Е.В. Новикова, д.ю.н., ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук
Своим выступлением на 3-й Международной научно-практической конференции "Проблемы правового регулирования недропользования и энергетики России и других стран СНГ" и, соответственно, настоящей статьей, подготовленной по ее итогам, мне хотелось доказать, почему нефтяному сообществу, имеющему интересы в Каспийском регионе, выгодно активно способствовать созданию и реализации правового механизма охраны окружающей среды, согласованного со всеми прикаспийскими государствами.
Положительным моментом на сегодня, имеющим серьезное значение, является подписание в ноябре 2003 г. в Тегеране Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря. Таким образом сделан первый шаг по координации совместных действий прикаспийских стран, выработке совместных обязательств по организации предотвращению загрязнения и контролю за состоянием окружающей среды.
Важно отметить, что, несмотря на рамочный характер, в Конвенции оговаривается необходимость создания конкретных механизмов совместного международного регулирования охраной окружающей среды, в частности:
- согласование подходов в экологическом нормировании;
- создание систем раннего оповещения;
- по вопросам оценки воздействия на окружающую среду;
- совместный мониторинг;
- совместные исследования по оценке экологического вреда;
- выработка принципиально таких важных для последующих переговоров правовых дефиниций, как сброс, загрязнение, промышленная авария и многое другое.
Очевидно, что подписанию такого документа предшествовала продолжительная подготовительная работа прежде всего сотрудников Министерства иностранных дел России, подчас, никому не известная, за что, пользуясь случаем, хочу выразить им свою благодарность.