Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.09.2015

Минэкономразвития предлагает повысить цены на газ только на 2%, чтобы замедлить инфляцию и ускорить экономику.

"Ведомости"

Минэкономразвития предлагает проиндексировать цены на газ в 2016 г. на 2%, сообщил заместитель министра Николай Подгузов. "Последняя версия наших предложений — это 2%", — подчеркнул он (цитата по "Интерфаксу"). Минэкономразвития рассматривает ограничение индексации тарифов в первую очередь как меру противодействия инфляции и росту расходов населения, объясняет представитель ведомства. Об уменьшении индексации цен на газ как альтернативе роста налоговой нагрузки недавно говорил и министр финансов Антон Силуанов.

Как писал "Интерфакс", в понедельник на совещании у премьера Дмитрия Медведева обсуждалось изъятие у "Газпрома" примерно 100 млрд руб. через НДПИ. Был ли на тот момент актуальным вариант с индексацией в 5%, неизвестно. Прежде Минэкономразвития предлагало индексацию в 7,5%, но в сентябре министерство предлагало уже 5% из-за непростой ситуации в экономике и падения курса рубля. Против было Минэнерго: это несущественно повлияет на уровень инфляции, но сильно сократит инвестиционный потенциал.

Позиция не изменилась, сказал представитель Минэнерго. Запрос в "Газпром" остался без ответа.

В 2014 г. 33% газа, реализованного в России, "Газпром" продал энергокомпаниям. Если предложение Минэкономразвития будет принято, это положительно отразится на компании, говорит представитель "Т плюс". У владельцев угольной генерации инициатива вызывает опасения, сказал представитель "Интер РАО". Топливные расходы будут расти медленнее, а из-за этого медленнее будут расти цены на рынке на сутки вперед (РСВ, определяет цену электроэнергии). Цены на уголь не регулируются и привязаны к экспортным — есть риск, что сформировавшаяся цена РСВ не покроет расходы на этот вид топлива, объясняет собеседник.

Предложение Минэкономразвития — позитивный сигнал, уверен представитель НП "Сообщество потребителей энергии". Можно каждый год спорить: повышать тарифы на 2% или на 7%, замораживать или увеличивать — все это не добавляет экономической устойчивости никому, не согласен Александр Григорьев из Института естественных монополий. Нужно перейти к долгосрочному тарифному регулированию, которое учитывает потребности газовой отрасли и возможности потребителей, считает Григорьев.

Иван Песчинский

 

 

Сроки бурения в проектах "Газпрома" на арктическом шельфе переносят на два-три года.

"Независимая газета"

Зампред правления "Газпрома" Александр Медведев сообщил вчера, что введенные в отношении Южно-Киринского месторождения западные санкции трагического влияния на реализацию проекта не окажут. Хотя почти все технологии добычи газа на шельфе — импортные, но у иностранцев есть способы обойти санкции, говорят эксперты.

"Газпром" провел оценку возможного влияния санкций, введенных в отношении разработки Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина (входит в проект "Сахалин-3"), и не обнаружил серьезного влияния на проект, сообщил вчера заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев на 19-й ежегодной международной конференции "Нефть и газ Сахалина".

Медведев подчеркнул, что задержек в реализации проектов "Газпрома" не будет: "Будут использованы другие иностранные источники, и параллельно уже запущена программа развития отечественного производства самого современного оборудования, в том числе подводные добычные комплексы". Он заверил, что в РФ достаточно возможностей создать любую систему для подводной добычи.

Напомним, что 7 августа США распространили действие своих отраслевых санкций на Южно-Киринское месторождение. И это стали первые санкции Запада против российского газового монополиста. Подразумевается, что впредь американское оборудование не сможет быть экспортировано в РФ для разработки этого месторождения.

Запасы газа на месторождении составляют 636,6 млрд куб. м, газового конденсата — 97,3 млн т, запасы нефти — менее 5 млн т. Запуск месторождения в эксплуатацию запланирован на 2019 год. Предполагается, что Киринское и Южно-Киринское месторождения станут основной базой для строительства второго российского завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) во Владивостоке.

В середине июня 2015 года начальник департамента "Газпрома" Всеволод Черепанов сообщал, что проект разработки Южно-Киринского месторождения на Сахалине будет готов в этом году.

Однако это касается только одного проекта "Газпрома". Другие все-таки пострадают от введения санкций. Так, вчера Минприроды внесло изменения в лицензионные обязательства по бурению на шельфе по пяти лицензиям "Газпрома". Первый заместитель министра природных ресурсов Денис Храмов сообщил, что сроки бурения переносятся на два-три года. При этом, "если в 2019 году нам надо было пробурить 19 скважин, то с учетом переноса сроков теперь 28 скважин, в 2017 году только 2 скважины вместо 14, в 2015 году — 7 скважин вместо 15", цитирует Храмова Интерфакс.

Чиновник добавил, что в 2014 году на российском шельфе пробурено 10 скважин, в то время как по плану было 5 скважин. Храмов признал, что Россия самостоятельно сможет провести только сейсморазведочные работы, для бурения скважин своего оборудования недостаточно. Компании и министерства, по его словам, сейчас решают эту задачу.

Анатилик ГК Forex Club Валерий Полховский напомнил, что "Газпром" начал работать с подпавшей под санкции компанией FMC Technologies (головной офис — в американском Хьюстоне) по строительству подводного добычного комплекса Южно-Киринского месторождения задолго до введения запрета: "Еще в 2013 году был произведен и установлен первый комплекс именно на Киринском месторождении. Выход на проектную мощность намечен на 2019 год. На момент введения санкций реализация проекта перевалила глубоко за экватор. Сейчас речь идет просто о возможности его закончить. Убежден, что у российской стороны есть возможность довести его до конца собственными усилиями или при помощи компаний, не подпадающих под юрисдикцию США".

Эксперт напомнил, что FMC Technologies пришла на российский рынок не случайно. Она более 20 лет тесно сотрудничала с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом. В 2009 году открыла инжиниринговый центр в Санкт-Петербурге. В нем работало свыше 70 российских инженеров. Соответственно возможностей освоить технологии должно было быть предостаточно. Надо теперь только все воплотить в жизнь. "Это, конечно, и есть самая трудная часть. Однако, повторюсь, в ситуации с Киринским месторождением речь идет уже о завершении проекта, находившегося на высоком уровне готовности. Вот если бы "Газпром" похвалился, что без труда готов работать над другими новыми проектами, то это выглядело бы более убедительной иллюстрацией независимости компании от иностранных партнеров", — отметил Полховский.

Как объяснил "НГ" руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник, западные санкции, безусловно, несут определенную угрозу для реализации планов "Газпрома", но это не катастрофа: "Добыча газа на шельфе практически на 100% зависит от импорта, и найти альтернативу поставкам оборудования из США — основного мирового производителя подводных комплексов — будет не так просто, но возможно". Эксперт рассказал, что аналогичное оборудование делают в Норвегии, однако вряд ли скандинавы пойдут ва-банк против США и начнут сотрудничать с "Газпромом". Японские Mitsui и Mitsubishi, участвующие в сахалинских проектах, подобными технологиями не располагают, они выступают в РФ только в качестве финансовых инвесторов. "Полагаю, что российской компании придется менять схему разработки месторождений на шельфе, как вариант — ставить стационарную платформу, подобные разработки есть в России, в ряде других стран, — отметил Пасечник, — На самом деле никакого тупика нет. Это еще одно доказательство того, что давно пора начать развивать отечественное производство оборудования для подводной газодобычи, как это, например, случилось в Норвегии. Нефтегазовой отрасли вполне по силам роль локомотива экономики".

Пасечник также сказал, что западные компании очень хотят остаться в России. "Не помню ни одной истории, чтобы иностранцы попадали у нас в какие-то передряги. Когда говорят, что в России обидели Shell (в 2007 году "Газпром" выкупил долю компании в проекте "Сахалин-2"), то это выглядит наивно и несерьезно. Цена сделки была пиковой на тот момент, полагаю, Shell осталась фантастически довольна, иначе не стала бы участвовать в других российских проектах", — говорит Пасечник.

Впрочем, иностранцы используют доступные легитимные способы остаться на российском рынке. Так, Exxon Mobil (проект "Сахалин-1") имеет филиал "Эксон Нефтегаз Лимитед". Формально он является российской компанией, а значит, не подпадает под действие санкций. При этом все понимают, что это тот самый Exxon Mobil со штаб-квартирой в Хьюстоне. "В нефтегазе есть вообще прецеденты, когда в РФ регистрируются даже не филиалы американских компаний, а отделения компаний с головным офисом, например, в Панаме. При желании цепочка отслеживается, но теоретически уйти от контроля политиков можно", — добавил Пасечник.   

Нина Забелина

 

 

Глава правительства отказался повышать налог на добычу полезных ископаемых.

"Новые Известия"

Премьер Дмитрий Медведев отклонил предложение Министерства финансов о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как пояснила пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова, будут рассмотрены другие методы увеличения доходов. Опрошенные "НИ" эксперты полагают, что независимо от решения премьера дискуссия о том, из каких дополнительных источников брать средства для пополнения бюджета, находящегося сейчас далеко не в лучшем состоянии, не только не утихнет, а разгорится с новой силой.

Едва только стало известно, что Дмитрий Медведев объявил об отказе от пересмотра НДПИ, как появились новые предложения по пополнению бюджета. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что его ведомству и Минфину остро необходимо в кратчайшие сроки отыскать новые каналы пополнения доходов бюджета 2016 года. В частности, по словам Улюкаева, активно обсуждается не только экспортная пошлина на нефть, но и на газ. А еще министр заметил, что "у нас есть источники, не связанные с деятельностью энергетики, например, прибыль ЦБ".

Непосредственным импульсом к решению Медведева послужило представление главе правительства на совещании у него 28 сентября консолидированного негативного отзыва со стороны ведущих российских нефтяных компаний на саму идею возрастания налога.
Минфин накануне совещания предлагал включить в формулу расчета НДПИ на нефть не актуальный курс доллара, а среднее значение этого показателя по итогам 2014 года, скорректированное на инфляцию 2015 года. Прирост НДПИ в этом случае мог составить 645 рублей на тонну (при средней цене 60 долларов за баррель, заложенной в действующей версии макропрогноза).

Также ведомство Антона Силуанова предложило использовать условный курс рубля к доллару для расчета не только НДПИ, но и экспортной пошлины на нефть. Это позволило бы, по расчетам Минфина, увеличить нагрузку на нефтяную отрасль примерно на 600 млрд. рублей в год.

Правда, предложение Минфина дружно встретили в штыки профильные ведомства — Минэкономразвития, Минэнерго и Минприроды. Среди персон, публично обозначивших свое неприятие задуманного, — вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК, Герман Греф — руководитель общественного совета при Минэнерго и все без исключения руководители крупнейших нефтяных компаний.

Железный аргумент против повышения — рост фискальной нагрузки на отрасль может обернуться "кросс-дефолтами" и снижением и без того урезанных ныне инвестиционных программ. Между тем снижение инвестиций, как предрекают нефтяные магнаты, вызовет за собой падение объемов добычи более чем на 100 млн. тонн в течение ближайших трех лет. Доходов при этом бюджет не досчитается в пределах 1,3 трлн. рублей.

Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Николай Трошин рассматривает решение премьер-министра, прежде всего, как вынужденное, учитывающее внушительную оппозицию предложению об увеличении налога. "Но на самом деле вопрос должен стоять шире, — заметил эксперт в беседе с "НИ". — Если мы говорим, что Россия должна модернизироваться и, соответственно, отказываться от топливно-сырьевой направленности в экономике, то необходимо перераспределение ресурсов от ТЭКовских компаний в пользу инновационных центров экономического роста".

И в этой связи, считает собеседник "НИ", на первый план выходит вопрос, насколько бюджет будет в состоянии перенаправить ресурсы, которые сейчас все еще концентрируются в топливно-энергетическом секторе, в новые, по-настоящему перспективные направления.

Алексей Голяков

<< Сентябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ