К особо актуальным проблемам настоящего времени, несомненно, относится решение вопроса: на какой законодательно-правовой основе должен функционировать трубопроводный нефтегазовый транспорт — на той, что предлагает Договор Энергетической хартии, а также свод законодательных норм зарубежных партнеров по транзиту, или на той, что предлагает новый энергетический кодекс законов, основанный на сбалансированности интересов всех партнеров по транзиту?
Мировое сообщество уже давно озабочено сложными правовыми проблемами транзита вообще, а в последнее время — энергетического продукта в частности. В 1921 г. была подписана Барселонская конвенция о свободе транзита, провозгласившая бездискриминационный принцип при его осуществлении, а также применение взаимоприемлемых тарифов. В 1947 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле добавило к пятой статье положение о применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) к транзиту и освободило от таможенных пошлин транзитные товары. В 1991 г. 52 странами была подписана Европейская Энергетическая хартия, а в 1994 г. ее дополнил подписанный 49 странами Договор Энергетической хартии (ДЭХ). В ДЭХ были зафиксированы новые положения, обосновывающие особый, установленный для транзита режим, юридически обязательный для стран, подписавших этот документ.
Для России сейчас основным рынком по углеводородам является Европа, и в перспективе Европа останется одним из существенных рынков сбыта. Однако и в том и в другом случае российские производители нефте- и газопродуктов должны быть уверены, что либерализация энергетического рынка, к которой так стремится ЕС, не поставит Россию в дискриминационные условия, когда совместная договоренность европейских стран снизит цены на нефть и газ до критической точки и когда поставки на европейский рынок нефти и газа станут нерентабельными для российских производителей.