менее ЕК убивает здесь конкуренцию на корню, отдавая монополию в руки Азербайджана — то есть противореча собственным экономическим правилам.

На самом деле периодами Газпром заполнял газопровод Opal полностью, потому что этого требовали европейские потребители. "Потребители начинали писать письма в Брюссель, что они замерзнут, дайте срочно исключение для Opal. Брюссель давал это исключение на время. Это такая циничная позиция — когда срочно нужен газ, делают вид, что все в порядке, а когда не нужен — начинают разговоры на тему русской угрозы, диверсификации и конкуренции", — говорит Константин Симонов.

Причины сближения ЕК и Газпрома

Переговоры по Opal велись давно, и положительное решение ожидалось еще в 2014 году. Однако вместо этого ЕК вообще прекратила переговоры. Что же изменилось с тех пор? Почему Брюссель сейчас не только возобновил переговоры по Opal, но и готов на компромисс?

Симонов считает, что свою роль сыграли приближающаяся зима, а также тот факт, что Украина подготовилась к отопительному сезону на этот раз хуже некуда. "Украина встретила этот отопительный сезон с самым низким объемом газа в подземных хранилищах за последние пять лет. Украина встречает начало зимы со своими обычными фокусами, и ничего хорошего ждать не стоит. Конечно, у Европы появляется нервозность", — говорит Симонов.

Разрешение же ситуации с Opal обезопасит часть европейских потребителей от проблем этой зимой из-за Украины. Известно, что "Северный поток" уже берет на себя тот газовый транзит, который мог бы идти через Украину. "Страны Восточной Европы могут брать газ, который идет по "Северному потоку", — напоминает глава ФНЭБ.

Наконец, Европа сейчас активно наращивает импорт российского газа. Сложно сказать, станет ли это тенденцией, но в 2015-2016 годах в Европе начался рост потребления газа — в отличие от прошлых периодов, когда оно падало. "Рост потребления наложился на падение добычи внутри Европы. В Великобритании и Голландии добыча валится, а Норвегия не вытягивает. Поэтому начался рост импорта. Я думаю, это тоже повлияло на осознание того, что на практике никакой диверсификации не происходит. Все надежды Европы на СПГ (сжиженный природный газ) провалились", — говорит Симонов. СПГ оказался дороже трубопроводного газа, и его объемы невелики.

Еще два спорных вопроса могут разрешиться

Наконец, WSJ уверяет, что договоренности по загрузке OPAL могут иметь решающее значение в судьбе еще двух спорных вопросов. Во-первых, как ожидается, уже 28 октября Еврокомиссия может объявить о заключении предварительного соглашения об урегулировании антимонопольного дела в отношении Газпрома.

Во-вторых, это может способствовать положительному решению вопроса о строительстве "СеверногНефтяная привязка в формуле цены на газ (против которой так долго возражали в Европе) играет сейчас на пользу европейским покупателям. "Цена на российский газ ниже спотовых, таких низких цен еще не было. Так вы уверены, что нефтяная привязка — это такая уж плохая штука? Тем более что все говорят, что цены на нефть будут долго оставаться в районе 50-55 долларов за баррель. Ниже 200 долларов за тысячу кубометров — это очень комфортная цена", — говорит глава ФНЭБ.

Разрешение ситуации со строительством "Северного потока — 2" не менее экономически оправданно для ЕС в свете проблем с украинским транзитом и ростом потребления в Европе. "Этот проект не требует от Брюсселя никаких затрат, полностью вписывается в их правила, создает дополнительную инфраструктуру, дает гибкость ставок, диверсифицирует источники газа. А они говорят, что это опасная труба. Никакой логики. Это как с Польшей, которая выступила против "Северного потока — 2": но как эта труба может нарушать интересы Польши, если она вообще мимо нее проходит?" — говорит Симонов.

Таким образом, с экономической точки зрения желание Брюсселя пойти навстречу Газпрому в ряде газовых вопросов более чем логично. Однако сможет ли ЕК довести дела до конца? С политической точки зрения ответ уже не так однозначен.

"Не удивлюсь, если какой-то дядя из Вашингтона позвонит и скажет: "Что вы тут надумали? Россия Аллепо штурмует, а вы тут договоры с ними подписываете. Сотрите все расчеты, сейчас надо не профиты считать, а давить агрессора". Звонок из Вашингтона, к сожалению, нельзя сбрасывать со счетов", — говорит Симонов. о потока — 2". "Это показывает, что Россия и ЕС предпринимают прагматические шаги, чтобы облегчить решение бизнес-проблем, в особенности на энергетическом фронте, где Россия остается основным поставщиком природного газа для множества стран, входящих в Евросоюз", — отмечает Wall Street Journal.

Антимонопольный иск Брюсселя уже три года находится в суде. Симонов уверен, что ЕК готова пойти на принятие положительного решения для Газпрома по антимонопольному иску, потому что поняла, что составила слабый иск и довести его до победы не получается. Брюссель повел себя некомпетентно при подготовке иска. "Они выбрали самые глупые политически мотивированные примеры монопольного положения Газпрома. Могли бы найти гораздо более яркие сюжеты, если бы покопались. Сама заявка была написана слишком быстро — и, видимо, в расчете на политические эмоции", — считает собеседник.

Во-вторых, сами европейцы говорят о гибкости, которую стал проявлять Газпром по отношению к пожеланиям европейских потребителей. В частности, он стал проводить аукционы на краткосрочные поставки газа, во-вторых, в ряде контрактов ввел привязку к споту.

Наконец, в условиях низких цен на газ логика антимонопольного иска разрушается. "Когда из-за привязки к нефти цена на газ была высокая, тогда можно еще было вопить о монополии Газпрома. А сейчас, когда тысяча кубометров стоит 150 долларов, сложно утверждать, что российская монополия душит Европу своими ценами", — объясняет Симонов.

Нефтяная привязка в формуле цены на газ (против которой так долго возражали в Европе) играет сейчас на пользу европейским покупателям. "Цена на российский газ ниже спотовых, таких низких цен еще не было. Так вы уверены, что нефтяная привязка — это такая уж плохая штука? Тем более что все говорят, что цены на нефть будут долго оставаться в районе 50-55 долларов за баррель. Ниже 200 долларов за тысячу кубометров — это очень комфортная цена", — говорит глава ФНЭБ.

Разрешение ситуации со строительством "Северного потока — 2" не менее экономически оправданно для ЕС в свете проблем с украинским транзитом и ростом потребления в Европе. "Этот проект не требует от Брюсселя никаких затрат, полностью вписывается в их правила, создает дополнительную инфраструктуру, дает гибкость ставок, диверсифицирует источники газа. А они говорят, что это опасная труба. Никакой логики. Это как с Польшей, которая выступила против "Северного потока — 2": но как эта труба может нарушать интересы Польши, если она вообще мимо нее проходит?" — говорит Симонов.

Таким образом, с экономической точки зрения желание Брюсселя пойти навстречу Газпрому в ряде газовых вопросов более чем логично. Однако сможет ли ЕК довести дела до конца? С политической точки зрения ответ уже не так однозначен.

"Не удивлюсь, если какой-то дядя из Вашингтона позвонит и скажет: "Что вы тут надумали? Россия Аллепо штурмует, а вы тут договоры с ними подписываете. Сотрите все расчеты, сейчас надо не профиты считать, а давить агрессора". Звонок из Вашингтона, к сожалению, нельзя сбрасывать со счетов", — говорит Симонов.

Ольга Самофалова

Продажа 19,5% акций "Роснефти" состоится только под Новый год. И вовсе не факт, что этот пакет купит сама госкомпания. Чиновники хотят найти других инвесторов.

"Ведомости"

Подготовительная работа к приватизации 19,5% акций "Роснефти" должна завершиться только к началу декабря, заявил вчера, 26 октября, министр экономического развития Алексей Улюкаев. Это график консультанта правительства — банка Intesa. К началу декабря завершатся подготовка отчета, оценка, рассылка приглашений инвесторам, пояснил Улюкаев. Ранее он говорил, что уже в середине ноября Intesa представит отчет о наличии потенциальных кандидатов. Но сейчас речь идет о завершении всего комплекса мероприятий, уточняет представитель Минэкономразвития.

О желании купить этот пакет пока заявляла только сама "Роснефть". Она же на сегодня и есть главный претендент, констатирует федеральный чиновник. Но еще непонятно, сможет ли госкомпания выкупить все 19,5% акций, выставленных на продажу, продолжает собеседник "Ведомостей": есть вероятность, что какую-то часть выкупит сторонний инвестор. С этим и связан долгий процесс подготовки, объясняет он. То же самое говорит и другой федеральный чиновник.

Правительство контролирует 69,4% акций "Роснефти" через "Роснефтегаз". Он и занимается продажей доли в нефтяной компании, сказал представитель Минэкономразвития. "Роснефтегаз" не заявлял о невозможности привлечения стратегических инвесторов на госпакет "Роснефти", добавляет он, поиск возможных покупателей продолжается.

Летом китайская CNPC и индийская ONGC заявляли о возможном интересе к приватизации "Роснефти". Представитель ONGC не ответил вчера на запрос "Ведомостей". "Наш интерес к приватизации "Роснефти" зависит от ее условий", — сказал представитель CNPC. Ранее председатель совета директоров CNPC Ван Илинь говорил, что его компания хотела бы получить право участия в управлении "Роснефтью". Покупка слишком маленького пакета может быть неинтересна для CNPC, замечает один из чиновников. Ведь для того чтобы гарантированно провести кандидата в совет директоров, нужно 11,1%, так как в совете девять мест.

Если найдется потенциальный инвестор, то покупки госкомпанией собственных акций не будет, заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Его представитель не уточнил, возможна ли продажа пакета по частям — "Роснефти" и другому инвестору. Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев не стал говорить, готова ли компания выкупать весь пакет. "Роснефть" потенциально может выложить все 703,5 млрд руб. — на счетах у нее $20 млрд. Но президент России Владимир Путин уже говорил, что покупка акций самой "Роснефтью" не самоцель: это только промежуточный этап поиска инвесторов, так как на низком рынке сложно найти покупателя по приемлемой цене.

Если есть какой-то интерес, то лучше продавать все акции сторонним инвесторам, считает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Ведь в таком случае "Роснефть" возьмет на себя риск падения котировок собственных акций. Цены на нефть могут упасть, указывает Вахрамеев.

Выкуп акций "Роснефтью" — это просто необходимость пополнить бюджет уже в этом году, замечает федеральный чиновник. Конечно, предпочтительнее частный инвестор, добавляет он.

Если продажа состоится только в декабре, есть риск, что 703,5 млрд руб. от сделки могут не дойти до бюджета в этом году — без этих доходов дефицит будет выше планируемого. Минфин уже выразил опасение, что так произойдет, и попросил Госдуму его подстраховать — дать возможность взять дополнительный 1 трлн из резервов на покрытие дыры.

Несмотря на продажу в декабре, деньги будут перечислены в бюджет в этом календарном году, уверяет представитель Минэкономразвития. Представитель Минфина не ответил на запрос "Ведомостей". Задержка продажи, если она будет, может быть связана с тем, что компании нужно подготовить корпоративные процедуры, объясняет высокопоставленный чиновник. Приватизация — это решение собственника, а не компании, процедуры возможны, но необязательны, объясняет партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов.

Чисто технически деньги смогут прийти в бюджет и в декабре. Но скорее всего Минфин не захочет их использовать и предпочтет залезть в резервы, считает старший экономист БКС Владимир Тихомиров. "703 млрд — большая сумма, деньги придут бюджетополучателям только во второй половине декабря, а это означает большой приток ликвидности за короткий срок, — отмечает эксперт. — Скорее всего Минфин предпочтет равномерно размазать расходы в ноябре и декабре и кассовый разрыв покроет за счет резервов". Затем эти изъятия из резервов будут компенсированы доходами от "Роснефти" — чисто технический маневр, заключает Тихомиров.

Маргарита Папченкова, Алина Фадеева

 

 

Акционеры облгазов попросили защиты у Владимира Путина.

"Газета РБК"

Миноритарные акционеры региональных газораспределительных организаций (ГРО) "Газпрома", судящиеся с монополией с 2013 года, обратились к президенту Владимиру Путину, правительству и Центробанку с просьбой не допустить принятие поправок в закон об акционерных обществах, которые Госдума может рассмотреть до конца года. В своем письме (копия есть у РБК) миноритарии так называемых облгазов утверждают, что законопроект ущемляет их права и может привести к международным судам иностранных инвесторов с Россией.

Речь идет о поправках в закон об акционерных обществах, которые еще в июле подготовил и внес в Госдуму депутат от "Единой России" Александр Меткин. До этого он никогда не занимался подобными вопросами. Законопроект предлагает освободить акционерное общество от обязанности делать оферту "при передаче акций между юридическими лицами, находящимися под контролем Российской Федерации <…> в результате исполнения актов президента или актов правительства". При этом закону предложено придать обратную силу, то есть распространить его действие на сделки, совершенные до вступления закона в силу.

По действующему закону лицо, которое вместе с аффилированными лицами приобрело более 30% голосующих акций, обязано направить остальным акционерам публичную оферту — предложение о выкупе у них ценных бумаг. Мера была введена в 2006 году, чтобы не допустить ущемления прав миноритариев при значительном изменении состава акционеров, и дает возможность выйти из компании на рыночных условиях, объясняет партнер юридической компании Orient Partners Александр Карпухин.

Обращение к властям против поправок Меткина подготовило ООО "Мириад Рус", которое представляет интересы миноритарных акционеров ГРО "Газпрома" в споре с монополией. Эта фирма работает под девизом "защиты прав миноритарных акционеров" и "улучшения корпоративного климата в России", сказано на ее сайте. В рецензии на законопроект представители миноритариев указывают, что поправки нарушают нормы международного и российского законодательства, а также противоречат Конституции. 25 октября обращение было направлено руководству Госдумы, в Банк России и в правительство, а также президенту Владимиру Путину — всего 23 адресатам. Пресс-служба ЦБ сообщила РБК, что обращение рассмотрят "в установленном порядке и своевременно ответят автору письма". Представитель президента России Дмитрий Песков пока не ответил на запрос РБК. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева не ответила на запрос РБК. Представитель "Газпрома" пока не стал комментировать законопроект и претензии миноритариев.

О связи законопроекта с тяжбой миноритариев с "Газпромом" ранее в октябре в эфире телеканала РБК рассказал председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. "Законопроект — я, может, открою секрет — связан с продажей "Роснефтегазом" пакета акций облгазов "Газпрому", и поскольку пакет переходил из одной государственной компании в другую государственную компанию, то и не делалась оферта миноритариям", — сказал Аксаков. По его словам, в действующем законе нечетко прописана процедура передачи госпакетов акций между компаниями с государственным участием. "Возникает вопрос оштрафования одной из организаций, которая провела вот такое действо не совсем по закону. Поэтому речь идет о том, чтобы задним числом, скажем так, обратить влияние этого закона на соответствующее действие", — пояснил глава комитета.

В обращении миноритариев указывается, что законопроект "ставит под угрозу возможность защиты прав отечественных и зарубежных инвесторов, оказавших доверие фондовому рынку России". Авторы документа напоминают, что "акционерное законодательство наделяет всех владельцев одинаковых ценных бумаг равными правами", при этом предлагаемые нормы не соответствуют ст.2, 8, 18, 45 и 55 Конституции, в том числе в части равной защиты государственной и частной собственности.

По мнению авторов рецензии, принятие нормы, предложенной в законопроекте, придаст компаниям с госучастием особый статус и привилегированное положение по сравнению с частными компаниями. Действующая редакция закона достаточно неудобна для крупных компаний, особенно с большим количеством миноритариев, объясняет Карпухин. "Принятие законопроекта создаст серьезное исключение для госкомпаний. Фактически это означает возврат законодательства об акционерных обществах на уровень 2006 года, когда интересы миноритариев не защищались в принципе", — говорит юрист.

Миноритарии "Газпрома" также предупреждают, что принятие законопроекта приведет к расходам федерального бюджета из-за исков от иностранных инвесторов, которые те могут подать из-за несоблюдения российскими государственными органами защитного правового режима иностранных инвестиций. С этим соглашаются юристы: законопроект может повлечь за собой негативные комментарии инвесторов, в том числе и иностранных, говорит Карпухин. "Стратегия многих инвестиционных фондов — держателей миноритарных пакетов как раз ориентирована на их выкуп основным акционером в долгосрочной перспективе", — напоминает он. Действующая норма об оферте вызывает большие проблемы при приватизации государственных пакетов акций или переброске пакетов от одной госкомпании к другой. Например, в свое время нормы о защите миноритариев повлекли большие затраты при приватизации госпакетов энергогенерирующих компаний в ходе реформы РАО "ЕЭС".

Законопроект Меткина может затронуть не только акционеров облгазов, но и миноритариев "Башнефти", которым принадлежит порядка 20% акций компании. На прошлой неделе, 20 октября, "ВТБ Капитал" в своем отчете указал, что из-за принятия поправок Меткина оферты миноритариям может избежать "Роснефть", которая 12 октября приобрела 50,08% "Башнефти" у Росимущества за 329,69 млрд руб. По существующим правилам она должна направить оферту в течение 35 дней после этой сделки, то есть до середины ноября. Но пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев не стал комментировать, стоит ли ждать такой оферты, отметив лишь, что компания будет действовать в соответствии с действующим законодательством.

Анна Могилевская, Тимофей Дзядко

 

 

"Русгидро" начала интегрировать "РАО ЭС Востока" в свою структуру. Часть персонала может быть сокращена, сохранится ли "РАО ЭС Востока" как компания, не известно.

"Ведомости"

"РАО ЭС Востока" — единственная энергокомпания, избежавшая изменений во время реформы РАО "ЕЭС России", — была передана в "Русгидро". Идея была в том, чтобы поддерживать деятельность убыточной из-за низких тарифов компании за счет маржинальности "Русгидро", напоминает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Но со временем проблемы "РАО ЭС Востока" только усугублялись. К лету ее долг достиг 100 млрд руб. "Русгидро" собирается провести допэмиссию на 55 млрд руб., чтобы снизить долг "дочки". Но, как выяснили "Ведомости", этим дело не ограничится.

В октябре некоторые сотрудники "РАО ЭС Востока" получили уведомления о сокращении, рассказал "Ведомостям" источник в группе "Русгидро", знакомый менеджеров компании. Началась интеграция исполнительного аппарата "РАО ЭС Востока" и "Русгидро", объясняет чиновник одного из ведомств, курирующих энергетику: часть персонала переходит в "Русгидро". Представители "РАО ЭС Востока" и "Русгидро" это не комментируют.

Аудит издержек группы "Русгидро" с лета проводила EY и по итогам подготовила план мероприятий по оптимизации на 2017 г. и среднесрочную перспективу, рассказали двое собеседников "Ведомостей", знакомых с документом. Представитель "Русгидро" это подтвердил, не раскрыв деталей. По его словам, сейчас материалы находятся на рассмотрении, после утверждения плана компания приступит к его реализации.

EY также сделала предложения по оптимизации работы "РАО ЭС Востока", рассказывают источники издания. Первое — оставить существующую структуру, когда "РАО ЭС Востока", по сути, остается самостоятельной компанией и "Русгидро" контролирует ее деятельность только по ключевым показателям эффективности. Второе — сделать структуру "Русгидро" дивизиональной. В этом случае у гендиректора "Русгидро" будет специальный заместитель по Дальнему Востоку, а подразделения "РАО ЭС Востока" перейдут в подчинение руководителей дивизионов в зависимости от профиля деятельности — тепловой генерации, передачи электроэнергии, рассказывают собеседники. Сохранится ли юридическое лицо "РАО ЭС Востока", не ясно. Предлагается ликвидировать представительства "РАО ЭС Востока" в Москве и сократить в Хабаровске и Владивостоке, говорят собеседники. Интеграция сотрудников "РАО ЭС Востока" в "Русгидро" позволит сэкономить до 370 млн руб. в год. В целом первый сценарий может обеспечить примерно от 800 млн до 1,3 млрд руб. экономии. Второй — примерно от 900 млн до 1,4 млрд руб., говорят источники "Ведомостей".

"Идет ликвидация "РАО ЭС Востока", — сообщают знакомые топ-менеджеров компании. "Русгидро" выбрала дивизиональную модель, говорит федеральный чиновник. Решение еще должны согласовать Росимущество, Минэкономразвития, ФАС, только после этого пишется директива, по которой принимается решение, объясняет процедуру источник, близкий к Минэнерго, подчеркивая, что в министерстве о таких планах "Русгидро" не знают. Представитель Минэнерго от комментариев отказался. Управление дочерними компаниями относится к компетенции правления "Русгидро", оценка возможной экономии направлена в Минэкономразвития, сказал представитель министерства. Представитель ФАС на вопросы не ответил.

То, что делает "Русгидро", можно назвать "интеграцией персонала по-российски", закон не предусматривает преобразования "дочки" в дивизион материнской компании, говорит партнер Orient Partners Александр Карпухин. Но можно, например, ликвидировать "дочку" — персонал уведомляется о сокращении за два месяца, затем те сотрудники, которых материнская компания хочет видеть в своем штате, принимаются в нее, объясняет он.

Превращение "РАО ЭС Востока" в дивизион "Русгидро" позволило бы решить проблему убытка — долги бы усреднились с материнской компанией, считает Порохова. Интегрировав "РАО ЭС Востока", "Русгидро" сможет дешевле, чем "дочка" сейчас, привлекать финансирование для подразделений, приводит пример аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр.

Можно ли повысить эффективность дальневосточных активов, управляя ими из единого центра, не ясно — проблемы не только в управлении, предупреждает Порохова. "РАО ЭС Востока" — сложная тарифная история, ее работа зависит от выстраивания отношений с властями дальневосточных регионов", — согласен федеральный чиновник. Есть сомнения, что менеджмент "Русгидро" справится самостоятельно с этой задачей, отмечает он. Непонятно, почему нельзя просто поменять менеджмент в "РАО ЭС Востока", если "Русгидро" недовольна, — положительный эффект от проводимой реорганизации неочевиден, говорит федеральный чиновник.

Гендиректор "РАО ЭС Востока" Сергей Толстогузов возглавил компанию в 2011 г. С новым руководителем энергокомпании Николаем Шульгиновым он не сработался, отмечает его знакомый. Останется ли Толстогузов в новой структуре, собеседники не говорят.

Иван Песчинский

 

 

<< Октябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ