Российский газ для Европы: об эволюции контрактных структур
А.А. Конопляник, д.э.н., заместитель генерального секретаря, секретариат Энергетической Хартии (Брюссель)
Общеизвестно, что, по крайней мере в течение нескольких ближайших десятилетий, Европа по-прежнему в значительной степени будет зависеть от внешних поставок энергоресурсов и, в частности, от поставок газа. Согласно официальным оценкам Комиссии ЕС, доля импорта в поставках энергии и газа в ЕС достигнет примерно 70% в 2020-2030 гг. Последний документ ЕС, касающийся данного вопроса, — новая Директива по обеспечению надежности газоснабжения от апреля 2004 г. Однако она только ссылается на Зеленую книгу "К европейской стратегии безопасности энергоснабжения" от 2000 г., которая представляет собой наиболее значимый документ ЕС по данному вопросу (другие недавно принятые документы ЕС также содержат ссылки на Зеленую книгу). В Зеленой книге 2000 г. говорится: "Ожидается, что с оживлением долгосрочного роста общая энергетическая зависимость ЕС вновь возрастет, достигнув 70% в ближайшие 20-30 лет. этот показатель может достигнуть -для газа 70% . Расширение Союза только усугубит эту тенденцию. Импорт природного газа в страны-претенденты (новые страны-члены ЕС, вошедшие в его состав с 01.05.2004) может возрасти с 60% до 90% объема спроса. На данный момент зависимость ЕС от импорта природного газа является умеренной и составляет 40% объема потребления. У Союза есть несколько путей для того, чтобы попытаться противодействовать увеличению этой зависимости (до 70%) в течение ближайших 20-30 лет". В опубликованном позднее Сообщении Комиссии Европейскому парламенту и Совету от 2002 г. содержатся такие же показатели — 70% энергетическая зависимость Союза от внешних поставок газа к 2020 г. В последних прогнозах Международного Энергетического Агентства указаны цифры, аналогичные официальным оценкам ЕС.
Среди крупных внешних поставщиков крупнейшим является и будет оставаться Россия. "На геополитическом уровне, — как отмечается в Зеленой книге, — 40% природного газа (импортируется) из России. Европейский Союз пока не располагает всеми необходимыми средствами для изменения международного рынка". Согласно прогнозным оценкам Брюссельского Центра экономических и политических исследований (CEPS), в 2020 г. Россия поставит (может поставить) в Европу около 250 млрд куб. м газа, что составляет примерно половину европейского спроса на газ в том году (525 млрд куб. м). Из этих 525 млрд куб. м, которые должны быть поставлены в Европу в 2020 г., 400 млрд куб. м еще не оформлены договорами, включая значительную часть будущих поставок из России. То, какими будут новые договорные условия этих еще не оформленных поставок, имеет критическое значение как для экспортеров, так и для импортеров.
Россия (СССР) является надежным торговым партнером в течение всей истории торговых отношений между Россией (СССР) и ЕС. Как отмечается в Зеленой книге ЕС 2000 г., "Кроме того, следует отметить, что СССР и вслед за ним Россия всегда выполнял и выполняет свои обязательства по поставкам в соответствии с долгосрочными контрактами с Европейским Союзом". Однако, согласно общим закономерностям развития мировых (международных) энергетических рынков и в связи с тенденциями по дальнейшей интеграции и либерализации, наблюдающимися на внутренних энергетических рынках ЕС, структура договоров на энергетических и газовых рынках не установлена раз и навсегда — она также развивается, причем развивается под воздействием двух налагающихся тенденций: общих закономерностей развития контрактной структуры рынков нефти и газа (углеводородов) и специфических закономерностей, связанных с особенностями развития внутренних энергетических рынков в Европе и России и вызванных этими особенностями "отклонений" от общих тенденций развития (эволюции) контрактных структур в торговле газом между Европой (ЕС) и СССР/Россией в долгосрочном историческом контексте.
Каковы будут договорные условия новых российских поставок в Европу? Будут ли они аналогичны существующим?
-
5 февраляМастер-класс
-
6-7 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
- Правительство РФ профинансирует строительство энергетической инфраструктуры для реализации инвестпроектов на Чукотке
- Комментарий эксперта Института "ПравоТЭК" по использованию вскрышных и вмещающих пород в качестве вторичного сырья
- Правительство РФ установило тарифную льготу на ввоз оборудования для производства малотоннажного сжиженного природного газа
- Правительство РФ направит около 250 млн руб. на восстановление электросетей в новых регионах
- Минэнерго России уточнило основания для внеплановых проверок
- Россия предъявила ФРГ претензии по расследованию подрыва "Северных потоков"
- Суд удовлетворил иск "Зарубежнефти" о взыскании с Euroclear $58 млн
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Финская Fortum инициировала разбирательство против России
- Россия и Турция обсудили сотрудничество в энергетике
- Минэнерго представило позицию России по энергопереходу на встрече G20
- Перспективы освоения Лаявожского и Ванейвисского месторождений в условиях геологических неопределенностей и рисков
- "Селигдар" получил на баланс запасы из нераспределенного фонда недр в Бурятии
- В Турции раскрыли подробности создания газового хаба с Россией
- Роман Маршавин назначен заместителем Министра энергетики РФ
- Михаил Мишустин назначил руководителем Роснедр Олега Казанова
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"
- Алексей Овечкин возглавил ООО "Газпром недра"