Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"О товарах и услугах общеэкономического значения"

Интернет-конференция руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова в компании Гарант


В настоящее время Федеральная служба по тарифам России начала работу над концепцией законопроекта "О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них", который направлен на совершенствование системы государственного регулирования и институциональной среды в условиях структурных реформ естественных монополий.
Для развития в России высококачественных услуг инфраструктурных отраслей, часть из которых находится в состоянии естественно-монопольного рынка, а часть в состоянии перехода к конкурентному рынку, представляется актуальным рассмотреть вопрос об изменении принципов регулирования деятельности субъектов естественных монополий и переходе к регулированию отношений по предоставлению товаров и услуг общеэкономического значения.
В новых условиях государство должно максимально сократить сферы прямого ценового регулирования, сделав упор на более мягких и гибких инструментах и методах регулирования (воздействия), не нарушающих принципов рыночной экономики и стимулирующих развитие конкуренции.
Сегодня мы попросили Сергея Геннадьевича Новикова ответить на вопросы интернет-аудитории, касающиеся актуальных проблем тарифного регулирования в Российской Федерации, а также законопроекта "О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них" и основных направлений совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере.

- Сергей Геннадьевич, какие цели преследовали разработчики законопроекта при его создании?

- Этот вопрос очень короткий и очень простой, но на самом деле он очень емкий. Я постараюсь ответить на него достаточно коротко. Мы сейчас находимся на этапе обсуждения концепции указанного законопроекта. И в рамках обсуждения концепции есть отдельная целевая установка, отдельная цель - это договориться, определить тот понятийный ряд, тот язык, который соответствует как текущей ситуации, так и задачам сегодняшнего дня, если говорить о государственном регулировании в целом. Если говорить о будущем, то это модификация действующего законодательства, имея в виду появление таких инструментов и такой методологии, которая в большей степени предполагает соответствие регуляторных процедур целям развития, появление и расширение более мягких инструментов и способов государственного регулирования и появление нового аспекта, в каком-то смысле социального аспекта, это защита или учет интересов потребителей при осуществлении регуляторных процедур.

- Концепция предполагает отмену закона "О естественных монополиях", меняет сферу действия законов "Об электроэнергетике", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об основах государственного регулирования цен в организациях жилищно-коммунального хозяйства", "О связи". Какие дополнительные изменения предполагается внести в другие нормативные акты?

- Я бы все-таки уточнил вопрос, поскольку концепция не предполагает изменения сфер действия законов об электроэнергетике, о связи или о газоснабжении. То есть сферы действия отраслевых законов останутся неизменными. Закон об электроэнергетике будет учитывать отраслевые особенности и специфику электроэнергетики. Закон о тарифах организаций коммунального комплекса - соответственно, отраслевую специфику предприятий жилищно-коммунального комплекса. Аналогичный ответ и по поводу закона о газоснабжении, и по поводу закона о связи. Если говорить о содержании, имея в виду, какие изменения и дополнения предполагается внести, то хотел бы сказать следующее. В целом мы свою работу на сегодняшний день, скажем так, разбили на две составляющие. Первое направление деятельности - это внесение изменений в действующее законодательство, которое позволяет, с одной стороны, закрыть те правовые пробелы, которые существуют на сегодняшний день. И второе - создать базу и предпосылки для развития этого законодательства, для принятия нового закона. Вот в этой части в прошлом году, в течение всего прошлого года, в результате большой работы с органами власти субъектов РФ, с соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами был подготовлен целый пакет изменений. Эти изменения были приняты Госдумой, подписаны Президентом РФ, и в рамках федеральных законов 184-ФЗ и 199-ФЗ с 1 января текущего года вступили в силу. Это изменения в закон о тарифах организации коммунального комплекса, это изменения в закон о госрегулировании тарифов на электрическую, тепловую энергию, это изменения в закон о естественных монополиях, это изменения в Жилищный кодекс, это изменения в Кодекс об административных правонарушениях. По нашему мнению, вот эти небольшие правильные системные изменения в действующее законодательство в рамках подготовки дополнительных регулятивных инструментов на законодательном уровне являются крайне важными.

- Сергей Геннадьевич, в концепции говорится о замене прямого тарифного регулирования на косвенное. Что это означает?

- На сегодняшний день у нас, к сожалению, ситуация такова, что существует достаточно жесткое, прямое, скажем так, административное целевое регулирование. И отсутствует целый спектр, целый набор более мягких, более гибких инструментов и методик, с помощью которых государство могло бы воздействовать на субъекты естественных монополий, на структурные организации, не только контролируя таким образом или ограничивая их деятельность, но и стимулируя их развитие. Соответственно, альтернативой прямому директивному ценообразованию, директивному установлению конкретной цены за конкретный товар или услугу может быть предельное ценообразование, когда у субъекта естественной монополии, у поставщика появляется право предоставлять скидки либо определять цену товара или услуги в зависимости или с учетом как потребительских свойств, так и реальной конъюнктуры на рынке, например в календарной разбивке. Это более гибкие методы ценообразования, связанные с установлением цен на основании лучших стандартов в отрасли, и целый набор других, еще раз повторюсь, более мягких инструментов, но точно в большей степени соответствующих задачам развития, чем прямое директивное ценообразование.

- Вы ссылаетесь на европейский опыт создания надотраслевых регуляторов, но в Европе обсуждали такую возможность и отказались от нее. Вы считаете, что для России это приемлемый вариант?

- К сожалению, я не совсем понимаю вопрос. Вернее, мне кажется, что в самом вопросе существует некое смешение понятий того, что реально в Европе обсуждалось и что реально в Европе происходит, как устроена система регулирования в странах Евросоюза или США. В Европе обсуждалось другое - обсуждался наднациональный регулятор, обсуждалась идея наднационального регулятора, который бы обладал административными полномочиями и, соответственно, аналогом федеральной службы по тарифам в Европейском Союзе по отношению к странам-участницам Евросоюза. На определенном этапе (это дискуссия 2003 и 2004 гг.) решение о формальном создании такого рода регулятора было отложено. Это не означает, что все дискуссии по этому поводу прекратились, но такого решения пока нет. Если говорить о надотраслевых регуляторах, используя терминологию вопроса, то, как мне кажется, более корректно говорить о межотраслевых регуляторах, имея в виду, что один и тот же орган регулирования отвечает, регулирует несколько отраслей. И вот как раз такого рода примеры встречаются повсеместно. Например, в Германии с 2003 года действует межотраслевой регулятор - Федерально-сетевое агентство по электроэнергетике, газу, телекоммуникациям, по почте и железным дорогам. Телекоммуникации включают все виды связи. Во Франции - регулятор в области электроэнергетики, газа, коммунальных услуг. В Латвии - регулятор в области электроэнергетики, газа, электронных коммуникаций, почты, железнодорожного транспорта. В течение прошлого года произошел ряд таких системных изменений, и, кстати, в тех странах, которые недавно вступили в Евросоюз, а именно: регулирование ряда коммунальных услуг, в частности водоснабжение, было поднято на национальный уровень, то есть здесь как раз практика обратная. Точнее, не то чтобы обратная, а практика подтверждает то, что межотраслевой регулятор является абсолютно типичным явлением в странах Европейского Союза. Поэтому здесь, мне кажется, вопрос поставлен не совсем корректно.

- Как Вы считаете, не приведет ли регулирование цен и к товарному дефициту, снижению рентабельности бизнеса компаний?

- Я бы ответил на этот вопрос следующим образом: ни концепция законопроекта, ни то обсуждение, которое сейчас в этой связи началось, не говорит о том, что мы пытаемся или предполагаем расширить сферу прямого ценового регулирования. То есть те сегменты, те рынки, как в рамках товарных, так и географических границ, которые функционируют на конкурентных принципах, по нашему мнению, и должны функционировать на конкурентных принципах, на конкурентной основе. Другое дело, что, конечно, необходимо развивать целый ряд регуляторных инструментов у государства, но мы никогда не предполагали расширение сферы прямого ценового регулирования. Если говорить о сфере естественных монополий в соответствии с той терминологией, с тем понятийным рядом, которые приняты в законе о естественных монополиях, то мы предполагаем, что в том или ином виде ценовое регулирование сохранится, при этом сохранится достаточно долго. И это подтверждается практикой и западноевропейских, и американских регуляторов. Другое дело, что мы хотели бы уйти от директивного ценообразования и в рамках обсуждения концепции законопроекта предложить обсудить и принять те основные базовые инструменты, которые должны быть у государственного регулятора при регулировании рынка естественномонопольных услуг, рынка услуг общеэкономического значения, или рынка инфраструктурных услуг.

- Предполагается, что органы исполнительной власти будут утверждать "типовые формы договоров" с поставщиками услуг, а также следить за соответствием цены и качества товара и услуг "общеэкономического" значения. Объясните, каким образом это будет происходить?

- Этот вопрос связан с процедурами и действиями, точнее последовательностью действий, и реально является вопросом следующего этапа, когда те концептуальные положения, которые мы планируем дообсудить в самое ближайшее время, в течение 2-3 месяцев, должны быть переложены в конкретные тексты и в конкретные регламенты. Но я постараюсь на него ответить. Что имелось ввиду под "типовыми формами договоров" и с чем мы реально сталкиваемся сегодня, как потребители? Каждый гражданин, как потребитель, с этим сталкивается постоянно. Мы постоянно имеем примеры, когда поставщик реально инфраструктурной организации или организация, отнесенная к естественно-монопольным, навязывают нам, как потребителям, свои условия договора. При этом, либо включаются очень часто те услуги, которые мы не предполагали получать, либо делаются попытки обусловить наши с вами взаимодействия с поставщиком такого рода дополнительными, либо штрафными санкциями, либо дополнительными платежами, которые точно не связаны не только с качеством услуги, но напрямую дают преимущество одной стороне, а именно: поставщику во всех последующих спорах по вопросу поставки какого-либо ресурса, будь то энергетика, вода или что-то другое. При этом, как мы точно понимаем, практически нигде, ни в одном договоре вы не увидите взаимоувязки между качеством поставляемой услуги и его ценой. Более того, к сожалению, на сегодняшний день вот этот фактор качества не учитывается органами регулирования при определении цены на соответствующий товар или услугу, когда мы начинаем обсуждать те решения, которые должны быть приняты по конкретному субъекту естественной монополии, и, как правило, которые вступают в силу с начала следующего года. Еще раз повторюсь. Вы не увидите, как правило, ни в одном договоре качественных показателей, которые влияли бы на стоимость этой услуги. Вы платите за отопление, но реально вы платите одну и туже сумму вне зависимости от того, какой температуры у вас батареи - 30 градусов, 40 градусов или 60. Вот один из примеров. И второе, вы, к сожалению, не увидите тех инструментов, которые есть у регуляторов, которые позволяли бы эти качественные параметры учитывать при регулировании на соответствующий период. Поэтому мы полагаем, и это опять же соответствует мировой практике, что "типовые формы договоров" между поставщиком услуги общеэкономического значения и потребителем должны быть утверждены с определенными, скажем так, стандартными блоками, и полномочия и права потребителя должны быть расширены.

- Не понятно, будет ли четко обозначен предел, насколько государство может и должно регулировать тарифы?

- Я дам ответ на этот вопрос в несколько другом ключе. Дело в том, что мы двигаемся к рынку, мы реально создаем рынки там, где еще вчера их не было. И если, например, говорить о пока еще естественной монопольной сфере деятельности по предоставлению услуг связи, то фактически в этом году в Росси реально будет создан рынок по предоставлению услуг междугородней телефонной связи, когда монополия Ростелекома будет нарушена. Поэтому все-таки вопрос, насколько государство может и должно регулировать тарифы, я бы заменил другим вопросом: насколько государство может и должно двигаться там, где это возможно, к созданию и построению рыночных отношений и насколько государство может и должно регулировать рынки? На оба эти вопроса ответ однозначный: "да". Более того, скажу, что, и это опять же подтверждает практика всех развитых стран, к которым и мы относимся, государственное регулирование в условиях рынка является более жестким, чем государственное ценовое регулирование. Жестким, потому что оно предполагает целый ряд поведенческих условий поставщиков. Поэтому, если говорить в общем, государственное регулирование при движении к рынку будет усиливаться. Это подтверждается практикой всех развитых стран, но это означает и обратное, что будет снижаться жесткость прямого ценового регулирования, вплоть до его полной отмены.

- Каким образом государство может регулировать тарифы монополистов? Будет ли в законопроекте "О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них" прописано, как регулировать цены на бензин? Каким образом будет происходить регулирование цен на лекарственные средства исходя из стандарта качества, если учесть, что на рынке лекарств очень много подделок?

- Ситуация следующая. Все предыдущие обсуждения, проходившие в течение прошлого года в рамках подготовки изменения в действующее законодательство с субъектами естественных монополий, с ведомствами и органами регулирования субъектов Российской Федерации. И те обсуждения, которые проходили уже в рамках обсуждения проекта концепции законопроекта "Об услугах общеэкономического значения" в Центре стратегических разработок, в Торгово-промышленной палате, показали: на сегодняшний день нет ни одного предложения, которое бы расширяло сферу прямого ценового регулирования. Поэтому на вопрос о том, будет ли или предполагается ли расширение сферы прямого ценового регулирования на нефть или нефтепродукты, я отвечу, что на сегодняшний день нет. Законопроект это не предполагает, и мы не предлагаем и не предлагали. Более того, еще раз повторюсь, не было ни одного такого предложения. Поэтому я бы ответ на этот вопрос разделил опять же на две части, имеющие отношение к разным типам рынков. Есть конкурентный рынок. В определенном смысле рынок нефтепродуктов является конкурентным, хотя локально он может характеризоваться достаточно высокой степенью монополизации. В пределах Российской Федерации он точно является конкурентным. И здесь мы не предполагаем введения прямых ценовых инструментов. Мы полагали бы, что регулирование этого рынка должно идти в рамках действующей модифицированной системы антимонопольного регулирования. Этот ответ достаточно универсален в случае, если обнаруживается доминирование соответствующих организаций, будь то нефть, нефтепродукты, поставки продуктов питания, лекарств или чего-то другого. Если мы говорим о ценах или об услугах организаций, предприятий, которые относятся к естественному монопольному сектору, то регулирование на сегодняшний день, в том числе прямое ценового регулирование, создание инструментов более гибкого регулирования будет достаточно долго, в достаточно большом календарном горизонте. То есть это процесс не одного года. И здесь главная задача - совершенствование инструментария с целью максимального учета интересов потребителя и переход от регулирования субъекта естественной монополии к регулированию отношений, которые возникают между поставщиком этой услуги, между субъектом естественной монополии и потребителем этой услуги.

- Каковы, на Ваш взгляд, наиболее существенные недостатки действующего закона о естественных монополиях?

- Я частично уже ответил на этот вопрос, но он действительно важный, поэтому немного повторюсь. Первое: регулирование субъектов естественных монополий и, собственно, сам законопроект имеют достаточно сильные стороны, поскольку с учетом тех изменений, которые были внесены в действующее законодательство в прошлом году, формируется довольно широкий набор инструментов и довольно широкий спектр воздействия на конкретную организацию, отнесенную к субъектам естественных монополий. С другой стороны, эти сильные стороны являются одновременно и слабыми сторонами этого закона, поскольку он не предусматривает регулирование отношений, которые возникают между поставщиком естественномонопольной услуги или товара и потребителем этой услуги. Он напрямую не предполагает учет целого ряда качественных параметров. Он напрямую не предполагает учет социального аспекта, скажем так, при регулировании, а именно: учет факторов, связанных помимо качества с надежностью, с безопасностью, с непрерывностью поставки или снабжения. Не предполагает напрямую универсальность этой услуги и доступность ее для конкретного потребителя. Второе: этот закон, к сожалению, нечетко определяет необходимость и возможность более точного определения регулятивных инструментов в переходный период, в условиях, когда идут реальные реформы естественных монополий, в том числе с выделением конкурентных или потенциально конкурентных секторов.

- В настоящее время пока только существует и обсуждается концепция федерального закона "О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них". Как Вы предполагаете, сколько времени понадобится, чтобы этот закон был принят? Какое отношение общественности и органов власти к этой концепции?

- Здесь два вопроса, поэтому отвечаю последовательно. По срокам: я думаю, что мы закончим основные обсуждения концептуального характера в ближайшие два месяца, что соответствует тем нашим внутренним планам, которые есть на сегодняшний день. Так, основной текст этого закона будет готов к концу года. Если говорить о том, когда этот закон может быть принят, это вопрос более сложный. Мы думаем, что это не произойдет очень быстро, но, с другой стороны, также понимаем, что принятие такого рода законов с учетом обсуждения длится, как правило, полтора-два года.
Второй вопрос - отношение к этой концепции со стороны общественности и органов власти неоднозначное. При обсуждении этого законопроекта может произойти расширение сфер, где появится государственное вмешательство, или государственное регулирование, если говорить более точно. А на сегодняшний день там это присутствие в том или в другом виде отсутствует. Есть целый ряд людей, принимающих участие в обсуждении, которые высказывают другие опасения. Сейчас не предполагается расширить сферы регулирования, а значит, не регулировать цены на нефтепродукты, сахар или еще что-то. В общем, этот законопроект такого рода людям, принимающим участие в обсуждении, интересным не является, поскольку это не их сегодняшние запросы. И они как раз наоборот хотели бы, чтобы в рамках обсуждения этого законопроекта были обсуждены, возможно, новые инструменты регулирования и тех рынков, которые не относятся сегодня к компетенции Федеральной службы по тарифам. Есть другая категория обсуждающих, и на сегодняшний день могу сказать, что представители министерств и ведомств и экспертного сообщества, пожалуй, все-таки считают, что обсуждение на сегодняшний день точно нужно, необходима выработка другого языка, другого понятийного ряда, необходима модификация действующего законодательства. Это нужно проводить, внося изменения в уже действующие законы, так и готовить новый законопроект к принятию. Поскольку преобразования в Российской Федерации, которые производятся в рамках тех реформ, которые производятся в естественномонопольных сферах, реально подошли к тому рубежу, когда, с одной стороны, необходимо создавать новые инструменты по регулированию, имея в виду законодательство, и обсуждать вопросы построения регуляторов рынков, а не только регуляторов цен.

- Концепция предполагает распространить модель регулирования за пределы естественных монополий, но это может привести к опасным результатам. Как будет решаться вопрос конкуренции на рынке, она может исчезнуть? Мы живем в государстве с рыночной экономикой. Для чего вообще нужно государственное регулирование тарифов и цен?

- Я уже частично отвечал на эти вопросы. Постараюсь сформулировать эти части ответов в виде прямых ответов на заданные вопросы. Концепция не предполагает распространение регулирования за пределы естественных монополий. Я уже говорил об этом, и часть аудитории считает, что это хорошо, часть аудитории или часть людей, принимающих участие в обсуждении, считает, что это хорошо, другая часть считает, что это не совсем правильно. Почему могут возникать опасения такого рода? В первых вариантах концепции мы упоминали целый ряд законов, регулирующих отношения в сферах, не относящихся к естественномонопольным. В частности, вопросы, связанные с рынком зерна, с регулированием, связанным с выполнением государственного оборонного заказа, или с тем, что имеет отношение к лекарственным средствам. Я еще раз повторюсь, мне кажется, что, наверное, уже сейчас одним из итогов обсуждения проекта концепции можно считать, что то, что относится к гособоронзаказу, и, например, то, что относится к лекарствам, к зерну, нужно выносить за рамки обсуждения этой концепции. И обсуждать концепцию этого закона только применительно к естественным монополиям. То есть к тем организациям, которые, если говорить об отраслях, предоставляют услуги газо-, электро- и теплоснабжения. Услуги, относящиеся к железнодорожным перевозкам, их инфраструктурная составляющая, водоснабжение и все то, что имеет отношение к естественномонопольным сферам деятельности. Если говорить о второй части, то природорегулирование носит несколько другой характер. Государство платит деньги за изготовление вооружения, военной техники, государство платит деньги за те лекарственные средства, которые бесплатно предоставляются льготникам в рамках программы обеспечения определенной категории граждан. Государство закупает зерно в оперативный фонд и продает его. Во всех этих случаях государство, сейчас неважно, федеральный это бюджет или бюджет субъектов РФ, тратит свои средства на закупку какой-то услуги или товара. В данном случае государство имеет право для себя формировать те правила, на основании которых такого рода деятельность будет осуществляться. И скажу, что в рамках существующих у нас регулятивных полномочий и в целом по системе такого рода закупок на сегодняшний день произошли серьезные изменения. В частности, вступил в силу с 1 января новый закон о госзакупках. И полномочия, которые сегодня есть в ценовой сфере у федеральных органов исполнительной власти, несколько изменились. То есть появилась конкурсность, но необходимо обоснование начальной цены конкурса. Закупка того же зерна в оперативный резерв, но вот по такой цене, по которой себе государство может позволить. Еще раз повторюсь, что одним из результатов этого обсуждения, которое есть на сегодняшний день, уже можно считать то, что относится к естественномонопольным сферам деятельности, ну, говорю на том языке, который принят на сегодняшний день, нужно и можно обсуждать в рамках обсуждения этой концепции. То, что относится к эффективности расходования государственных средств, связанных с обеспечением функций по обороноспособности или функций социальной направленности. Это тоже нужно обсуждать, но это другая тема, напрямую не связанная с обсуждаемой концепцией.

- Почему в течение многих лет не решается вопрос об унификации внутренних и экспортных железнодорожных тарифов по сухопутным погранпереходам?

- Хороший вопрос. Видимо, человек действительно знает особенности прейскуранта 10-01, который на сегодняшний день является тем основным и фактически единственным документом, который регулирует тарифообразование на грузовые железнодорожные перевозки. Уважаемые коллеги, так исторически сложилось, что та разработка, та редакция прейскуранта, который был принят в 2003 году, остановилась на определенном этапе. И второй этап начался реально только в конце прошлого года. У нас действительно существует серьезная разница между тарифами, которые действуют на грузовые железнодорожные перевозки в направлении сухопутных погранпереходов, они выше в разы, чем в направлении морских портов. И выше, чем для перевозок внутри Российской Федерации. В настоящее время мы уже начали этап унификации сближения тарифных ставок. В прошлом году было принято решение по унификации ставок, тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по углю. К сожалению, процесс этот достаточно болезненный. Ясно, что в случае, если тарифы повышаются, как, например, в случае перевозок в направлении морских портов, то появляются недовольные ассоциации и соответствующие работники этих морских портов. Если тарифы не повышаются в определенном направлении, то, соответственно, недовольны пользователи услуг, работающие по этим направлениям. Процесс унификации не быстрый и достаточно сложный. Этот процесс затрагивает интересы большинства отраслей. И эта унификация будет идти поэтапно, достаточно плавно в течение ближайших трех лет, что в целом соответствует обязательствам Российской Федерации при вступлении в ВТО.

- В какой степени предполагается регулировать тарифы на электроэнергию? Или конечным итогом реформы электроэнергетики будет полная либерализация цен?

- Частично ответ зависит от того, какого рода регулятивные инструменты будут созданы в самое ближайшее время - в течение этого и следующего года. Это первая часть ответа. Второе: по всем категориям потребителей, кроме категории населения, ответ - да, предполагается либерализация рынка электроэнергии, имея в виду уход от прямого директивного ценообразования. То есть уход от прямого установления цены на электроэнергию для этих категорий потребителей на развитие регулятивных инструментов, как на оптовом рынке, так и на розничном рынке, которые бы действительно создали регулирование рынка, препятствовали необоснованному повышению цен сговором. Но это, еще раз повторюсь, создание регулятора и создание регулирования рынка. Если отвечать на этот вопрос по отношению к населению, то здесь ситуация более комплексная. В том смысле, что, безусловно, сохранится поддержка со стороны государства льготных, малоимущих категорий потребителей. Но, вполне возможно, с учетом не снижения цены товара для этой категории потребителей, а с учетом соответствующих выплат денежного характера, которые будут поступать на самом деле и уже поступают в рамках действующей системы адресных субсидий по определенным категориям потребителей. Но этот вопрос в настоящее время в целом обсуждается.

- Каковы условия формирования прогноза розничных цен на природный газ?

- На сегодняшний день процедура планирования выглядит следующим образом. В рамках прогноза социально-экономического развития Правительство РФ первый раз дает прогноз в марте, это основные параметры, уточненный прогноз - в июне и, как правило, в августе окончательно принимает прогноз социально-экономического развития на последующие три года. Соответственно, в августе 2005 года был принят прогноз на 2006 - 2008 годы. В конце марта нынешнего года начнется обсуждение прогноза на 2007 - 2009 годы. В рамках подготовки предложений к этому прогнозу обсуждаются основные параметры по изменению тарифов на услуги естественных монополий, включая и изменения оптовых цен на газ. Я подчеркну, оптовых цен, а не розничных. Дальше, в соответствии с действующим законодательством, исходя из тех решений, которые принимаются в рамках прогноза, мы принимаем решение уже по конкретным регионам, по конкретным субъектам РФ. Кроме этого, принимаются решения по тарифам на услуги газораспределительных организаций (крайгазов, межрайгазов, горгазов и т. д.). Также принимаются решения по тарифам, по стоимости снабженческо-сбытовых услуг. Это в основном компании, которые являются дочерними у межрегионгаза. И на основании всех этих решений формируется конечная цена, как для промышленности, так и для населения. При этом в соответствии с действующими полномочиями розничные цены для населения на сегодняшний день устанавливают своими решениями субъекты РФ.

- Последний вопрос касается отрасли связи. Существует ли в настоящее время установленный порядок ценообразования на услуги, предоставляемые федеральными государственно-унитарными предприятиями? В частности, существует ли установленный порядок ценообразования на услуги, предоставляемые ФГУП "Космическая связь" с использованием космических аппаратов связи, являющиеся собственностью РФ? Например, предоставление ресурса космических аппаратов связи РФ в пользование третьим лицам? Решением Федеральной службы по тарифам России от 24 марта 2000 года ФГУП "Космическая связь" внесено в реестр субъектов естественных монополий в области связей.

- На сегодняшний день в рамках наших полномочий по установлению тарифов по распространению общероссийских телерадиопрограмм есть два технологических сегмента - это космический сегмент и наземный сегмент. Самое большое юридическое лицо - это компания РТРС, которая владеет наземными передатчиками. Еще есть целый ряд более мелких региональных компаний, у которых имеются в собственности такого рода передатчики или трансляторы. Для тех предприятий, которые внесены в реестр субъектов естественных монополий, Федеральная служба по тарифам ежегодно принимает решение о тарифах на распространение общероссийских телевизионных и радиопрограмм. И в отношении ФГУП "Космическая связь" по космическому сегменту такого рода решения мы точно так же принимаем ежегодно.

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство"

в начало

07.03.2006
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА