Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Шестой обобщающий доклад по энергетическому диалогу Россия — ЕС

 

Гибкая структура Энергодиалога Россия — ЕС способствует успеху и динамизму этого уникального партнерства. Она позволяет вести откровенные и конструктивные дискуссии, в которых участвуют представители Правительства Российской Федерации, Европейской комиссии, государств — членов ЕС, промышленных кругов России и ЕС. Энергодиалог вносит вклад в разрешение спорных вопросов и проблем, возникающих в процессе взаимодействия Российской Федерации и ЕС в секторе энергетики, что в свою очередь способствует повышению надежности поставок энергии и укреплению взаимовыгодного сотрудничества. В частности, речь идет о признании важности заключения долгосрочных контрактов на поставку газа, решении вопроса о пунктах назначения в некоторых долгосрочных контрактах на поставку газа, подтверждении отсутствия 30%-ного ограничения ЕС на импорт ископаемого топлива из одного внешнего источника, обсуждении отдельных вопросов торговли энергией в контексте договоренностей относительно будущего членства России во Всемирной торговой организации и подтверждении контрактов на поставку ядерных материалов, заключенных Россией до расширения ЕС.

Основной целью "Дорожной карты" Общего экономического пространства России и ЕС, одобренной в мае 2005 г., является интенсификация сотрудничества в сфере энергетики, особенно по вопросам, связанным с устойчивостью, надежностью и развитием производства, распределения, транспортировки и использования энергии. Стороны рассматривают Энергодиалог Россия — ЕС как один из важнейших инструментов для достижения указанной цели.

Стороны приветствуют прогресс, который достигнут в настоящее время в четырех двусторонних тематических группах, которые были созданы по предложению Руководящей группы по энергетике "круглого стола" промышленников ЕС и России для обсуждения вопросов инвестиций, инфраструктуры, торговли и энергоффективности и подготовки соответствующих предложений для Энергодиалога. Эти группы провели свои заседания в июле и сентябре с.г. В состав групп вошли более 100 европейских и российских экспертов от частного сектора и госструктур. Деятельность групп создает условия для непосредственного обмена мнениями, эффективно объединяя опыт и приоритеты всех заинтересованных участников в решении проблем, с которыми сталкиваются энергетические отрасли России и ЕС.

Стороны подчеркивают важность углубления сотрудничества и обмена информацией по данной проблематике. Они отмечают важность совместного изучения всех сопутствующих проблем, включая развитие производственных мощностей нефтепереработки, возможности увеличения поставок нефти и газа в страны Европейского союза, а также значение стратегических запасов нефти и нефтепродуктов. Принято к сведению, что Европейская комиссия в ближайшее время выступит с новой инициативой в этой области.

Первое заседание Постоянного совета Партнерства, посвященное энергетическим проблемам (Лондон, 3 октября 2005 г.), является дополнительным свидетельством роста политического значения отношений в области энергетики. Разрабатываемая в настоящее время Еврокомиссией система мониторинга энергетических рынков имеет целью оказание содействия усилению степени их прозрачности и может стать еще одним перспективным направлением практического сотрудничества.

В развитие и дополнение Энергодиалога намечено начать ряд новых технических проектов.

В настоящем докладе представлены основные результаты, достигнутые в развитии Энергодиалога России и ЕС к настоящему времени, и сформулированы проблемы, совместное решение которых должно дать практические результаты в дальнейшем углублении Энергодиалога.

Для успеха энергетического диалога необходимо создать условия для поощрения инвестиций и передачи технологий в энергетический сектор России. Это касается в том числе производства, транспортировки и потребления. Масштаб инвестиций, необходимых для российской энергетики, значителен. В соответствии с Энергетической стратегией России на 2001-2020 годы требуется инвестировать около 450-600 млрд евро для обновления стареющих производственных мощностей и поддержания запланированного ежегодного экономического роста на уровне 4-5%. Около 150 млрд евро из этой суммы требуются на период до 2010 г. (ожидается, что 30% из них придется на иностранные инвестиции). Для привлечения инвестиций из ЕС и отечественных капиталовложений России необходимо улучшить предсказуемость и прозрачность делового и инвестиционного климата.

Стороны приветствуют существенный прогресс в снятии барьеров в торговле энергетическими ресурсами между Россией и ЕС.

Совместное заявление по расширению ЕС и отношениям между ЕС и Россией от 27 апреля 2004 г. позволило разрешить ряд проблем, связанных с торговлей энергией, включая проблему предполагаемых сокращений импорта углеводородов в Европейском союзе, значение долгосрочных контрактов на поставку природного газа и начало переговоров по соглашению между Россией и ЕВРАТОМом по торговле ядерными материалами.

Стороны подчеркивают важность скорейшего заключения соглашения по торговле ядерными материалами. Эти положительные тенденции были дополнены результатами двусторонних договоренностей по вопросу присоединения России к Всемирной торговой организации, прошедших в мае 2004 г.

Стороны отмечают, что целенаправленное содействие формированию и сохранению привлекательного, стабильного и предсказуемого инвестиционного климата в России в целях более активного привлечения иностранных инвесторов продолжает оставаться одной из ключевых задач энергетического сотрудничества. Они также отмечают важность работы по снятию любых барьеров для российских инвестиций в энергетический сектор ЕС.

Стороны отмечают, что приоритетными направлениями инвестиций являются повышение отдачи существующих месторождений, модернизация нефтеперерабатывающих заводов, строительство новых и модернизация старых электростанций, а также развитие и модернизация энерготранспортной инфраструктуры. Приветствуются дальнейшее изучение и поиски путей усовершенствования юридической и регулирующей систем инвестиционного законодательства. Не менее важными направлениями сотрудничества являются анализ практических механизмов финансирования совместных проектов, включая государственно-частное партнерство, выявление потенциальных или существующих юридических и финансовых барьеров для инвестиций.

Кроме того, стороны подчеркивают важность создания более благоприятных условий для инвестиций в российский энергетический сектор, в частности, за счет сокращения сопутствующих затрат, а также создания механизмов предоставления гарантий для стимулирования инвестиций в повышение энергоэффективности.

Стороны приветствуют вступление в силу Киотского протокола в феврале 2005 г., который в рамках механизма проектов совместного осуществления открывает новые возможности для стимулирования инвестиций, ориентированных на сохранение климата. Они подчеркивают важность использования этой возможности для обмена опытом при разработке мер регулирования в целях дальнейшего повышения энергоэффективности, энергосбережения и оптимизации управления энергопотреблением для выполнения стоящей перед сторонами задачи снижения энергоемкости экономик обеих сторон. Кроме того, это будет содействовать развитию сотрудничества в промышленной сфере в направлении использования передовых методов и более эффективных энергетических технологий. В этом контексте необходимо развивать взаимодействие в целях устранения барьеров, мешающих разработке, внедрению и передаче технологий.

В условиях высоких текущих цен на нефть Россия и ЕС признают необходимость принятия эффективных мер по снижению потребления энергии. Стороны отмечают, что подготовленная Еврокомиссией Зеленая Книга по энергоэффективности содержит много предложений, которые было бы полезно изучить совместно. Они также отмечают большое значение "круглых столов" по содействию инвестициям в повышение энергоэффективности, организованных Центром Россия — ЕС, по разработкам, направленным на создание чистых технологий использования полезных ископаемых. Стороны признают существенные потенциальные возможности по снижению объемов сжигания попутного газа в факелах, оцениваемого в более чем 100 млрд куб. м в год, и возможности, предлагаемые для сотрудничества как в области технологии, так и в области стимулирующих мер регулирования для привлечения необходимых инвестиций. Они отмечают также такие проекты ТАСIS, как "Эффективность использования энергии на региональном уровне (Архангельск, Астрахань и Калининград)" и "Политика по возобновляемым источникам энергии и восстановление малых гидроэлектростанций".

Для более полного понимания подходов и методов использования энергоэффективности и энергосбережения в качестве средства обеспечения энергетической безопасности на стабильной и рентабельной основе Россия и ЕС будут обмениваться опытом в области технологий, способов финансирования и инструментов стимулирования деятельности в области энергосбережения.

Энергетика, промышленность, строительство, транспорт, централизованное отопление и комбинированное производство тепловой и электрической энергии представляют собой наиболее важные для сотрудничества отрасли, обладающие огромным потенциалом энергосбережения.

Стороны констатируют, что важным направлением сотрудничества является вопрос о безопасной и надежной транспортировке энергоресурсов, особенно нефти и нефтепродуктов, в том числе железнодорожным транспортом. Готовность к рассмотрению конкретных мер, направленных на уменьшение рисков негативного воздействия на окружающую среду от деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов, подтверждена на саммите Россия — ЕС в мае 2005 г. в Москве. Работы, проведенные в этом направлении в рамках Энергодиалога, могли бы быть продолжены в рамках Транспортного диалога Россия — ЕС.

Создание три года назад в Москве в рамках Энергодиалога Центра энергетических технологий России и ЕС явилось весьма практичным и конкретным примером сотрудничества. Центр, предназначенный для содействия сотрудничеству в области передовых энергетических технологий, установления промышленного партнерства и облегчения инвестиций в приоритетные проекты, проявил высокую активность в сближении представителей энергетических отраслей России и ЕС. Отчет о деятельности Центра за 2002-2005 гг. принят сторонами к сведению.

Центр выполняет важную роль по оказанию технической помощи, организуя "круглые столы" и семинары по важным проблемам, представляющим взаимный интерес, а также содействуя подготовке рентабельных энергетических проектов и определению источников финансирования. Стороны приветствуют участие Центра в работе тематических групп.

Среди многочисленных мероприятий, организованных Центром, следует особо выделить "круглые столы", в ходе которых обсуждались технические нормы и стандарты в секторе электроэнергии, вопросы совершенствования законодательной базы для нефтеперерабатывающей промышленности, а также вопросы использования возобновляемых источников энергии, передовых технологий обеспечения безопасности при подземной добыче угля и возможного участия бизнеса ЕС на российском внутреннем газовом рынке. Стороны признают важность усиления работы Центра по содействию проектам использования более чистых и более эффективных энергетических технологий. Для обеспечения дальнейшей эффективной работы Центра было бы целесообразным осуществлять его финансирование в рамках программы ТАСIS.

При наличии единого внутреннего рынка энергии ЕС, являющегося одним из наиболее привлекательных рынков в мире, важно обеспечить существование однородной конкурентной среды с точки зрения безопасности, рыночной открытости, справедливой конкуренции и защиты окружающей среды. Сближение регулирующих норм и повышение надежности сети транспортировки энергии создают предпосылки для интеграции энергетических рынков России и ЕС. В этом контексте важную роль мог бы сыграть начатый недавно проект "Гармонизация энергетической политики ЕС и России".

Стороны отмечают прогресс, достигнутый по начальному списку проектов, представляющих общий интерес, которые были определены на саммите России и ЕС в октябре 2001 г. В частности, они приветствуют достигнутый прогресс в области развития газотранспортной инфраструктуры, в том числе достижение проектной мощности газопровода Ямал — Европа, а также достигнутые между заинтересованными компаниями принципиальные договоренности по реализации проекта строительства Североевропейского газопровода.

В области развития нефтепроводного транспорта признаются имеющими важное значение интеграция нефтепроводов "Дружба" и "Адрия", проекта нефтепровода Бургас — Александруполис.

Признавая важность соблюдения все более строгих технических требований к нефтепродуктам, особое внимание важно уделять привлечению инвестиций в сектор нефтепереработки.

В сфере интеграции рынков электроэнергии России и ЕС стороны признают важность наличия равных условий и эквивалентных базовых правил в отношении степени открытости рынков, условий транзита и прочих важных аспектов их функционирования.

Стороны поддерживают, в том числе в рамках реализации "Дорожной карты" Общего экономического пространства России и ЕС, продолжение работ по изучению возможности и созданию условий для объединения рынков электроэнергии России и ЕС. Стороны также отмечают начало совместной разработки технико-экономического обоснования проекта объединения электроэнергетических сетей ЕЭС/ОЭС и UСТЕ.

Учитывая необходимость повышения устойчивости и надежности каждой из энергосистем в отдельности, а также объединенной энергосистемы, стороны в дополнение к начатому ТЭО намерены изучить перспективы применения современных технологий управления потоками мощности. Они подтверждают намерение выпустить концептуальный отчет по результатам исследований не позднее 2006 г. Стороны также приветствуют принципиальное соглашение между Электроэнергетическим советом СНГ и Еврэлектрик по "дорожным картам", достигнутое в Вене 14 июня 2005 г.

Признавая важность выгод, которые спутниковая навигация может принести для всей энергетической сети, стороны ожидают прогресса на переговорах по подготовке соглашения о совместимости и дополнительном использовании двух глобальных спутниковых навигационных систем: существующей GLONASS и запланированной GALILЕО.

Стороны подтверждают свое намерение расширять сотрудничество в области ядерной энергетики в целом, как согласовано в "Дорожной карте" Общего экономического пространства, принятой на саммите России и ЕС в мае 2005 г. Они отмечают важность укрепления своего сотрудничества в сфере безопасности и надежности функционирования ядерной отрасли, в частности, путем создания стабильных и предсказуемых условий для долгосрочной торговли ядерными материалами и предпримут необходимые шаги для этого.

Признавая важность исследований в области ядерного синтеза, Стороны отмечают соглашение о сотрудничестве, которое вступило в силу в апреле 2002 г., и приветствуют решение, принятое в июне 2005 г., о строительстве реактора типа IТЕR в Европе.

В энергетическом секторе продолжается устойчивый прогресс по расширению и углублению сотрудничества России и ЕС. Исходя из того, что энергия является жизненно важным элементом устойчивого развития и ее использование оказывает серьезное влияние на решение проблем изменения климата, Россия и ЕС будут и в дальнейшем развивать практическое сотрудничество в этой области.

Стороны поддерживают продолжение работ в области дальнейшего сближения энергетических стратегий, принципов и регулирующих мер в России и ЕС, завершение подготовки соглашения о торговле ядерными материалами, сотрудничество в рамках разрабатываемой Еврокомиссией системы мониторинга нефтяных рынков, а также выработку механизмов, облегчающих инвестиции, особенно в сектор электроэнергетики и энергоэффективности.

Стороны высоко оценивают работу, проводимую в рамках "круглого стола" промышленников России и ЕС, поддерживают инициативы, выработанные его структурами, и признают необходимость дальнейшего активного вовлечения бизнеса в процесс Энергодиалога России и ЕС, имея в виду его дальнейшее развитие, углубление и структуризацию. В связи с этим Стороны также положительно оценивают возможности, открывающиеся благодаря созданию в рамках Энергодиалога четырех тематических групп для более глубокого анализа проблем, представляющих интерес для энергетических отраслей России и ЕС.

Считая одним из важнейших направлений сотрудничества реализацию конкретных проектов, представляющих взаимный интерес, и отмечая достигнутый в этой области прогресс, стороны положительно оценивают результаты развития газо- и нефтетранспортной инфраструктуры (Североевропейский газопровод, газопровод Ямал — Европа, нефтепровод Бургас — Александруполис, нефтепроводы "Дружба" и "Адрия"), а также работу по объединению сетей энергосистем. Стороны намерены продолжать работу по выявлению и поддержке новых проектов в интересах обеспечения и повышения надежности энергетических секторов России и ЕС.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА