Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Создание федерального реестра параметрических и поисково-разведочных буровых скважин

 

Выступление на совещании-семинаре 15 мая 2003 г.

Настало время разобраться с тем, как в отрасли используются элементы имущественного комплекса, созданного в прошлые годы за счет государственных средств. Сегодня в центре внимания Министерства природных ресурсов находятся тысячи поисково-разведочных скважин на нефть и газ, пробуренных на бюджетные деньги.

К сожалению, это имущество, созданное трудом многих поколений геологов, в настоящее время остается без должного внимания и контроля со стороны государственных органов власти.

В этой проблеме есть множество различных аспектов, которые относятся в основном к компетенции нашего министерства.

Первый из этих аспектов связан с экологической безопасностью. Это особенно актуально для скважин глубокого бурения, да и для всех многочисленных ранее законсервированных скважин. Нередки случаи, когда брошенные, "бесхозные" скважины фонтанируют и газопроявляют, нанося существенный урон окружающей среде. Что при этом получается? Наша Геологическая служба в свое время скважину пробурила. А теперь наши экологи и наши контролеры бьют тревогу по поводу экологического ущерба. Получается, что с проблемами на стыке геологии и экологии мы не можем разобраться даже внутри министерства!! Так дело не пойдет!

Второй аспект относится к балансовому имуществу и налогам.

Некоторые "бесхозные" скважины, не имеющие балансодержателя, зачастую продолжают "жизнь после смерти". То есть номинально их как бы нет, хотя формально они числятся по распределенному фонду недр, а добыча углеводородного сырья идет полным ходом. Недропользователь вроде бы законный, имеет лицензию на участок по месту расположения скважины. Только налогов не платит, да и конкретных лицензионных обязательств по отношению к этой "безымянной" скважине не имеет. Насколько нам известно, по большинству таких случаев не били тревогу ни местные власти, ни наши территориальные органы.

Наконец, третий аспект относится к законсервированным скважинам, находящимся в нераспределенном фонде недр. При отсутствии балансодержателя нет юридического лица, к которому можно предъявить претензии в части их технического состояния.

Здесь острая альтернатива: что выгоднее для государства — изыскивать средства на ликвидацию конкретной скважины либо пойти на возобновление ее промышленной эксплуатации. Очевидных решений нет; в каждом конкретном случае — свои ответы, исходя из экономики, экологии, местных условий по добыче и сбыту.

Я перечислил три главных аспекта этой проблемы; но в жизни их гораздо больше. Для того чтобы найти верные решения по всем этим направлениям, нужно для начала знать, на каком свете мы находимся. Отсюда конкретная задача на сегодня и завтра: создать федеральный реестр параметрических и поисково-разведочных буровых скважин. Разумеется, для этого необходимо: провести инвентаризацию фонда поисково-разведочных буровых скважин, предусматривающую сбор максимального объема информации по геологическим показателям и показателям имущественной принадлежности; выявить "бесхозные" скважины, не имеющие балансодержателя; выявить скважины, находящиеся в федеральной собственности, но числящиеся на балансе акционерных компаний; разработать форму паспорта скважины и классификатор фонда буровых скважин, предусматривающие обязательное присвоение каждой скважине индивидуального идентификационного номера; организовать ведение федерального реестра на современном информационно-технологическом уровне, что позволит провести глубокий анализ результатов инвентаризации и решать конкретные фактические задачи, в том числе по ликвидации скважин либо продолжения их эксплуатации на тех или иных специальных экономических условиях.

Полагаю, что это важная государственная задача, которая должна быть в центре внимания наших государственных служб. Не могу не отметить, что наши геологи, экологи, государственные контролеры долгое время не придавали этой задаче должного значения. Заслуга в постановке этой задачи и поиске подходов к ее решению принадлежит Департаменту государственного имущества. За это большое дело хотел бы поблагодарить руководителя этого департамента Л.В. Асратяна и заместителя руководителя Г.В. Овечкину.

 

30.08.2003
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА