Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

О ходе реформирования естественных монополий в России


25 ноября председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи, координатор межпарламентской комиссии по энергодиалогу Россия-ЕС Валерий Язев встречался с членами энергетического комитета Европейского делового клуба (Association of European Businesses — AEB).

В энергетический комитет входят руководители крупнейших европейских энергокомпаний: Шелл, Электрисите де Франс, Тоталь, Газ де Франс, ТНК-BP, Арева, Норск Гидро, ПрайсуотерхаусКуперс. Возглавляет комитет глава представительства E.ON-Рургаз Райнер Хартманн.

Европейское бизнес-сообщество проявляет постоянный интерес к процессам, происходящим в российском топливно-энергетическом комплексе. Участников встречи интересовали вопросы развития атомной энергетики на быстрых нейтронах, чему была посвящена пресс-конференция в Госдуме 24 ноября с генеральным директором "Росэнергоатома" Олегом Сараевым и представителями Федеральной службы по атомной энергетике. Много вопросов у западных коллег было по подготовке закона "О магистральном трубопроводном транспорте", по Договору к Энергетической Хартии, о развитии сотрудничества с ОАО "Газпром". Язев рассказал о том, что было сделано и что предстоит сделать по законодательному обеспечению реформы естественных монополий.

Первый этап - создание законодательных основ реформирования - пройден в таких важнейших отраслях инфраструктуры как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, связь.

Принятый в марте 2003 года пакет федеральных законов по электроэнергетике оформил структурные преобразования в отрасли. Для реализации принятых Государственной Думой законов распоряжением Правительства был разработан План мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2003-2005 годы.

В декабре 2002 года были приняты федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", новый "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", изменения и дополнения в Федеральный закон "О естественных монополиях" и в Налоговый кодекс Российской Федерации".

В июле 2003 г. вступил в силу Федеральный закон "О связи". В настоящее время в Правительстве идет работа над комплексом постановлений по реализации положений закона.

После переходного периода и создания основ современного рыночного законодательства, подчеркнул В.Язев, начинается переход к новому этапу правового регулирования — конкретизации норм права применительно к отдельным областям деятельности.

Оценивая текущее состояние, Валерий Язев отметил, что главным итогом прошедшего года можно назвать перевод реформы в практическую плоскость.

Были предприняты шаги по организации рынка электроэнергии, определению его участников, созданию правил и систем регулирования работы рынка. В этих целях было принято девятнадцать нормативных актов, в частности, по вопросам оптового рынка электрической энергии, формирования генерирующих компаний, государственных регулируемых цен в электроэнергетике, ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии. Созданы важные инфраструктурные институты - "Федеральная сетевая компания", "Системный оператор", "Администратор торговой системы".

Работа по формированию правил работы на рынке электроэнергии должна быть продолжена. Однако, даже при полном переходе к рынку электроэнергии государство должно сохранить функции регулятора. Другой аспект государственного контроля - гарантии поставок. Добросовестный плательщик не может быть лишен в одностороннем порядке этих услуг.

Говоря о газовой отрасли, В.Язев подчеркнул, что развитие отрасли идет сложным путем. До сих пор так и не создано консолидированной модели реформирования отрасли, которая бы устраивала все заинтересованные стороны, и прежде всего, государство.

В плане заседаний Правительства РФ на декабрь предполагается рассмотрение вопроса о структурных преобразованиях в сфере добычи и транспортировки природного газа и развитии рынка газа.

Возвращаясь к инфраструктуре, сказал Валерий Язев, нельзя обойти трубопроводный транспорт. Без адекватного правового регулирования в этом секторе невозможно дальнейшее поступательное его развитие. При этом в руках государства должен остаться контроль за стратегической транспортной инфраструктурой, регулирование тарифов на услуги по транспортировке и регулирование деятельности организаций трубопроводных систем как субъектов естественных монополий.

Проект закона "О магистральном трубопроводном транспорте" был принят в первом чтении в сентябре 1999 года. В этом созыве Комитет возобновил подготовку закона ко второму чтению. В качестве одной из возможных новаций В.Язев назвал обсуждение концепции государственно-частного партнерства как один из механизмов участия бизнеса в инфраструктурных проектах.

Сравнительно новый аспект регулирования связан с перспективами интеграционных процессов. Речь идет о создании Единого Экономического пространства четверки стран: Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Наше законодательство должно учитывать тенденцию к унификации правовых норм в вопросах взаимных поставок энергоносителей и их транзита.

Законодательная повестка дня в отношении ТЭК включает и подготовку новой редакции закона "О недрах". С момента принятия закона "О недрах" прошло более 10 лет, и часть вопросов вышла из-под его действия. Наряду с административным регулированием следует использовать налоговые стимулы и ограничения. Одним из условий этого является введение дифференциации ресурсных налогов с учетом этапов разработки месторождения и других параметров. Это сделает распределение налоговой нагрузки более справедливым и скорректирует поведение компаний.

Темой отдельной дискуссии, по словам В.Язева, могут и должны быть вопросы соглашений о разделе продукции, работа независимых производителей нефти и газа, регулирование рынков нефтепродуктов, биржевая торговля нефтью и газом, технические регламенты. В последнее время весьма острой темой стало антимонопольное регулирование на розничных рынках нефтепродуктов. Комитет готовит доклад по ситуации на рынке нефтепродуктов, включая рекомендации по регулированию деятельности нефтяных компаний, совершенствованию системы налогообложения, повышению глубины переработки нефти, организации локальных рынков.

Одно из направлений государственной политики в нефтегазовом комплексе — создание условий, благоприятствующих вовлечению в нефтедобычу малого и среднего бизнеса, в том числе на завершающей стадии эксплуатации крупных месторождений.

В ходе работы над нефтяными законами следует учитывать и зарубежный опыт, подчеркнул Валерий Язев. Здесь важны не столько конкретные нормы, а понимание тех подходов, которые применяются развитыми странами в нефтегазовой сфере. Заслуживают изучения практика добычи из малодебитных скважин в США, регламентация компаний-операторов в Канаде, норвежская практика государственного участия в лицензировании и в нефтяных операциях.

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА