Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Пятый обобщающий доклад по энергетическому диалогу Россия — ЕС

 

В свете событий, произошедших со времени представления предыдущего доклада в ноябре 2003 г., контекст Энергетического диалога Россия-ЕС изменился: в Европейский Союз вступило 10 новых членов; значительно увеличились цены на сырье на международном рынке; Европейский Союз выступил в поддержку принятия России в ВТО, Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол. Эти факторы будут способствовать интеграции энергетических рынков на континенте, что позволит стимулировать привлечение инвестиций.
Достигнутая в апреле 2004 г. договоренность о расширении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с учетом вступления в Евросоюз новых членов, отраженная в Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС, позволила дополнительно прояснить ряд вопросов в области энергетики, а именно: важность долгосрочных контрактов на поставку газа, отсутствие количественных ограничений на импорт ископаемых видов топлива, а также подтверждение контрактов на поставку ядерных видов топлива, ранее подписанных Россией с новыми странами-членами ЕС еще до расширения ЕС, и сохранение свободного транзита энергоресурсов, включая электроэнергию, в Калининградскую область.
Консультации по вопросам, связанным с расширением ЕС, будут продолжены, учитывая процесс интеграции новых членов в единый внутренний энергетический рынок Евросоюза.
В рамках тесного сотрудничества между Россией и ЕС в мае 2004 г. была достигнута договоренность относительно будущего вступления России во Всемирную Торговую Организацию, включая некоторые вопросы торговли энергоресурсами.
Признавая важность устойчивого развития, а также отчасти исходя из дискуссий в рамках Энергодиалога, Стороны приветствуют ратификацию Российской Федерацией Киотского протокола. Ратификация Протокола позволит Российской Федерации и Евросоюзу принять участие в проектах совместного осуществления и обмене квот на выбросы парниковых газов. В секторе энергетики механизмы протокола будут стимулировать принятие дальнейших мер, необходимых для повышения энергоэффективности и разработки экологически чистых энергоносителей, особенно возобновляемых источников энергии.
В связи с текущей ситуацией на мировых энергетических рынках Стороны подчеркивают необходимость дальнейшего развития Энергодиалога, учитывая негативное влияние, которое резкий рост цен на нефть может оказать на мировую экономику. В данном контексте было бы целесообразно совместно изучить вопрос о том, как стратегические запасы нефти могут содействовать стабилизации нефтяного рынка.
Меры, направленные на дальнейшее развитие сотрудничества, включая деятельность Технологического Центра Россия-ЕС, основанного в 2002 г., участие Российской Стороны в системе мониторинга энергетического рынка, созданной Европейской Комиссией в 2004 г., а также создание Руководящей группы по энергетике в рамках Круглого стола промышленников и предпринимателей России и Евросоюза, будут способствовать дальнейшему улучшению инвестиционного климата России и ЕС и решению проблемных вопросов.
В настоящем докладе определены направления дальнейшего развития Энергодиалога России и Евросоюза, который будет способствовать практической реализации инициативы по созданию Общего Европейского Экономического Пространства. В этой связи приоритетное значение будут иметь вопросы создания механизмов поддержки инвестиций, энергоэффективности, морской безопасности, объединения электроэнергетических сетей и трансъевропейских трубопроводных систем.

1. ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
В контексте дальнейшего повышения энергоэффективности имеются значительные возможности для сотрудничества, особенно в промышленном секторе посредством обмена опытом и технологиями между российскими и европейскими компаниями.
Технологический Центр Россия-ЕС является одним из звеньев такого сотрудничества. В октябре 2004 Центр организовал Круглый стол по возобновляемой энергетике и энергоэффективности в зданиях и Круглый стол по региональной политике энергосбережения, которые состоялись в Москве и Нижнем Новгороде соответственно.
Кроме того, в ближайшее время предполагается оказание технического содействия в рамках программы "ТАСИС" для реализации пилотных проектов по энергоэффективности в Архангельске, Астрахани и Калининграде.
Особое внимание следует уделить вопросам энергоэффективности в Калининграде, энергоснабжение которого на 90% зависит от транзитных поставок, при этом потенциал энергосбережения составляет 35-40%.
Стороны отмечают, что их дискуссии по вопросам энергетики включают в себя теперь проблематику транспортного сектора, где объемы энергопотребления растут быстрыми темпами. На транспортный сектор приходится значительная доля выбросов СО2. В частности, повышение эффективности эксплуатации городского транспорта могло бы в значительной степени способствовать улучшению окружающей среды. Более тесное сотрудничество по реализации целевых проектов в данной области будет полезным как для Российской Федерации, так и для ЕС.
В мае 2004 г. в Москве прошел семинар представителей Российской Федерации и ЕС по стратегиям в транспортном секторе. В ходе семинара удалось определить области сотрудничества на ближайшие годы, включая необходимость в гармонизации законодательных и регулятивных мер, унификации технических норм и стандартов в секторе морской транспортировки нефти, достижении совместимости железнодорожных сетей, разрешении экологических проблем, связанных с ростом спроса в транспортном секторе, особенно в части городского транспорта, и повышении энергоэффективности.
С целью стимулирования создания благоприятных рамок для развития возобновляемой энергетики Технологический Центр Россия-ЕС организовал в Москве 22 июня 2004 г Круглый стол. Кроме того, были проведены семинары по вопросам топливных элементов, секвестрации СО2 и использования биомассы с целью рассмотрения возможного участия России в Рамочной исследовательской программе Европейского Союза по данной проблематике

2. МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИЙ
Одной из важнейших задач Энергодиалога остается стимулирование взаимных инвестиций в российский и европейский сектора энергетики с целью обеспечения надежных поставок и устойчивого спроса в контексте растущей взаимозависимости в энергетическом секторе. В целях создания более конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата в России были проведены значительные реформы. Однако российские компании в отдельных секторах энергетики сталкиваются с проблемами доступа к международным финансовым рынкам, особенно в сфере долгосрочного финансирования.
В этой связи Стороны приветствуют работу, направленную на снижение некоммерческих рисков, проводимую при содействии Европейского Инвестиционного Фонда, и готовы совместно рассмотреть данное предложение более подробно. Европейская сторона передала первый документ, описывающий принцип работы гарантийного механизма. В случае достижения договоренности между Сторонами по гарантийному механизму возможность его реализации можно будет рассмотреть, в частности, в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). В конце 2004 г. в Брюсселе (или Люксембурге) состоится встреча экспертов и представителей российских и европейских промышленных кругов с целью подготовки базового документа.
Стороны также рассмотрят возможность создания инвестиционного или гарантийного фонда для реализации проектов по энергоэффективности, учитывая потенциал энергосбережения в России.

3. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СЕТЕЙ
В контексте интеграции рынков электроэнергии России и ЕС Стороны признают важность наличия равных условий и эквивалентных базовых правил в отношении степени открытости рынков и прочих важных аспектов их функционирования, в том числе таких, как регулирование доступа к сетям и отделение производства электроэнергии от её транспортировки и распределения. Также крайне важно продолжать активную работу по выработке единого понимания того, в какой степени существующие и планируемые рынки России и ЕС, а также экологические нормы Сторон соответствуют друг другу. Стороны отмечают, что участие российских представителей во Флорентийском Форуме по регулированию в секторе электроэнергетики способствует расширению сотрудничества и унификации регулятивной базы.
Стороны приветствуют разработку технико-экономического обоснования (ТЭО), которая начнется в январе 2005 г., с целью изучения возможности синхронного объединения электроэнергетических сетей западноевропейского Союза координации передачи электроэнергии (UCTE) и Единой энергосистемы России и стран СНГ и параллельно действующих электрических систем стран Балтии (ЕЭС/ОЭС). . Это важное исследование, финансируется участниками равными долями. При этом Еврокомиссия берет на себя 75% европейской части расходов по его проведению, а 25% европейской доли берет на себя UCTE. Разработка ТЭО будет закончена не позднее 2006 г.

4. ТОРГОВЛЯ ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
17 мая 2004 г. Европейская Комиссия представила Российской Федерации проект соглашения по торговле ядерными материалами. В настоящее время текст соглашения изучается российской стороной. Эксперты Европейской Комиссии и Российской Федерации продолжат обсуждение проекта соглашения.

5.ПРОЕКТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС
Стороны подтверждают важность проектов, представляющих взаимный интерес, которые были определены в рамках Энергодиалога на Саммите в октябре 2001 г. и направлены на повышение надежности поставок энергоресурсов на европейский континент за счет дальнейшей диверсификации маршрутов транспортировки. В частности, в отношении поставок газа Стороны подчеркивают приоритетность Североевропейского газопровода и приветствуют процесс расширения первой очереди газопровода Ямал-Европа.
Стороны подчеркивают важность продолжения работы по расширению списка проектов, в частности, за счет включения в него нефтепроводов с целью оптимальной эксплуатации существующих сетей. Большое значение имеет также развитие железнодорожных перевозок сырой нефти и нефтепродуктов, включая сотрудничество по совместимости железных дорог. Эти меры должны способствовать снижению экологических рисков и угроз безопасности, связанных с возрастающей интенсивностью морского судоходства.
Обеспечение надежного функционирования энергетических транспортных сетей является еще одной важной областью сотрудничества. В 2004 г. на нужды инфраструктуры было решено выделить в рамках программы "ТАСИС" средства в размере до 3 млн. евро в качестве технического содействия по теме "Система наблюдения и планы по модернизации нефтегазовой транспортной сети".

6.СИСТЕМА "ГАЛИЛЕО-ГЛОНАСС": ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Стороны отмечают, что использование системы спутниковой навигации может быть очень полезным на всех этапах производства энергоресурсов, включая разведку, строительство, транспортировку и мониторинг площадок.
С учетом широкомасштабной национальной программы по модернизации российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) "ГЛОНАСС" двойного использования и европейской программы "ГАЛИЛЕО", в рамках которой к 2008 г. планируется создать первую глобальная спутниковая навигационная система для применения в коммерческих и гражданских целях, взаимодействие этих двух систем позволит значительно повысить безопасность энерготранспортной инфраструктуры и производства энергоресурсов.
Энергодиалог способствовал активизации переговоров по вопросу подготовки межправительственного соглашения о совместимости и взимодополняемости двух систем ГНСС: существующей "ГЛОНАСС" и будущей "ГАЛИЛЕО".
Помимо обсуждения технической совместимости и взаимодополнения систем "ГЛОНАСС" и "ГАЛИЛЕО", планируется начать сотрудничество по совместной разработке приемников сигналов ГНСС, а также рассматриваются конкретные области применения систем ГНСС в энергетической сфере.

7. МОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
С учетом увеличения интенсивности морских перевозок и рисков возникновения аварий и загрязнений проблемы морской безопасности становятся одной из важных сфер сотрудничества России и ЕС. Европейская Сторона приветствует действия России по ужесточению процедур проверки танкеров, которые разгружаются в ее портах, и поддержку, оказываемую Европейскому Союзу со стороны России в рамках российской позиции в Международной морской организации (ИМО). Обе Стороны признают важность скорейшего введения стандартов ИМО.

8. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РОССИЯ-ЕС
Стороны положительно оценивают все более важную практическую роль Технологического Центра в стимулировании обмена информацией по новейшим технологиям в сфере энергетики и установлении контактов между российскими и европейскими участниками энергетического сектора. В числе многочисленных мероприятий, организованных Центром, следует особо выделить круглые столы по вопросам современных технологий в сфере разработки трудноизвлекаемых запасов нефти, технологий переработки газа в жидкие топлива (GTL) и перспектив их применения в России, нефтепереработки в России с учетом требований ЕС к качеству производимого топлива, применения передовых технологий обогащения угля в России, технического регулирования электростанций для обеспечения стабильной работы сети, опыта ЕС по развитию возобновляемой энергетики и его применения в России, а также Круглый стол по возобновляемой энергетике и энергоэффективности в зданиях.
Наряду с работой по выявлению ряда проектных предложений, Стороны отмечают деятельность Центра по содействию привлечению инвестиций. В частности проведен семинар совместно с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) по проектному финансированию посредством привлечения международных финансовых организаций, а также семинар по проектам в нефтегазовом секторе, которые представляют интерес для банков с точки зрения инвестирования.
Проводимые Центром мероприятия призваны способствовать формированию более благоприятной среды для перехода к реализации совместных проектов в областях, представляющих взаимный интерес, в том числе выявлению источников их финансирования. Стороны будут оказывать Центру необходимую поддержку в реализации этой важной задачи.

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стороны признают, что приоритетными вопросами Энергодиалога в будущем станут:
-Продолжение деятельности по поощрению взаимных инвестиций;
-Более тесное сотрудничество в области энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетики;
-Повышение надежности и безопасности энергетической транспортной инфраструктуры, а также ее дальнейшее расширение на европейском континенте;
-Особое внимание к интеграции электроэнергетических рынков, включая вопросы эквивалентности рыночных правил и экологических норм.
Стороны признают важное значение системы мониторинга энергетических рынков, разрабатываемой силами Европейской Комиссии, для повышения прозрачности энергетических рынков, к работе которой будут привлечены и российские эксперты.
Дальнейшему развитию Энергодиалога будет способствовать также углубление взаимодействие промышленных кругов России и Европейского Союза, в частности деятельность Руководящей группы по энергетике.
Кроме того, будут создаваться тематические группы с участием экспертов из органов государственной власти Российской Федерации, Европейской Комиссии и стран-членов ЕС.

Виктор Христенко, Франсуа Ламуре

ЦОС Минпромэнерго России

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА