Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"Для проверки можно представить даже ноты Чайковского"

Сергей Шаталов, заместитель министра финансов РФ

- Изменит ли правка Налогового кодекса критерии взаимозависимости лиц для возможного доначисления им налогов?

- Круг формальных оснований для признания взаимной зависимости будет расширен. В него попадут аффилированные лица - в трактовке, данной законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Кроме того, расширятся возможности признания взаимной зависимости на основании участия в капитале. Так, взаимозависимыми могут быть признаны не только материнская и дочерняя компании, но и "сестринские", "внучатые" и т. п. При этом сохраняется действующий порог прямого или косвенного участия компаний в капитале друг друга для признания их взаимозависимыми в размере 20%.

- Останется ли упоминание о том, что суды могут признавать компании взаимозависимыми "и по иным основаниям"?

- Да, конечно. Описать абсолютно все случаи взаимной зависимости невозможно. Суд должен иметь возможность устанавливать связь компаний и при отсутствии формальных признаков, на основании анализа фактических обстоятельств их деятельности. Это очень важная оговорка.

- Перейдем, пожалуй, к главному - перечню обязательных документов, которые после вступления закона в силу придется составлять предпринимателям.

- Участники сделок, подпадающие под формальные критерии взаимной зависимости, а также участники внешнеторговых и бартерных операций должны будут иметь документальное обоснование использованных ими цен. Составляя перечень обязательных документов, мы не изобретали ничего нового, а лишь ориентировались на рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сейчас в рабочем варианте законопроекта - восемь позиций.

- Будут ли эти бумаги стандартными для всех?

- Нет, никаких требований к их форме не будет. Подготовленные документы налогоплательщик должен хранить у себя и представлять в случае налоговой проверки. Разумеется, нас беспокоит, насколько качественной окажется эта информация. Поэтому мы хотим ввести норму о том, что при разногласиях с налоговиками новые документы от налогоплательщика рассматриваться уже не будут. То есть теоретически он сможет представить для проверки ноты симфонии Чайковского, заявив, что они, собственно, и являются обоснованием цены сделки. Инспекторы их примут, но, скорее всего, с таким обоснованием не согласятся и доначислят налоги уже на основании своей информации.

- Что будет, если документов у налогоплательщика не будет вообще, даже нот?

- В этом случае налоговые органы должны получить право бесспорного внесудебного взыскания сумм доначисленных налогов. Если налогоплательщик не согласен с выводами инспекторов, он сможет оспорить их в суде. Повторяю, если документы есть, бесспорного взыскания не будет. При несогласии налогоплательщика взыскание возможно только по решению суда. По этой проблеме дискуссии еще не завершены. В частности, неясно, следует ли нам по опыту других стран вводить штрафные санкции за неправильное определение налоговой базы в результате использования трансфертных цен. К примеру, в Великобритании в такой ситуации предприниматели вынуждены платить налог с доначисленной прибыли по ставке 100%, в Польше - 50%.

- Действующую норму о "подозрительности" цен, отклоняющихся от рыночных более чем на 20%, вы предлагаете отменить. Какой будет новая система?

- Мы продолжаем дискуссию на эту тему. По-видимому, конструкция будет такой. По небольшому кругу товаров, поставляемых в рамках внешнеторговых сделок (нефть и нефтепродукты, металл, лес), надо ориентироваться на мировые биржевые цены - разумеется, с учетом объемов, условий поставок, оплаты и других существенных условий. Здесь можно установить достаточно узкий коридор цен, определяемых как рыночные, с отклонением в 3-5% от зафиксированных на бирже на дату сделки. По другим операциям коридор цен может быть более широким - понятно, что строго фиксированных цен на рынке не бывает. Пока мы говорим о том, что коридор должен определяться таким образом, чтобы в него попадало большинство сделок между независимыми партнерами.

- Но как именно налоговики будут определять эти границы?

- При анализе контролируемой сделки они будут сравнивать ее с аналогичными сделками между независимыми компаниями. Средневзвешенная цена подобных сделок будет взята за ориентир для расчета коридора, в который должно попасть большинство сделок на рынке. Рассчитывать пределы этого коридора смогут и сами предприниматели - для того, чтобы понимать, насколько велик их риск попасть на крючок налоговикам. Представив расчеты проверяющим, налогоплательщик тем самым создаст себе возможность для защиты примененных им цен. После этого налоговые органы должны будут в суде опровергать его аргументы. Это еще не окончательно утвержденная конструкция, я говорю о подходе.

- Реально ли появление неких сводных официальных источников информации о рыночных ценах?

- Вероятно, по узкому перечню экспортных товаров цены будут официально публиковаться. Это удобно и налоговым органам, и налогоплательщикам. Рассчитывать же на то, что по десяткам тысяч наименований товаров массового спроса можно будет периодически издавать некие бюллетени, нереально.

- Предусматривается ли возможность предварительного согласования цены сделки с налоговыми органами?

- Идея мне нравится, и, надеюсь, когда-нибудь она будет реализована. Но не сейчас - из-за потенциальной взяткоемкости.

- Зачем контролировать абсолютно все сделки? Не разумнее ли отслеживать только крупные?

- О тотальном контроле всех сделок вопрос даже не ставится. Речь идет только о сделках, попадающих в группу риска. Но даже для таких сделок мы предполагаем установить порог, отсекающий мелочовку.

- Останутся ли в Налоговом кодексе положения об обычной прибыли и обычных затратах налогоплательщика?

- Да, в 40-й статье кодекса довольно много оценочных категорий, пользоваться которыми весьма непросто. Мы планируем, что большинство из них перейдет в обосновывающие документы, которые будет готовить налогоплательщик. Кроме того, мы предлагаем расширить число методов определения цены товара. Сейчас их в кодексе три: метод сопоставимой цены, последующей перепродажи товара и затратный. Планируется ввести еще два. Это метод последующей продажи продукции, произведенной из товара,- к примеру, когда покупается нефть, а продаются изготовленные из нее нефтепродукты. Зная цены конечной продукции, можно определить, насколько реальной была заявленная цена сырья. Второй метод - метод распределения прибыли, получающий в мире все большое распространение и ставший в США фактически основным. Его суть: если есть несколько связанных компаний, совершающих сделки между собой, их прибыль должна распределяться пропорционально их вкладу и принимаемым на себя рискам.

- Сможет ли предприниматель выбирать ценовой метод? Сейчас он лишен этого права...

- Да, обосновывая при этом свой выбор. Хотя понятно, что, как наиболее простой, в основном будет применяться метод сопоставимых сделок.

- Когда может быть принят готовящийся законопроект?

- Есть поручение президента подготовить его уже в этом году. Исходя из этого, до 15 ноября мы намерены представить предварительный текст правительству. После чего в случае одобрения проект закона поступит в Госдуму. Поскольку закон не вводит новые налоги и не меняет их ставки, введен в действие он может быть не обязательно с 1 января, а в обычном порядке - спустя месяц после опубликования.

Вадим Вислогузов
Коммерсантъ

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА