Приоритеты Правительства Российской Федерации[1] в области налоговой политики в трехлетней перспективе (2014 — 2016 гг.) как и в предыдущие периоды направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость. При этом основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, а также повышение предпринимательской активности.
В рамках реализации основных направлений налоговой политики Правительством РФ в начале текущего года была утверждена "дорожная карта" по совершенствование налогового администрирования[2]. Одной из ключевых целей "дорожной карты" обозначено улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик.
Среди предполагаемых мероприятий в части взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов указаны, в том числе:
- изучение возможности внедрения института "предварительного налогового разъяснения" по оценке хозяйственных ситуаций;
- изучение возможности внедрения режима "расширенного информационного взаимодействия" налоговых органов с крупными налогоплательщиками;
- реализация пилотных проектов по внедрению режима "расширенного информационного взаимодействия" налоговых органов и крупных налогоплательщиков.
Во исполнение поставленных задач 23.05.2014 г. в Государственную Думу был внесен законопроекта № 529630-6 в виде изменений в Налоговый Кодекс РФ о расширенном информационном взаимодействии.
Напомним, что процедура расширенного информационного взаимодействия (горизонтального мониторинга) соответствует мировым практиками (США, Великобритания, Нидерланды и др.) и представляет собой определенного вида сотрудничество между фискальными органами и налогоплательщиками.
Предполагается, что в рамках такого взаимодействия организация раскрывает должностным лицам налогового органа доступ к сведениям бухгалтерского и налогового учета. Взамен компания имеет возможность получить от налоговых органов предварительное согласование по различным вопросам налогообложения, например, в случае наличия сомнений по вопросам налогообложения сложных сделок или неясности применении актов законодательства о налогах и сборах. Таким образом, налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения и быть уверенным, что претензий со стороны налоговых органов не поступит.
Как известно, в России пилотные проекты по заключению соглашений о расширенном информационном взаимодействии стартовали еще в декабре 2012 г. Тогда в подобной инициативе приняли участие 4 компании, среди которых — крупнейшие российские энергетические холдинги ОАО "Интер РАО" и ОАО "РусГидро". Также подобные соглашения были подписаны с ОАО "МТС" и представительством компании Ernst&Young в СНГ, а несколько позже — в марте 2013 г. - с ОАО "Северсталь".
Опыт заключенных соглашений был учтен составителями законопроекта. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, подобное регулирование позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Ожидается, что внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.
Законопроект предполагает внесение изменений в некоторые статьи части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, а также включение нового раздела V2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".
Здесь необходимо отметить, что даже при отсутствии законодательного регулирования института расширенного информационного взаимодействия, на данный момент в юридическом сообществе закрепилось понятие "горизонтальный мониторинг". В то же время, авторы законопроекта предполагают это понятие заменить термином "налоговый мониторинг".
Несмотря на то, что планируется широкое распространение налогового мониторинга, заключить подобное соглашение пока смогут только крупные налогоплательщики.
Налогоплательщик вправе претендовать на заключение соглашения, если одновременно соответствует следующим критериям:
- сумма федеральных налогов составляет не менее 500 миллионов рублей;
- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности не менее 5 миллиардов рублей;
- совокупная стоимость активов не менее 10 миллиардов рублей.
Особо оговаривается, что участники консолидированной группы налогоплательщиков не вправе являться стороной соглашения о налоговом мониторинге.
Законопроект регламентирует порядок заключения соглашения о расширенном информационном взаимодействии, период действия, а также устанавливает требования к его содержанию (порядок предоставления налоговому органу доступа к сведениям бухгалтерского и налогового учета, а также срок, форматы и объем предоставляемых документов и информации).
Среди основных изменений, которые предполагаются к внесению и которые будут особенно интересны для всех налогоплательщиков — освобождение от проведения выездных налоговых проверок. Однако эта "льгота" тоже будет применяться с оговорками. Во-первых, запрет на проведение выездных проверок распространяется только на периоды действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии. Во-вторых, даже в период действия соглашения в определенных случаях у налогового органа остается право на проведение выездных проверок. Среди таких оснований — досрочное прекращение соглашения о налоговом мониторинге, невыполнение мотивированного мнения налогового органа, а также представление налогоплательщиком после прекращения действия соглашения уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
И конечно же заключение соглашения о расширенном информационном взаимодействии не освобождает налогоплательщика от обязанности представлять в установленном порядке налоговые декларации (расчеты) и не лишает налоговый орган права на проведение камеральных налоговых проверок.
Законопроект также предполагает, что в случае наличия сомнений или неясности при применении актов законодательства о налогах и сборах в отношении совершенных операций налогоплательщик может направить в налоговый орган запрос о неопределенной правовой позиции.
Что интересно, в подобном запросе компания должна описать совершенные операции, свою позицию о порядке учета указанных операций в целях налогообложения, а также возможные налоговые последствия для себя со ссылкой на положения законодательства о налогах и сборах. Таким образом, налогоплательщик должен не только сформулировать вопрос, но и раскрыть налоговому органу предполагаемый алгоритм действия с соответствующим правовым обоснованием.
В ответ на полученный запрос налоговый орган в течение одного месяца направляет мотивированное мнение — свою позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
Обязанность налоговых органов давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не является новшеством и закреплена в пп. 4 п. 1 ст. 32 и в п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса. Интересным является другое — теперь и у налогового органа есть право по собственной инициативе, т.е. без запроса от организации, направить мотивированное мнение по отражению хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Например, это можно сделать, если в ходе налогового мониторинга налоговым органом установлены ошибки в правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете налогоплательщика
В случае несогласия с мотивированным мнением налогового органа компания предоставляет налоговому органу свои разногласия, после чего инициируются взаимосогласительные процедуры. Если удается устранить разногласия, то составляется совместный протокол, после подписания которого мотивированная позиция считается измененной.
О последствиях неподписания протокола по итогам взаимосогласительной процедуры законопроект умалчивает. Однако не стоит забывать, что невыполнение мотивированного мнения налогового органа автоматически дает право налоговому органу на проведение выездной налоговой проверки.
Подводя итоги, необходимо отметить безусловную значимость данного законопроекта — правовое регулирование налогового мониторинга крайне необходимо, действие соглашений о расширенном информационном взаимодействии на протяжении более двух лет без какого-либо законодательного закрепления однозначно не способствует развитию подобного института, положительно зарекомендовавшего себя не только в зарубежных странах, но уже и в российских реалиях.
Опыт консультирования компаний, которые подписали подобное соглашение одними из первых, однозначно свидетельствует о начале создания конструктивного диалога между крупным бизнесом и фискальными органами. Направленность сторон соглашений о расширенном информационном взаимодействии на взаимовыгодное сотрудничество, попытка налоговых органов действительно погрузиться в проблемы налогоплательщика, а не ограничиваться формальным подходом, позволяет урегулировать большое количество сложных вопросов налогообложения еще на досудебной стадии.
При должном правовом регулировании развитие института налогового мониторинга поможет достигнуть еще одной немаловажной задачи - снизить нагрузку на арбитражные суды.
Однако, несмотря на общую положительную оценку предлагаемого законопроекта, совершенно очевидно наличие в нем пробелов и явных недоработок, которые могут привести к двусмысленному толкованию некоторых положений и как результат — к возможным злоупотребления со стороны участников соглашений о налоговом мониторинге.
Будем надеяться, что в процессе рассмотрения и утверждения текста законопроекта все пробелы будут устранены, и правовое регулирование налогового мониторинга будет способствовать его активному распространению.
[1] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобрены Правительством РФ 30 мая 2013 года.
[2] План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствование налогового администрирования, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р.