Правовой режим нефтегазовой деятельности в Норвегии
В. Кокин, к.ю.н., представитель норвежской компании Norsk Hydro ASA по связям с правительством и промышленностью
Введение
В статье рассказывается об основных видах государственных разрешений, необходимых для получения права на ведение нефтегазовой деятельности в Королевстве Норвегия. Кроме того анализируются особенности норвежской системы налогообложения данной производственной сферы, а также приводится перечень договоров, необходимых для начала работ на норвежском континентальном шельфе нефтегазовыми компаниями, в том числе и иностранными.
В связи с происходящей в России и Казахстане работой над совершенствованием законодательства о недрах, в начале статьи хотелось бы затронуть более широкие аспекты, в частности, правовой режим добычи углеводородов и других полезных ископаемых на суше.
В Норвегии существует специальный закон о разведке и добыче нефти и газа в недрах на суше "lov av 4. mai 1973 nr. 21 om undersоkelser etter og utvinning av petroleum i grunnen under norsk landomrоde". Этот закон устанавливает, что право собственности на такие ресурсы принадлежит норвежскому государству. Разрешение на разведку и добычу уполномочено выдавать Министерство нефти и энергетики. Но упомянутый закон имеет минимальное значение на практике, так как исторически вся норвежская нефтегазовая деятельность сосредоточена в море, на континентальном шельфе. Это еще связано с тем, что на 99 % сухопутной территории Норвегии нет нефтегазовых месторождений. Поэтому норвежское законодательство о нефтегазовой деятельности на суше развито слабо и не может служить в качестве образца для подражания.
Что касается законодательства о других ресурсах недр, кроме углеводородов, например, в отношении железной руды, драгоценных металлов, других минералов, водных ресурсов, то в Норвегии существует ряд особых правовых режимов, сильно отличающихся от законодательства, которое применяется по отношению к нефтегазовой деятельности на континентальном шельфе. Речь, в частности, идёт о режимах, в соответствии с которыми все права на добычу ресурсов недр принадлежат землевладельцу (частному или государственному), а в некоторых случаях действует режим, в соответствии с которым каждое физическое и юридическое лицо имеет право свободно заниматься разведкой и добычей ресурсов недр, даже на землях, принадлежащих другим лицам, и без особых на то разрешений со стороны владельца участка земли. Горная промышленность, геологоразведка, добыча золота, других минеральных ресурсов находится в компетенции Министерства промышленности и торговли, а разведка и добыча нефти и газа — Министерства нефти и энергетики.
Из вышесказанного следует, что в Норвегии нет одной, целостной законодательной модели, которая могла бы служить образцом при совершенствовании российского законодательства о недрах в целом. Однако Норвегия имеет особый и интересный опыт в области нефтегазовой деятельности на континентальном шельфе, правовому режиму которой и будет посвящена данная статья.
Роль норвежского государства в организации нефтегазовой деятельности. Компетентные государственные органы
Норвежский Закон "О нефтяной деятельности" в статье 1-1 устанавливает, что "Норвежское государство имеет право собственности на подводные нефтяные месторождения и исключительное право на управление полезными ресурсами". Стоит отметить, что в данном отношении норвежское законодательство может, по крайней мере в некоторой степени, находиться в противоречии с Конвенцией ООН по морскому праву, согласно статьи 77 которой "Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов". Норвежское государство разрешает частным компаниям заниматься всеми видами нефтегазовой деятельности.
Основные вопросы, такие как, предоставление новых территорий для разведки нефти и газа, одобрение крупных производственных проектов, решаются норвежским парламентом, Стортингом...
-
5 февраляМастер-класс
-
6-7 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
- Правительство РФ профинансирует строительство энергетической инфраструктуры для реализации инвестпроектов на Чукотке
- Комментарий эксперта Института "ПравоТЭК" по использованию вскрышных и вмещающих пород в качестве вторичного сырья
- Правительство РФ установило тарифную льготу на ввоз оборудования для производства малотоннажного сжиженного природного газа
- Правительство РФ направит около 250 млн руб. на восстановление электросетей в новых регионах
- Минэнерго России уточнило основания для внеплановых проверок
- Россия предъявила ФРГ претензии по расследованию подрыва "Северных потоков"
- Суд удовлетворил иск "Зарубежнефти" о взыскании с Euroclear $58 млн
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Финская Fortum инициировала разбирательство против России
- Россия и Турция обсудили сотрудничество в энергетике
- Минэнерго представило позицию России по энергопереходу на встрече G20
- Перспективы освоения Лаявожского и Ванейвисского месторождений в условиях геологических неопределенностей и рисков
- "Селигдар" получил на баланс запасы из нераспределенного фонда недр в Бурятии
- В Турции раскрыли подробности создания газового хаба с Россией
- Роман Маршавин назначен заместителем Министра энергетики РФ
- Михаил Мишустин назначил руководителем Роснедр Олега Казанова
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"
- Алексей Овечкин возглавил ООО "Газпром недра"