Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства (на примере США и Канады)
Для небольших предприятий, возникших в последнее десятилетие на основе частного капитала, рыночные отношения с присущими им конкуренцией, свободным выбором делового партнера, ценообразованием на основе спроса и предложения являются естественной средой обитания.
Наличие большого количества небольших производителей нефти, на долю которых приходится третья или даже большая часть добычи УВС, — нормальная ситуация для нефтедобывающих стран с развитой рыночной экономикой.
США является второй по объемам добычи нефтяной державой. (В 1999 г. добыча нефти составляла 310 млн т). В стране функционируют крупные ВИНК (majors) и так называемые независимые производители нефти (independents).
К числу компаний первого типа относятся около десяти. Это всемирно известные корпорации, такие как Exxon, Mobil, Chevron, BP Amoco, Texaco и другие. Они контролируют весь производственный цикл от геолого-разведочных работ и добычи нефти до реализации произведенных нефтепродуктов и продуктов нефтехимии.
На территории США крупные компании работают преимущественно в наиболее перспективных с точки зрения нефтедобычи регионах — на Аляске, в Мексиканском заливе. Их основная деятельность, в том числе инвестиции, активы, объемы добычи, численность персонала, осуществляется за рубежом в странах Латинской Америки, Африки, Азии, в Северном море и др.
Наряду с вертикально интегрированными компаниями в США по разным оценкам насчитывается около 10 тыс. независимых нефтяных компаний, среди которых большинство составляют мелкие фирмы, добывающие несколько тонн нефти в сутки. К крупнейшим в независимой группе предприятий относятся такие компании, как Оху (добыча нефти — 43 тыс.т в сутки), KerrMcGee (добыча нефти — 26 тыс.т в сутки), UPR (добыча нефти — 17 тыс.т в сутки), Pioneer (добыча нефти — 12 тыс.т в сутки) и некоторые другие.
Основные сферы деятельности независимых предприятий — разведка, добыча нефти, сервисные работы и внедрение инноваций. Подавляющее большинство из них работает в глубине континента с трудноизвлекаемыми и остаточными запасами на низкорентабельных скважинах. Независимые предприятия являются важным звеном в структуре отрасли: они обеспечивают около 40% всей добычи нефти и 65% природного газа в стране, растет их роль на международной арене. Более 15% этих предприятий успешно функционируют на мировом рынке, и этот показатель ежегодно увеличивается.
Определенный интерес представляют среднестатистические характеристики основных показателей деятельности этой группы предприятий (по данным Ассоциации независимых производителей Америки).
Типичное независимое малое американское предприятие — это на 80% частная фирма (в РФ — ЗАО или ООО), реже (около 20%) — более крупное открытое акционерное общество.
Более 80% от общего количества всех предприятий специализируются на поисково-разведочных работах и добыче нефти, 8% — на сервисных работах. Одна компания в среднем эксплуатирует 50 скважин, в том числе 37 добывающих, ежегодно бурит 4 новых скважины.
Большинство эксплуатируемых скважин (в среднем 25 в каждой компании) относятся к малодебитным (0,5 т в сутки). На малодебитные скважины приходится более 60% общего количества добываемой малыми предприятиями сырой нефти. По последним данным, из 600 тыс. действующих скважин в США 450 тыс. относятся к малодебитным. На долю последних также приходится 85% от всех новых скважин в 33 штатах, имеющих нефтегазовую промышленность.
Американские малые предприятия являются лидерами в использовании новых прогрессивных технологий, в первую очередь, трехмерного сейсмического анализа, горизонтального бурения, различных методов повышения нефтеотдачи и пр. По данным статистики, открытые акционерные общества эксплуатировали в среднем 10 горизонтальных скважин, частные компании — 2 скважины (отметим для сравнения, что всего в мире пробурено свыше 11 тыс. горизонтальных скважин, в том числе в России — более 500).
Среднегодовой валовой доход типичного малого предприятия составлял около 3 млн долл., чистый годовой доход — 250 тыс. долл. (по данным на 1997 г.). Основными источниками формирования капитала компании являются собственные средства (33,8%), кредиты банков (25,8%) и внешние инвесторы (23,9%).
Стоимость проектов, финансируемых из внешних источников, невелика: до 500 тыс. долл. - 39,3%, от 500 тыс. долл. до 2 млн долл. - 24,4%. Внешнее финансирование при стоимости проектов менее 5 млн долл. использовало более 85% частных компаний, при стоимости проектов свыше 5 млн долл. — около 63% открытых акционерных обществ.
Средняя численность работающих в малых компаниях составляет 10 постоянных и 3 и более частично занятых и временных служащих. Специалисты более чем половины компаний являются ее (со-) владельцами, 18,4% — президентами, 13,5% — старшими менеджерами, 9,4% — вице-президентами, 6,9% — финансистами. Согласно опросам более 63% всех постоянно работающих считают себя ответственными за принятие решения в стратегии развития компании, а 17,5% непосредственно влияют на этот процесс.
Успешное функционирование небольших американских компаний в нефтедобыче стало возможно благодаря целенаправленной государственной политике. Такая политика, с одной стороны, через Федеральную комиссию по энергетическому регулированию позволяет контролировать соблюдение в стране антимонопольного законодательства, способствующего конкурентной борьбе на рынке нефтедобычи, с другой стороны, благодаря гибкой системе налогов и льгот — поддерживать небольшие предприятия и стимулировать их деловую активность.
Налогообложение нефтедобычи в США в общем виде можно свести к следующим видам налогов.
Налог на собственность (капитал или недвижимость), который практически не зависит от экономических результатов деятельности компании и устанавливается владельцем участка в зависимости от ценности земли, ее недр и стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета. Величина налога в разных районах изменяется от 0,1 до 1,5% стоимости основных фондов, что обусловливает невыгодность для компании иметь излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы по времени.
Налог на пользование природными ресурсами (роялти или ренталс) является налогом штата, величина которого изменяется от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска) от рыночной стоимости добытой нефти. В целом сумма бонусов, величина которых оговаривается в контрактах, достаточно велика: в отдельные годы они составляют до 25% "горных поступлений" в федеральный бюджет, тогда как на арендные платежи, роялти и прочие налоги приходятся остальные 75%. Если добыча ведется на частной земле, то часть налогов входит в арендную плату собственнику в соответствии с договором аренды. Платежи за разработку недр взимаются государством либо в денежной форме, как часть стоимости произведенной и реализованной продукции, либо в форме прямой отгрузки части продукции.
Подоходный налог на корпорации уплачивается при наличии положительной разницы между выручкой от реализации продукции и утвержденными затратами и вычетами. Его величина устанавливается губернаторами штатов и обычно варьируется в пределах от 0 до 12% дохода компании.
Налог на прибыль является основным федеральным налогом, который составляет около 34% налогооблагаемой прибыли. Последняя определяется как разность от реализации добытой нефти по рыночным ценам и затрат, к которым относятся все местные и штатные налоги, роялти, эксплуатационные затраты, амортизация оборудования и других основных фондов, издержки материального характера, связанные с бурением непродуктивных скважин. Все эти налоги реализуются как сложная, со множеством скидок и льгот многовариантная система, направленная на стимулирование максимального извлечения остаточных запасов нефти при строгих условиях соблюдения антимонопольного законодательства. Последнее гарантирует минимальные ставки и наличие льготного налогообложения вплоть до полного освобождения практически по всем налогам для малых независимых нефтедобывающих компаний. В связи со спецификой их деятельности и характеристиками объектов недропользования на них также распространяются скидки на истощение недр и все льготы, поощряющие работу на малодебитных скважинах и применение методов повышения нефтеотдачи.
Налоговая скидка на истощение недр впервые введена Конгрессом США в 1918 г., в 1989 г. она была увеличена и условия ее применения были расширены. Эта льгота представляет собой полное освобождение от налогов определенной доли прибыли: на ранней стадии разработки, т.е. при малом истощении запасов нефти, она меньше, а на поздней стадии, в первую очередь при применении методов увеличения нефтеотдачи пластов, больше. Привилегией скидки с облагаемого дохода на истощение недр пользовались и пользуются в первую очередь мелкие нефтяные компании.
В США существует законодательно закрепленное определение малодебитной скважины, которое периодически пересматривается в сторону уменьшения дебитов. Ряд компаний эксплуатирует скважины, добыча из которых составляет около 1 барреля в сутки, поэтому во многих расчетах реальная среднесуточная добыча принимается равной примерно 2,2 барреля в сутки. Например, до 1995 г. в случае льготного налогообложения за год эксплуатации скважины со среднесуточным дебитом 2 барреля малая компания в среднем получала доход 1448 долл., федеральное правительство — 887 долл. и правительство штата — 755 долл.
Однако даже при этих льготных условиях с середины 80-х годов эксплуатация многих малодебитных скважин в стране стала нерентабельной. По данным Национальной ассоциации малодебитных скважин к 1993 г. было закрыто или ликвидировано более 52 тыс. таких скважин; доля добычи нефти из них в суммарной добыче составляла около 14%. С целью поддержания добычи из маргинальных скважин и поощрения нового бурения в 1995 г. Конгресс США принял закон "О добыче и сохранении отечественных нефти и газа", предоставивший ряд дополнительных налоговых льгот и скидок. Этот закон расширил определение маргинальных скважин ("обесцененной собственности в процессе эксплуатации"), отнеся к ним скважины с добычей менее 25 баррелей в сутки и 95% обводненности. Для таких, а также для вновь введенных скважин существенно увеличены перечень и размеры льготных вычетов в отношении роялти и минимального налогооблагаемого дохода; реформирована как по величине, так и по объектам скидка на истощение недр; увеличен перечень вычитаемых затрат; дополнительно стимулируются операции по повышению извлечения нефти и др.
В Канаде около трети всего объема нефти добывается малыми компаниями (юниорами), в первую очередь частными компаниями, количество которых достигает нескольких тысяч. Уникальным государственным механизмом, активно стимулирующим деятельность, является предоставленная им возможность переадресации акций. В соответствии с этим механизмом компании, выпускающие акции такого вида, имеют право передать налоговые вычеты, связанные с их издержками на разведку и освоение месторождений, инвесторам, которые приобрели подобные акции. Последние при уплате налога на прибыль в Канаде могут предъявлять эти вычеты для возврата собственных налогов. Поэтому мелкие компании, которые не имеют подлежащего налогообложению дохода, активно пользуются этим механизмом для привлечения и увеличения собственного акционерного капитала с целью финансирования производственной деятельности и увеличения собственных фондов.
Иначе говоря, компании, не имеющие в определенном финансовом году налогооблагаемой базы, но имеющие права на определенные льготы, могут передавать своим акционерам ту часть своего неиспользованного права на вычеты, которая соответствует доле их акций в совокупном капитале компании.
В свою очередь, инвесторы имеют право воспользоваться 100% вычетов из собственного налога от стоимости этих акций и получают прибыль в случае эффективной деятельности малой горной компании. Значительная доля деятельности небольших предприятий по разведке и разработке месторождений в стране финансируется за счет акций с переадресацией. Только за 1995-1997 гг. более 350 млн долл. инвестиций было получено за счет этих акций. Аналогичные механизмы для поддержки малых предприятий эффективно работают и на уровне провинций.
________________________
* Информация предоставлена Ассоциацией малых и средних нефтегазодобывающих организаций ("АссоНефть")
-
5 февраляМастер-класс
-
6-7 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
- Правительство РФ профинансирует строительство энергетической инфраструктуры для реализации инвестпроектов на Чукотке
- Комментарий эксперта Института "ПравоТЭК" по использованию вскрышных и вмещающих пород в качестве вторичного сырья
- Правительство РФ установило тарифную льготу на ввоз оборудования для производства малотоннажного сжиженного природного газа
- Правительство РФ направит около 250 млн руб. на восстановление электросетей в новых регионах
- Минэнерго России уточнило основания для внеплановых проверок
- Россия предъявила ФРГ претензии по расследованию подрыва "Северных потоков"
- Суд удовлетворил иск "Зарубежнефти" о взыскании с Euroclear $58 млн
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Финская Fortum инициировала разбирательство против России
- Россия и Турция обсудили сотрудничество в энергетике
- Минэнерго представило позицию России по энергопереходу на встрече G20
- Перспективы освоения Лаявожского и Ванейвисского месторождений в условиях геологических неопределенностей и рисков
- "Селигдар" получил на баланс запасы из нераспределенного фонда недр в Бурятии
- В Турции раскрыли подробности создания газового хаба с Россией
- Роман Маршавин назначен заместителем Министра энергетики РФ
- Михаил Мишустин назначил руководителем Роснедр Олега Казанова
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"
- Алексей Овечкин возглавил ООО "Газпром недра"