Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Энергетический диалог Россия — ЕС (справка)

 

Россия была и остается традиционным, надежным и важным поставщиком энергоносителей в Европейский Союз. В ЕС поступает 53% российского экспорта нефти, что составляет 16% всего потребления нефти в ЕС, и 62% российского экспорта природного газа, что составляет 20% общего потребления природного газа в ЕС.

ЕС серьезно заинтересован в сохранении и повышении роли России как поставщика нефти и природного газа, а также в укреплении России как верного и надежного поставщика. Необходимо отметить, что не существует никаких количественных ограничений на экспорт российского углеводородного сырья в ЕС.

Одним из главных результатов саммита между ЕС и Россией в Париже в октябре 2000 г. стало решение о начале энергетического диалога с целью создания широкого и стабильного партнерства в этой области и повышения надежности энергетических поставок как в ЕС, так и в Россию.

На последующих саммитах ЕС — Россия были определены важные принципы практической реализации стратегического партнерства сторон, в том числе путем усиления энергетического диалога. Регулярно готовятся обобщающие доклады1, которые затем рассматриваются и одобряются на саммитах ЕС — Россия.

Цель диалога состоит в развитии долгосрочного энергетического партнерства между ЕС и Россией в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Диалог сосредоточен на нефти и природном газе, сотрудничестве по объединению электросетей ЕС и России и торговле ядерными материалами.

По словам Президента России В.В. Путина, "энергетический диалог является важным аспектом сотрудничества, включая в себя поставки российских энергоносителей странам Центральной и Западной Европы, с параллельным привлечением инвестиций европейского капитала в развитие энергетичес- кого сектора России"2.

Для успеха энергетического диалога необходимо создать условия для поощрения инвестиций и передачи технологий в энергетический сектор России. Это касается в том числе производства, транспортировки и потребления. Масштаб инвестиций, необходимых для российской энергетики, значителен. В соответствии с Энергетической стратегией России на 2001-2020 годы требуется инвестировать около 450-600 млрд евро для обновления стареющих производственных мощностей и поддержания запланированного ежегодного экономического роста на уровне 4-5%. Около 150 млрд евро из этой суммы требуются на период до 2010 г. (ожидается, что 30% из них придется на иностранные инвестиции). Для привлечения инвестиций из ЕС и отечественных капиталовложений России необходимо улучшить предсказуемость и прозрачность делового и инвестиционного климата.

Диалог ведется с прицелом на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Это диалог двух сторон, которые в равной степени выиграют от его успеха.

ЕС главным образом заинтересован в долгосрочных и надежных энергетических поставках. Важно достичь с Россией договоренности по ряду реалистичных и взаимовыгодных обязательств, которые бы содействовали сотрудничеству сторон, и определить конкретные шаги для быстрого улучшения инвестиционного климата и осуществления инициатив, поддерживаемых ЕС, в энергетическом секторе России.

России важно привлечь инвестиции для расширения своего экспорта нефти и газа, восстановления и модернизации энергетической инфраструктуры, а также использования знаний и передачи технологий как средства усиления экономического роста. "Переменными величинами" являются качество, определение времени и реализация стратегических реформ, реструктуризация естественных монополий, либерализация тарифов на энергию, доступ к энергосетям, защита инвестиций, вопросы транзита и т.д.

Диалог с российской стороны возглавляет Министр промышленности и энергетики Российской Федерации Виктор Христенко, а со стороны ЕС — Генеральный директор Генерального директората по энергетике и транспорту Европейской комиссии Франсуа Ламурё. Диалог ведется через структуры, установленные Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.

После изучения на первоначальном, исследовательском этапе диалога конкретных вопросов энергетических стратегий и балансов, инвестиций, передачи технологий и энергетической инфраструктуры, а также энергоэффективности и связанных экологических аспектов в настоящее время создаются четыре тематические группы экспертов ЕС и России для обсуждения следующих ключевых областей, представляющих взаимный интерес: торговля энергоресурсами, инвестиции, энергетическая инфраструктура, энергетическая эффективность.

На основе результатов исследовательского этапа диалога, была достигнута договоренность продолжить подготовительную работу в отношении инфраструктурных проектов, представляющих взаимный интерес, а именно:

- Североевропейский трансбалтийский газовый трубопровод;

- Освоение Штокмановского месторождения природного газа;

- Объединение газопровода Ямал — Европа;

- Объединение нефтяного трубопровода "Адрия" — "Дружба";

- Объединение электросетей ЕС и России.

В рамках энергетического диалога ряд проектов финансирует Программа сотрудничества ЕС и России (Тасис).

Энергетический диалог также внесет свой вклад в разработку совместно с заинтересованными финансовыми институтами механизма гарантий для содействия долгосрочному финансированию проектов, представляющих взаимный интерес. В рамках диалога идет работа по созданию скоординированной системы мониторинга нефтегазовых рынков и инфраструктуры. Более того, в настоящее время российские и европейские эксперты изучают технико-экономические возможности объединения электросетей ЕС и России.

В ноябре 2002 г. в Москве состоялось официальное открытие Энергетического технологического центра ЕС — Россия3 с целью более эффективной передачи технологий. Этот Центр содействует реализации проектов с использованием передовых технологий в области энергетики, привлекая субъектов частного сектора экономики — малые и средние предприятия.

Договор к Энергетической хартии был подписан в декабре 1994 г. и вступил в силу в апреле 1998 г. На сегодняшний день Договор подписала 51 страна Европы и Азии4. Россия подписала Договор в 1994 г.

Договор является многосторонним юридически обязательным инструментом межправительственного сотрудничества в энергетическом секторе, основанном на принципах рыночной экономики, взаимного содействия и отсутствия дискриминации.

Одним из наиболее важных вопросов для ЕС является осуществление Россией экономических реформ в энергетическом секторе. Через Программу сотрудничества и другие инструменты Европейский союз готов содействовать России в дальнейшем развитии ряда основных рыночных принципов в энергетическом секторе, таких как стратегия энергосбережения, поощрение и защита инвестиций, право доступа к энергетической транспортной инфраструктуре, независимость сетевых операторов от естественных монополий, отраслевое регулирование, реформирование монополий и реформа тарифной политики.

___________________
1 http://www.europa.eu.int/comm/energy/russia/progress/
2 Выступление Президента Российской Федерации В. Путина. www.eur.ru
3 http://www.technologycentre.org
4 http://www.encharter.org

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА