- С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований". Закон внес ряд существенных изменений и дополнений в Лесной кодекс в части разграничения полномочий между органами государственной власти, в частности между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.
Помимо указанных изменений в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект новой редакции Лесного кодекса. От интернет-аудитории поступили актуальные вопросы, связанные с изменениями лесного законодательства.
Насколько нам известно, сегодня утром, непосредственно перед тем, как приехать сюда, Вы встречались с Президентом Чеченской Республики и обсуждали программу 'Леса России на территории Чеченской Республики'. Если можно, вначале немножко прокомментируйте результаты этой встречи.
- Спасибо компании 'Гарант' за предоставленное слово и возможность выступить в вашей авторитетной студии перед всеми участниками сегодняшней пресс-конференции. Да, вопрос, связанный с Чеченской Республикой и использованием лесных ресурсов, сегодня рассматривался в нашем агентстве. Это связано не с тем, что Чеченская Республика обладает колоссальными лесными богатствами, но проблемы существуют. И население республики, в основном это сельское население, безусловно, привязано сегодня к территории, в том числе и к нашим лесным ресурсам и материалам. Поэтому нам очень важно, чтобы сегодня этот ресурс использовался достойно, так как положено. Мы определили и готовим совместную программу, в которой предусматривается не только ведение лесовосстановительных работ, но и, самое главное, проведение общей инвентаризации лесов Чеченской Республики. Нам нужно выполнить лесоустроительные задачи. Под этим мы подразумеваем оценку лесного ресурса на территории республики. Нужно знать, каким богатством мы располагаем и как лучше и эффективнее его использовать на этой сложной территории. Мы также рассмотрели вопросы подготовки кадров на Северном Кавказе для наших лесных подразделений.
- Первые несколько вопросов касаются непосредственно деятельность Рослесхоза. Расскажите, пожалуйста, о деятельности Рослесхоза. Изучается ли Вами опыт деятельности подобных агентств в западных странах? В чем, на Ваш взгляд, отличие российских и западных агентств? Спрашивают Сивошенкова Татьяна и Ольга Павловна из Москвы.
- Наше агентство еще молодое. Как известно, мы созданы в марте 2004 года. Поэтому отвечу только на последнюю часть вопроса: впервые в России предложена структура таких организационных решений, которые отвечают каким-то мировым требованиям. Мы, как агентство, отвечаем за реализацию определенных решений. Министерство природных ресурсов - за разработку не только правоустанавливающих документов, но и тех же решений. И параллельно, как вы знаете, созданы подразделения, отвечающие за контроль и надзор. То есть впервые в России произведено цивилизованное разделение функций: праваустановления, реализации, и контроля и надзора. Безусловно, когда мы готовили положение об агентстве, в том числе новый Лесной кодекс, то изучали опыт наших коллег - Финляндии, Австрии, Канады. Наши специалисты не только встречались, но и привлекали специалистов из этих стран. Так что мы считаем, что мировой опыт, безусловно, использовался при разработке наших документов.
- Следующий вопрос из Воронежа от Денисова Аркадия. Сотрудничает ли агентство с такими организациями, как 'Фонд дикой природы', 'Гринпис' и так далее? И если да, то каким образом осуществляется это сотрудничество?
- Эти организации, безусловно, влиятельные, и мы понимаем их значение. Мы относимся с большим уважением к их деятельности на территории России. В связи с этим в прошлом году мы создали Общественный совет федерального агентства лесного хозяйства и общественных организаций. В него входит у нас порядка 6 общественных организаций, в том числе 'Фонд дикой природы', 'Гринпис' и Международный социально-экологический союз, Международный союз охраны природы, Центр охраны дикой природы, экологической политики России. Общественный совет - это не форма какого-то диктата государства и давления на общественность. Мы стремимся не конфликтовать, а сотрудничать с этими общественными организациями и знать их позицию на наши решения. Когда мы рассматриваем подобные вопросы, то, безусловно, иногда получаем достаточно неприятную оценку нашей деятельности. Но я думаю, что такой диалог очень полезен.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы лесного хозяйства, которые определяют его низкую эффективность? Вопрос задала Цаболова Анастасия Юрьевна из Москвы.
- Главная проблема заключается, наверное, в низком уровне лесопользования. Лесное хозяйство сегодня не может существовать при таком слаборазвитом, а точнее, как мы говорим, 'лежащем на боку', лесопромышленном комплексе. Вы все знаете цифры, что расчетная лесосека в России - это сколько используется сегодня леса от возможного ресурса - это 21 %. То есть надо рубить 550 млн. кубов, а вырубают не более 170 млн. кубов. Все остальное сегодня экономикой не востребовано. Сегодня лесопромышленный комплекс не способен эффективно использовать этот лесной ресурс. Большой износ, отсутствие достаточных мощностей приводит к тому, что он носит такой сырьевой характер. Он больше склонен сегодня к поставке необработанного сырья, в том числе на зарубежные рынки. И вот это является большой проблемой. У нас в отдельных регионах большое количество перестоенного леса, в связи с этим есть болезни, есть не только его неэффективность использования, есть те проблемы, которые возникают, когда в лесу сегодня не решаются те проблемы, которые должны быть решены. Государству взять все задачи, связанные с приведением лесов в порядок, сложно и трудно. Поэтому мы сегодня должны способствовать тому, чтобы лесопромышленный комплекс как можно быстрее стал эффективным инструментом экономики России и использовал этот лесной ресурс. Вторая проблема - это проблема эффективности управления тем лесным хозяйством и теми ресурсами, которые сегодня существуют. Вот по второму вопросу я отвечал, когда говорил о создании структуры надзора в министерстве. Я думаю, в рамках этой начальной стадии уже мы какую-то схему определили.
- Разработана ли государственная национальная политика в сфере лесного хозяйства? Какие ее приоритетные направления? Спрашивает Ершова Татьяна из Москвы.
- Такой национальной политики как единого документа в России нет, но то, что должно быть положено в основу национальной политики, такие начальные документы есть. Вы знаете, разработана концепция развития лесного хозяйства, основные направления развития лесопромышленного комплекса, ряд других документов, в том числе подготовка и выход нового лесного кодекса - это элементы национальной лесной политики. Но Вы абсолютно правы в том, что сначала должна быть национальная лесная политика, а потом в ее рамках выработка уже конкретных документов. К сожалению, сегодня этого нет, и поэтому идет наработка таких практических документов. Думаю, что национальная лесная политика должна у нас быть обязательно.
- Следующий немножко критический вопрос задает Борисов Михаил Сергеевич из Нижнего Новгорода. Почему до сих пор в нашей стране отсутствует достоверная информация о состоянии лесных ресурсов? Сколько именно доступно для ведения хозяйства лесных ресурсов имеется в пределах той или иной территории? В каком состоянии эти ресурсы находятся и т.д.?
- Такая информация есть. И, в целом, этой информацией лесостроительные предприятия, территориальные и федеральные агентства обладают. Она не является закрытой, и доступ к ней есть. Но вопрос абсолютно правильно поставлен по достоверности и качеству этой информации. Мы пока отстаем с объемами лесоустроительных работ. Отдельные территории сегодня не прошли лесоустроительные обследования.. Поэтому, безусловно, достоверность информации там сегодня недостаточная. Кроме того, в отдельных регионах в связи с происходящими там стихийными и другими явлениями не всегда точно учитывают этот элемент. Поэтому достоверность - это вопрос, над которым нужно сегодня работать, и мы, может быть, поговорим дальше, как лучше сделать учет и мониторинг лесов. А что касается доступности, я думаю, что здесь проблем у лесопользователей не должно быть. Вновь созданные территориальные агентства лесного хозяйства обеспечат 100% доступность к информации по лесному ресурсу.
- И вот мы, наконец, подобрались к основному блоку вопросов, который касается Лесного кодекса. Сначала немножко о последних изменениях, которые произошли как раз 1 января 2005 г. Если можно, кратко назовите самые главные изменения? И чем они были вызваны? Интересуется Егоров Павел из Москвы.
- Самые главные изменения по Федеральному закону от 29.12.2004 N 199-ФЗ - это разделение функций между субъектами РФ, муниципальными образованиями и федеральным центром. Эти основные принципы во всех законах, не только в Лесном кодексе, приведены в соответствие. Есть собственник на лесной ресурс - это Федерация, соответственно, и функции все прикреплены именно к тому, кто владеет этим ресурсом. Вот этот принцип и положен в основу вышеуказанного закона при решении этих проблем. Это главная задача. Кроме того, как вы знаете, идет административная реформа, элементы которой, безусловно, 199 закон учел. Мы считаем, что это неокончательный закон. Вы сами знаете, что работа над новым Лесным кодексом уже идет в Госдуме. Поэтому с выходом нового Лесного кодекса, я думаю, будет сделан окончательный шаг в налаживании вопросов организации лесных отношений на территории России, в том числе между субъектами, муниципальными образованиями и Федерацией.
- Миронова Татьяна из Москвы просит Вас уточнить, какие полномочия будут теперь у субъектов РФ в соответствии с последними изменениями?
- Субъекты РФ получили практически все полномочия по управлению так называемыми бывшими сельхозлесами. Это значительный территориальный объем, и леса достаточно интересные. Субъекты РФ всегда с ними работали очень тесно. И, кроме того, они получили очень большие полномочия по координации действий и организации работ, связанных с тушением лесных пожаров. Эта проблема достаточно болезненная. Мы знаем, что всегда на территории действовали разрозненные силы лесного хозяйства: МЧС, ведомства различных лесов. Сейчас в этой части эти функции возложены на единый орган, который может скоординировать и организовать эту работу.
- Следующий блок вопросов касается новой редакции Лесного кодекса. Я зачитаю вопрос в том виде, как он к нам поступил от Владимира Захарова из Ликино-Дулёво: Волна возмущений против поспешного принятия нового Лесного кодекса прокатилась по всей стране и вынудила отреагировать даже Президента. Почему такой важный закон готовился втайне и вносится в Думу без обсуждения с профессионалами, общественностью? Посмотрите, сколько замечаний: http://forest.ru/rus/legislation/newcode - это повод не наступать на те же грабли, что и с законом о льготных выплатах. Сломать старую систему недолго. Главное, что будет строиться при помощи нового лесного законодательства.
- Я бы не сказал, что закон готовится втайне. Может быть, кто-то что-то не знает. Тот Лесной кодекс, над которым сейчас идет работа, разрабатывается уже не первый год с привлечением специалистов. В течение года он неоднократно публиковался на многих сайтах, где с ним можно было ознакомиться. Было более 6 000 замечаний и предложений. Они поступали в рабочую группу МЭРТа, и все были рассмотрены. Мы участвовали не только в парламентских слушаниях, но и во всех общественных обсуждениях. Посмотрите, лесные форумы, международные форумы неоднократно проходили в Санкт-Петербурге, сибирских городах, на Дальнем Востоке и так далее. К рассмотрению данного закона подходили профессионально. Сегодня я хочу подчеркнуть только одно. Лесной кодекс вызвал большой интерес общественности, и это очень хорошо. Если на многие законы общество реагирует безразлично, то здесь мы этого не видим. Значит, лес сегодня является важной социальной составляющей, и ошибок здесь будет, я думаю, немного. Работа над этим законом продолжается 2 года, и над ним будут сейчас продолжать работать в Госдуме. Это очень хороший признак. А удовлетворить все предложения, которые сегодня возникают, крайне сложно. В том числе и у нас есть претензии и вопросы к этому кодексу. Я думаю, и у других организаций они тоже есть. Сегодня нужно очень жестко работать, отстаивая все интересы и убирая оттуда то, что сегодня мешает лесному делу.
- Козлов Евгений из Мытищ спрашивает: Кто участвовал в подготовке проекта 'Новой редакции лесного кодекса'? Почему разработкой Кодекса занимается МЭРиТ, а не Министерство природных ресурсов?
- Вы знаете, до административной реформы за подготовку всех этих законов отвечало МЭРиТ. Сейчас, я еще раз хочу напомнить, правоустановление, разработка правоустанавливающих документов возложена на министерство. В частности, в природном блоке - это Министерство природных ресурсов. Сегодня вы уже видите, что Кодекс о недрах разрабатывает Министерство природных ресурсов. Ранее за эту работу отвечало МЭРиТ, оно было головной организацией в этой разработке. Я не думаю, что сейчас это как-то скажется на проблеме. Думаю, что участие работников не столько министерства, сколько территориальных органов было хорошо заметно. В стадии доработки, я думаю, у нас еще будет время поработать над ним более энергично.
- Ворошилов Сергей из подмосковных Химок спрашивает: Скажите, каковы основные разногласия по проекту Лесного кодекса между федеральными органами исполнительной власти, если они существуют? Как они будут разрешены?
- Я бы не назвал это разногласиями. Поясню позицию, с которой мы смотрим на Лесной кодекс. Мы говорим, что есть старый Лесной кодекс, есть новый Лесной кодекс. Если он решает некоторые вопросы, которые уже отпали в силу времени, изменились условия работы, это один вопрос. Нас это меньше интересует. Нас сегодня интересует только одно. Придет ли в лесной сектор серьезный бизнес, цивилизованный лесопользователь? Изменятся ли отношения в лесном хозяйстве или нет? Мы стараемся, чтобы на эти вопросы был найден ответ в этом документе. Иметь документ, который красив, 'причесан', но не решит главной проблемы по лесопользованию, по эффективному использованию ресурсов и т.д., нам не нужно. Я хочу подчеркнуть только одно. Сегодня в России 62% арендаторов леса - это люди, взявшие лес в аренду от года до трех лет. Они ничем не обременены, срубили лес, увезли, продали и все. Он никуда не вкладывает деньги. Такой арендатор не выгоден государству. Поэтому в Лесном кодексе мы заложили, что приоритет отдается долгосрочной аренде, так как главнее - воспроизводство лесов, выполнение работ в самом лесу, лесопользование. Эти принципы вошли уже в Лесной кодекс. Мы считаем это не только политическим и экономическим решением, а главным прорывным пунктом в этом Лесном кодексе. Это заставит прийти уже цивилизованного лесопользователя, обремененного затратами, и он будет заниматься лесным фондом совсем по-другому. В то же время я не скрываю, что сегодня Лесной кодекс не в полной мере отвечает на все вопросы привлечения бизнеса в лесной сектор.
- Учтены ли интересы российских лесопромышленников при разработке новой редакции Лесного кодекса? Спрашивает Пантюшин Сергей Васильевич из Серпухова.
- Лесопромышленники у нас тоже разные. Есть такие, которые занимаются только лесозаготовкой и поставкой сырья, предположим, на экспорт. И здесь они зарабатывают свои деньги в зонах, причастных, предположим, к какому-то рынку Запада или Востока (например, Китай). У них есть свой интерес. Есть лесопромышленные комплексы, вертикально-интегрированные компании, которые занимаются глубокой переработкой. Они ставят вопрос: сырье, сегодня поставляемое, предположим, на западные рынки - это хорошо, но сырье сегодня лучше здесь перерабатывать, здесь оставлять эту составляющую. Вот здесь разный подход. Мы поддержим ту часть лесопромышленного комплекса, которая занимается более глубокой переработкой, и стараемся, чтобы в этом кодексе именно этот приоритет был заложен и поддержан. Такие противоречия между лесопромышленниками есть, и они наверняка будут. Но я думаю, что это уже экономический спор, который должен быть решен достаточно быстро.
- Демидов Павел Андреевич из Москвы спрашивает у Вас: Известно ли, когда Госдума приступит к рассмотрению проекта новой редакции Лесного кодекса?
- Кодекс уже находится в Госдуме и по графику должен быть рассмотрен в первом полугодии. Я думаю, что в ближайшее время Госдума уже начнет работу над этим законопроектом.
- Следующий вопрос поступил из Череповца от Федорова Алексея: Будет ли предусмотрена проектом новой редакции Лесного кодекса передача лесов в частную собственность? Если будет, то назовите основные условия (принципы) такой передачи? Как Вы относитесь к данной проблеме?
- Вы знаете, что в последних редакциях Лесного кодекса передача лесов в частную собственность не предусмотрена. Там есть только один вопрос. Мы считаем, что передача лесов в частную собственность должна регулироваться отдельным законом 'Об обороте земель лесного фонда', как это сделано в сельском хозяйстве. Вот такая запись в проекте Лесного кодекса существует. То есть передача лесов в частную собственность в этом проекте отсутствует. Если этот вопрос встанет, он будет решаться отдельным законом в рамках предусмотренной процедуры.
- Из Москвы прислал свой вопрос Зубков Николай: Какому органу исполнительной власти согласно проекту Лесного кодекса будут переданы полномочия по установлению правил лесопользования, утверждению расчетной лесосеки, установлению размеров платежей за пользование лесным фондом, а так же вопросы принятия решения о переводе земель лесного фонда на другие категории земель?
- Здесь несколько составляющих моментов. Если это установление правил - то за это отвечают органы Министерства, которые разрабатывают и устанавливают эти правила. Если речь идет, скажем, о вопросах, связанных с какими-либо действиями, в частности размеры платежей - это сегодня наша функция по Федеральному закону N199-ФЗ от 29 декабря 2004 г. Утверждение расчетной лесосеки - это функция нашего федерального агентства. Принятие решения о переводе земель лесного фонда в другие категории, если это вторая или третья группа, сегодня осуществляется нашими территориальными агентствами. Первая группа лесов, защитные леса - это прерогатива Правительства РФ по инициативе нашего федерального агентства. Этот порядок прописан и полностью определен в рамках Федерального закона N199-ФЗ от 29 декабря 2004 г. и документов Правительства. Все желающие могут ознакомиться с ним на сайтах Министерства и Правительства России.
- Предусмотрено ли в новой редакции Лесного кодекса положение о лицензировании деятельности по использованию лесного фонда? Интересуется Пискунова Анна из Казани.
- Нет, лицензирование деятельности не предусмотрено. А эти вопросы исключены из новой редакции Лесного кодекса. Мы считаем, они здесь не нужны. Принципы, которые заложены в Лесном кодексе: аукцион и отбор участников по, скажем, истории их происхождения или по возможностям. Я думаю, это достаточное условие для того, чтобы здесь не вводить бюрократические барьеры при решении данной проблемы. Думаю, что сама аренда сроком на 99 лет, сами обязательства для лесопользования отбросят сегодня неэффективного лесопользователя от лесного участка. Желание у него пропадет. Это слишком затратная составляющая. Нужно иметь хорошие возможности, чтобы браться за это дело.
- Житель столицы Захаров Евгений спрашивает: Включены ли в проект Кодекса положения, позволяющие лесные участки, находящиеся в долгосрочной аренде у крупных лесопользователей и обустроенные ими, получать вновь для дальнейшего пользования в приоритетном порядке?
- Да, если истекли сроки, вы цивилизованно использовали эти участки и если к вам нет никаких законодательных претензий. Но, возможно, в новом Лесном кодексе будут прописаны вопросы по пролонгации этих соглашений. Мы считаем, что должна быть установлена цивилизованная форма. Я понимаю, чем вызван вопрос. У многих лесопользователей возникают опасения. Лесопользователь отработал определенное количество лет на этих лесных угодьях, создал цивилизованную схему лесопользования - дороги, обустройство, защиту и т.д., а кто-то по каким-то нашим юридическим требованиям может у него готовое дело отобрать и передать тому, кто ничего в него не вкладывал. В новом Лесном кодексе мы постараемся предусмотреть, чтобы таких процедур и процессов у нас не было.
- Еще один вопрос из Москвы задает Карпачевский Михаил Львович: В нынешнем проекте Лесного кодекса роль и степень самостоятельности лесопромышленников, арендующих участки лесного фонда и осуществляющих лесопользование, значительно возрастут. Но при этом проект кодекса не содержит никаких механизмов, стимулирующих повышение их ответственности (кроме моральных). В то же время права местных сообществ (в том числе коренного населения) на участие в планировании и контроле лесопользования не прописаны. Каким образом на законодательном уровне планируется решать эту задачу? Местное население не склонно полагаться только на чиновников, и ему нужны реальные инструменты воздействия на органы лесного хозяйства и лесопользователей.
- В первую очередь я не согласен с тем, что в новой редакции Лесного кодекса лесопользователь не обременен ничем, кроме моральной ответственности. В новом Лесном кодексе, в отличие от нынешнего, лесопользователь должен возложить на себя значительные обязанности. В частности, принцип 'срубил - посади', что было как хобби. Лесопользователь мог это выполнять за деньги федерального центра, но в новой редакции кодекса этого не будет. Он обязан будет эту работу выполнять по новому кодексу самостоятельно. И если он не будет заниматься воспроизводством леса, его можно будет серьезно покарать. Я имею в виду даже не штрафы, а его дальнейшую деятельность. Кроме того, множество лесохозяйственных мероприятий, в том числе защитных, также возлагается, на лесопользователя. Поэтому при долгосрочной аренде он берет на себя обязательства, которые требуют не только затрат, но и определенной ответственности. Это легко проверяется и контролируется. Раньше при краткосрочной аренде его было трудно даже поймать - зашел, получил, срубил, продал, ушел, и потом вдогонку вы можете искать его, можете судиться. Здесь на 49-99 лет он как на ладони, с ним можно работать. Я считаю, что здесь не только моральные требования заложены. Их нужно только совершенствовать. А что касается местных сообществ, о которых упоминалось в вопросе, то, если мы говорим о переводе земель, если мы говорим сегодня об аренде лесных участков, сегодня там прописывается принцип общественных слушаний, и мы настаиваем на этом деле. Да, эта процедура новая, требует совершенствования. Что такое общественное слушание? Участие населения в принятии решения. Кроме того, комиссии аукционные и комиссии, которые создаются по принятию решений, включаются в выборные органы власти. Я думаю, представители выборных органов власти, представляющие общественность, должны, безусловно, на всю мощь использовать все свои возможности. Поэтому эти элементы заложены. Возможно, больше они зависят от качеств тех людей, которые будут выполнять функции представителей общественности.
- Конкретный вопрос задает Соловьев Алексей Алексеевич из Туймазы, Башкортостан: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, ожидается ли разработка в виде отдельного документа Положения об аренде участков лесного фонда в культурно-оздоровительных целях (базы отдыха, с возведением строений некапитального типа, ст. 123 ЛК РФ)? Изменится ли существующее Положение об аренде участков ЛФ от 24 марта 1998 г. N 345? В Вашем подразделении по Башкортостану ссылаются на скорое принятие подобных нормативных актов, и поэтому откладывается оформление нашей документации по испрашиваемому участку.
- Вопрос серьезный. Порядок по аренде сейчас разрабатывается, можно сказать, уже разработан. До 15 февраля Министерство уже должно его утвердить. После чего необходимо некоторое время на согласование с Минюстом. Мы считаем, что до 1 марта данный документ должен появиться, и наши территориальные агентства, лесопользователи и все желающие смогут его увидеть, в соответствии с ним работать и им пользоваться. Считаем, что в феврале эта работа будет завершена.
- Алексеева Николая из Москвы волнует следующий вопрос: Предусматривает ли Лесной кодекс особое решение вопросов по тундровым территориям, по угодьям коренных малочисленных народов в местах, где дислоцированы нефте- и газодобывающие предприятия? Как это будет решаться?
- В Лесном кодексе особо не расписывается, например, что вот эта земля с наличием нефти и газа и к ней требуется особое отношение. Лесной кодекс определяет наши лесные отношения и подходы к использованию лесных земель независимо от того, земли эти тундрового или другого состава. Поэтому подходы везде одинаковые. Но я хочу сказать, что в законах по защите интересов малых народов мы видим те проблемы, которые возникают сегодня на Севере. Именно в этих законах нужно сегодня очень четко прописать интересы малочисленных народов и порядок принятия решений. В нашем же Кодексе прописываются основные требования, связанные с переводом, изъятием этих земель, в том числе с учетом общественного мнения, общественных слушаний. Я думаю, в рамках именно общественных слушаний, общественного влияния здесь и должна быть усилена позиция малочисленных народов.
- Михайлов Дмитрий из Новгорода адресует Вам следующий вопрос: Сохранится ли в механизме передачи лесных участков в аренду, даже через аукционы, возможность обременять договоры аренды различными условиями, в интересах людей, проживающих на данной территории?
- Я вам скажу, что мы не сторонники этой технологии. Сегодня есть возможность очень дешево арендовать участки леса в регионах России, раньше эту аренду передавали, устанавливали субъекты Федераций. В итоге при передаче государственных лесных ресурсов по низкой цене назывались обременительные условия, например построить дорогу, отремонтировать школу, закупить машины и т. д. То есть практиковалась нецивилизованная форма. Так быть не должно. Лесопользователь, как любой промышленник, должен заплатить свои налоги, возместить свои обязательства перед бюджетом - и после этого пускай деньги используются по назначению. А это больше смахивало на какие-то иные вещи. Мы видели, как в преддверии предвыборных кампаний давили на лесопользователя именно с этой позиции. Мы противники таких подходов. Мы считаем, что должен быть аукционный метод, предварительный отбор компаний, имеющих определенную историю, которые занимаются вырубкой леса с приоритетом глубокой переработки, которые уже зарекомендовали себя с положительной стороны. Ценовой вопрос должен быть решен, и деньги, которые заплатит лесопользователь, должны служить в том числе и интересам населения.
- Есть еще несколько вопросов, поступивших в письменном виде от средств массовой информации. Первый из них от газеты 'Коммерсант'. На встрече с В.В. Путиным во вторник Юрий Трутнев заявил, что Министерство природных ресурсов начало использовать программу, позволяющую зафиксировать незаконную вырубку леса из космоса. Были выявлены нарушения. Где конкретно и какие санкции были применены к нарушителям? Если можно, расскажите подробнее об этой программе.
- На самом деле, проблема нелегальных рубок и всего, что происходит негативного в лесном хозяйстве, - это важнейшая задача для нашего агентства. Мы не изобрели ничего нового, мы просто применили то, что сегодня есть и используется не только в нашей, но и в других отраслях. В частности, мы использовали космический мониторинг и провели обследования определенных лесных территорий. С помощью космоса и космической аппаратуры мы выявляем сегодня соответствие площадок по разработкам, которые разрешены, тому, что фактически происходит в лесу. И эта документация позволяет очень точно выявить расхождения. Мы создаем 5 центров на территории России. Эти центры будут обслуживать и контролировать 80 млн. га. Это зоны активного лесопользования. В этих центрах мы создаем авиационные подразделения, заготавливаем и получаем специальную аппаратуру, проводим цифровую фотосъемку. Мы могли бы и готовы Вам продемонстрировать качество и результативность этой съемки, которую проводили в Красноярском крае и в Иркутской области, где были конкретно вынесены решения, в том числе и административные, связанные с дальнейшей работой отдельных работников лесного хозяйства и с выставлением штрафов лесопользователям. Документация по оценке ситуации в лесном хозяйстве практически бесспорная - ее примут любые судебные органы. И думаю, что результаты здесь будут достаточные. Но это только одна составляющая. А нам предстоит решить и вторую часть проблемы - вопросы транспортировки лесных ресурсов. И вот здесь совместно с органами МВД России, таможенными и другими органами нам предстоит большая работа. Мы сейчас реализуем пилотный проект с помощью наших коллег из Всемирного банка по маркированию лесной продукции для того, чтобы можно было в любой точке уточнить, что это за лес и его происхождение. Мы апробировали систему электронной биржи, где можно зафиксировать происхождение любого лесного ресурса через лесорубочный билет, который заводится в единую базу данных. Мы считаем, что эта модель должна получить распространение в России. В любой точке сегодня с помощью наших маркировок можно уточнить, где именно и откуда взят этот лес. И третий блок вопросов. Конечно, надо сегодня заниматься и тем, кто принимает, скажем, ворованный лес. Потому что можно охранять весь лесной ресурс, 2/3 территории России поставить под ружье, но сегодня нужно сделать так, чтобы не принимали лес с неизвестным происхождением. К сожалению, такие данные у нас есть. В отдельных регионах мы видим сегодня незаконные лесопилки, незаконные участки по переработке, которые принимают этот лес, меняют ему лицо и статус, превращают его в другую продукцию и с этими легальными документами начинают действовать на российском рынке. Вот такую операцию, такую компанию необходимо проводить с налоговыми органами и органами МВД. Наш министр доложил Президенту России результаты космического мониторинга, и уточнил, что в этом году до 50 млн. га будет поставлено под контроль именно этой системой. В 2006-м все 80 млн. га будут проходить такое специальное обследование, получать специальное заключение. Это очень эффективная технология, позволяющая определить, что происходит на наших лесных участках. Так что мы готовы уже в феврале продемонстрировать результаты обследования следующей территории. Называть ее не буду, потому что это должно быть сюрпризом для всех, в том числе и для тех, кого проверяем.
- Вопрос от РИА 'Новости'. Сохраняется ли в новом варианте Лесного кодекса 'разрешительное' право на рубку леса, так называемый 'порубочный' билет? Если нет, то каков новый вариант этого права?
- Вопрос очень хороший. Это тот спорный момент, который существует по сей день и до конца еще не отрегулирован. Лесорубочный билет - это традиция. Лесорубочный билет, это своеобразный пропуск в лес и разрешение на все законные виды операций. В новом Лесном кодексе есть декларация, то есть добровольный принцип: лесопользователь декларирует свои намерения и представляет в определенные сроки то, что он сделал. Мы еще не привыкли к такой свободной, демократической форме, когда честный лесопользователь откровенно нам говорит, что он сделал, и потом мы идем по его следу. Я думаю, что этот вопрос требует обсуждения, потому что проблем в лесном хозяйстве, безусловно, достаточно. В рамках борьбы с нелегальными рубками нужно учитывать особенности этой разрешительной системы с одним условием - лесорубочный билет или декларация. Но пока в Лесном кодексе именно декларация, добровольная декларация.
- Баринова Ирина из Самары задает вопрос, который интересует всех: Насколько известно, изначально в проекте Лесного кодекса были нечетко прописаны те положения, при которых в частный лес могли не пускать граждан. Это как-то будет изменено?
- И в старом кодексе, и в новом кодексе тем более - это все прописано и слегка даже усилено. Но у нас всегда страдает не закон, а его реализация. Записано: 'Свободный доступ на лесные участки', и ограждение этого участка должно быть таким, которое позволяет обеспечить свободный проход. У нас клиент, предположим, нарушает эти законы. И дальше к этому человеку или к этой организации применяются очень слабые меры для обеспечения законом установленного требования. Вот это мы и видим, в том числе на примере Московской области, где сейчас идут постоянные проверки, выявляются нарушения. И вы видите, как болезненно все это воспринимают - ':причем здесь закон, я сделал хорошее дело, выстроил прекрасный забор, вычистил всю территорию, а то, что люди сюда не попадают, - это дело второе'. Поэтому нашу общественность, которая получила в доступность лесные ресурсы и какие-то площади, надо привести в чувство. Я считаю, что нам нужно заниматься реализацией закона, который у нас есть. Закон этот жесткий и правильный, и органы для реализации этого закона тоже есть.
- Спасибо большое, Валерий Павлович! Мне кажется, мы охватили достаточно широкий спектр вопросов нашей интернет-аудитории. Но у нас в зале присутствуют представители средств массовой информации, и, может быть, у них есть вопросы.
Радиостанция 'Маяк', Светлана Кишкина:
У меня вопрос в дополнение про космические технологии, которые позволяют следить за состоянием леса, за вырубкой. Не могли бы Вы назвать какую-то цифру за прошлый год, или лучше на начало этого года, оределяющую ущерб, который наносят незаконные вырубки? И, например, что благодаря этой космической программе может быть прекращено, какой будет эффект? Спасибо.
- По нашим данным, сегодня нелегальные рубки леса в России превышают 10%. Но цифры эти колеблются. Общественные организации приводят цифры в несколько раз выше. Объем нелегальных рубок в России растет, и он превышает сегодня 5 млрд. рублей - это только в рублевом эквиваленте. Поэтому цена этого вопроса всем понятна и известна. Кроме того, происхождение такого лесного ресурса влечет за собой демпинговые цены, подрыв экономики, рынка. Поэтому здесь идет борьба. Мы проводили в 2004 г. пробные операции, связанные с обкаткой этой технологии. А вот в этом году, хочу подчеркнуть, совместный космический мониторинг, авиационный мониторинг пройдут обследования до 40 миллионов гектар зоны активного лесопользования. Основная зона активного лесопользования (я не буду называть области) - это Северо-Западная часть, Дальневосточная часть и Сибирь. Вот эти регионы, 40 миллионов гектар, пройдут обследование. Результат удовлетворительный. Мы выявляем наиболее крупные дефекты этой работы. Кроме нелегальных рубок, космический мониторинг в совокупности с авиационным позволяет оценить и повреждения лесов от вредителей, выявить экологические нарушения, которые достаточно хорошо видны, а также последствия лесных пожаров - проблема, которой мы тоже занимаемся.
- Газета 'Бизнес', Алан Хрумов: Валерий Павлович, у меня два вопроса. Первый вопрос касается ваших высказываний о том, что передача лесов в частную собственность будет по-прежнему выведена в отдельный закон. Этот закон уже действует или он только готовится? И второй вопрос. На кого по новому Лесному кодексу будет возложено строительство дорог в труднодоступных местах? Спасибо.
- Нет, этот вопрос Лесной кодекс сегодня не регулирует. Там есть одна фраза и ссылка, что вопросы оборота земель лесного фонда должны регулироваться отдельным законом. Этого закона в настоящее время нет. Строительство лесных дорог - очень больная тема. У нас доступность лесных ресурсов крайне низкая. Мы всегда приводим цифры и говорим, что каждый километр лесной дороги дает доступность и ежегодно может поставить на рынок до 10 000 кубов леса. Это важнейшая составляющая. Мы готовим программу по строительству ежегодно в России до 3000 км дорог, и ее необходимо исполнять. Мы готовим и обкатываем Программу с участием субъектов Федерации, заинтересованных в этих дорогах, а также при участии коммерческих структур, в частности такую программу мы сейчас отрабатываем с Внешторгбанком. Там есть очень интересные предложения и бизнес-проекты. В том числе с участием государства. Участие таких трех источников, мне кажется, позволит решить финансовую основу данной задачи. Но дороги нужно строить. Потому что доступность лесных ресурсов обеспечивается сегодня только порядка на 300 млн. гектар. Это и есть экономически выгодные леса. И в них сегодня доступность, как вы видите, составляет около 100 млн. гектар. На территории России 1 млрд. 162 млн. лесных земель. Поэтому доступность лесов крайне низкая. И расчет на лесосеки в целом по стране достигает сегодня только 7% от возможного объема. Это очень низкий показатель. Мы отстаем. Посмотрите карту Финляндии - там паутина дорог. Великолепная доступность, даже к своим лесам. И напротив стоит Карелия, Северо-Запад, где практически нет дорог. Дороги - это экономика. И ими надо заниматься и государству, и субъекту, и бизнесу. Вот такую программу мы думаем реализовывать и осуществить.
- Радиостанция 'Маяк', Светлана Кишкина: Если позволите, еще один вопрос про частный лес. Вы говорите, что, несмотря на то, что в законе прописаны нормы о том, что нужно пускать людей на территорию частного леса, такие нарушения есть. Так вот какие они, и как их много? Вы говорите, что с ними нужно бороться. Как часто люди нарушают эти нормы?
- В частности, в Московской области выявлено 176 случаев, где нарушены правила доступа населения на эти участки. Таких случаев много. Поэтому здесь хочу еще раз подчеркнуть, что административное влияние, связанное с правоприменением, должно быть очень сильным. Кстати, на примере Московской области видно, что прокуратура Московской области является мощным сторонником соблюдения законов на территории лесного фонда этой области.
- Радиостанция 'Маяк', Светлана Кишкина: Что касается вот этих нарушений, какого плана эти нарушения - строят заборы, собаку сажают на цепь? И куда людям нужно обращаться, если есть такие нарушения? И вот Вы говорите 176 случаев, а сколько всего таких владельцев по Московской области?
- Конечно, их много. Например, 9400 дел за 10 лет выведено из лесного фонда. Там может быть один владелец, а может быть 21 владелец, расположенных и действующих на этих участках. Кто-то из них один нарушил, а 20 живут нормально, но этот один в этом участке отметился и все. Мы говорим о том, какие нарушения выявлены. В случае нарушения люди могут обратиться в территориальное агентство лесного хозяйства вполне официально, и необязательно являться лично. Лучше обратиться в службу надзора, отвечающую за данные вопросы. Но так как это далеко, то ближайший Лесхоз - это первый орган, который обязан отреагировать на данную ситуацию.
- Радиостанция 'Маяк', Светлана Кишкина: Я хотела бы все-таки уточнить. Могли бы Вы привести пример, какие чаще всего нарушения бывают?
- Чаще всего нарушения, если говорить об арендованных участках, - это ограждение этих участков, не отвечающее законодательным требованиям: высота забора, сплошной забор, закрытие проходов, из-за чего человек не может сегодня посетить этот участок или пройти через эту зону, то есть ограничения возможности посещения человека. Вторая зона - это большие нарушения, связанные с заходом в защитные зоны (т. е. водоохранные зоны), когда не просто захватывают территорию, но и проводят туда ограждающие конструкции, заборы и т. д. Безусловно, работа на самих участках, когда за забором лесопользователь проводит под видом санитарных работ какие-то рубки, уничтожая этим леса, т. е. он нарушает почвенный покров, нарушает то, что законодательно запрещено. Это основные нарушения, которые сегодня существуют.
- Спасибо большое. Если нет вопросов, остается поблагодарить Валерия Павловича за интереснейшие ответы на вопросы от имени всех присутствующих, от имени интернет-аудитории, от имени компании 'Гарант'. На наш взгляд тема последних изменений в лесном законодательстве, проект новой редакции Лесного кодекса стала более понятна для нашей аудитории. И мы надеемся, что все это послужит на благо лесам нашей страны. Спасибо большое.
- Спасибо. Следите за работой Государственной Думы.
Гарант
В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство"