Значение стандартизации в международных нефтегазовых проектах (на примере Казахстана)
ENI активно участвует в разработке нефтегазовых месторождений Казахстана, и настоящая статья представляет опыт ENI в использовании международных стандартов в этом регионе.
Современное развитие международного рынка требует согласования стандартов между различными странами и компаниями на изготовляемое и используемое оборудование и предлагаемые услуги. Переход в этих условиях на единые международные стандарты рекомендательного характера является единственным и общепризнанным решением данной проблемы. Практическое значение участия стран СНГ и отечественных нефтяных компаний в разработке и использовании международных стандартов трудно переоценить. Уже сегодня имеются реальные проблемы, связанные со стандартизацией, как при работе отечественных компаний за рубежом, так и при реализации международных проектов на территории стран СНГ. Примером последнего может служить деятельность международных нефтяных компаний в Казахстане.
Основными особенностями развития нефтегазового региона Казахстана являются наличие крупных нефтегазовых месторождений в сложных условиях залегания. Разработка крупного морского месторождения (Кашаган) с повышенными требованиями к окружающей среде, разработка месторождений в основном зарубежными нефтяными компаниями. Впечатляют предполагаемые темпы иностранных инвестиций и объем использования отечественного оборудования в совместных нефтяных проектах (не менее 40%). Как показывает опыт, реализация таких программ затруднительна без использования единых общепризнанных стандартов на нефтепромысловое оборудование и услуги.
Главными особенностями системы стандартизации в нефтегазовой отрасли Казахстана является то, что до недавнего времени Казахстан не участвовал активно в работе международных организаций по стандартизации и использовал разработанные международные стандарты. Фонд стандартов ГОСТа Республики Казахстан составляют стандарты ГОСТа, в основном разработанные в 80-х годах и ориентированные на отечественную технологию того времени. В дальнейшем, как вы знаете, из-за отсутствия средств на разработку новой техники, технологии и стандартов к ним обновление фонда осуществлялось медленными темпами. Следует также отметить отсутствие нормативной базы для разработки морских месторождений. При этом действующее законодательство требует обязательного использования национальных стандартов и сертификации нефтепромыслового оборудования на соответствие их требованиям. При этом использование общепризнанных международных стандартов возможно только после их гармонизации/адаптации с действующими национальными стандартами.
Схематично возможные пути использования международных стандартов в Казахстане показаны на рис.1.
Основной способ предусматривает перевод стандарта, регистрацию в ГОСТе Республики Казахстан, экспертизу и окончательную его адаптацию/гармонизацию. В процессе гармонизации стандарта необходимо согласование всех несоответствий между техническими требованиями национального и международного стандартов. Как вы знаете, эта работа может потребовать значительных затрат времени, средств и затруднить реализацию проекта. Второй способ, названный пилотным способом, позволяет использовать международный стандарт для конкретного проекта в течение трех лет с момента его регистрации ГОСТом Республики Казахстан. Это частично решает проблему на первое время. Хотя в случае если зарегистрированный стандарт предусматривается использовать больше трех лет, а для нефтегазовых проектов этот период может составить более 20 лет, то он также должен быть адаптирован в Казахстане в общем порядке, что опять не решает проблемы. Третий способ предусматривает автоматическое принятие стандарта ГОСТом Республики Казахстан, если он уже адаптирован ГОСТом России. Таких стандартов на сегодняшний день — единицы.
Примерные затраты на адаптацию одного международного стандарта по проекту "Кашаган". Необходимое количество стандартов для разработки такого месторождения составляет 1000-1200. Средний объем одного стандарта порядка 100 страниц, при этом возможный разброс может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен страниц. Средняя стоимость перевода и регистрации стандарта составляет 5 тысяч евро даже без учета первоначально обсуждавшегося предложения по переводу документации также на казахский язык. Продолжительность перевода и регистрации одного стандарта — 3-4 месяца. Затраты времени на полную гармонизацию и адаптацию стандарта в среднем оцениваются в 12 месяцев, что включает в себя работу группы экспертов по составлению рабочего проекта гармонизированного стандарта, рассылку его для замечаний заинтересованным предприятиям и организациям, сбор замечаний, их согласование и подготовку окончательного проекта гармонизированного стандарта. Следует отметить, что в соответствии с соглашением на разработку месторождения все такие расходы относятся к доле Казахстана в этом проекте.
С учетом всего этого зарубежные нефтяные компании столкнулись с существенными трудностями при реализации своих проектов в этом регионе. Разработка месторождения Кашаган послужила началом широкого обсуждения необходимости изменения системы стандартизации в нефтегазовой отрасли Казахстана. Были показаны очевидные преимущества страны при переходе на широкое использование международных стандартов, основными из которых являются высокий технический уровень современных международных стандартов и возможность выхода национальных изготовителей нефтепромыслового оборудования на мировой рынок, одним из главных требований которого является переход на международные стандарты. Требование Правительства Казахстана по применению отечественного оборудования в совместных нефтяных проектах также указывает на необходимость использования международных стандартов. Следует отметить, что в настоящее время в Казахстане только одна компания официально использует де-факто международные стандарты при производстве нефтегазового оборудования, тогда как в Китае таких компаний уже 251. В России только 26.
После ряда обсуждений как с соответствующими правительственными органами Казахстана, так и с национальной организацией по стандартизации был организован в ГОСТе РК новый Технический комитет 33, соответствующий ТК 67 ИСО. Основными функциями его стали:
представлять интересы Казахстана в ТК 67 ИСО;
содействовать процессу адаптации международных стандартов в нефтегазовой отрасли;
участвовать в разработке международных стандартов в ТК 67 ИСО;
совершенствовать систему стандартизации в нефтегазовой отрасли.
Как следствие работы этого комитета с 2004 года Казахстан стал полноправным членом ИСО ТК 67. Совместно с Аджип КСО была разработана программа перевода с английского на русский язык и регистрации ряда международных стандартов для использования их по пилотной схеме, что позволило начать первую фазу разработки месторождения Кашаган. К настоящему времени переведены и зарегистрированы 76 международных стандартов и 59 находятся в работе.
ТК 33 заявил свою заинтересованность в разработке стандарта ИСО по морским нефтяным конструкциям в арктических условиях, а также в разработке новых стандартов по трубопроводному транспорту и технологическому оборудованию для нефтегазовой и нефтехимической промышленности. Новый проект 3183 по стальным трубам для трубопроводов разрабатывается во 2-ом Подкомитете ТК 67 ИСО, в котором созданы благоприятные условия для более широкого вовлечения национальных компаний в производство современного нефтегазового оборудования.
Несомненно, виден прогресс и понимание Правительством Казахстана проблем, стоящих перед международными нефтяными компаниями при реализации проектов в этом регионе. Но даже с учетом уже достигнутого необходимость гармонизации международных стандартов при их адаптации ставит под сомнение своевременное выполнение программы разработки такого месторождения, как Кашаган. В настоящее время обсуждается предложение Правительству Казахстана по ускорению этого процесса вплоть до принятия и адаптации международных стандартов без каких-либо изменений или с минимальными и обоснованными дополнениями к ним. Такая практика широко распространена на Западе, а также находит все большее понимание и в других нефтегазовых регионах мира. Как я понял из выступления китайской делегации на последнем пленарном заседании ТК 67 в сентябре этого года в Милане, такой подход к адаптации международных стандартов рассматривается также и в Китае.
На рис. 2 представлена новая организационная структура по стандартизации в нефтегазовой отрасли Казахстана, где ГОСТ РК делегировал свои полномочия по разработке и адаптации международных стандартов Техническому комитету 49, администрация которого осуществляется КИНГ.
В соответствии с утвержденным положением о ТК 49 основные направления деятельности комитета подразделены на подкомитеты, образованные на базе специализированных предприятий и организаций нефтегазовой отрасли. Подкомитетами ТК 49 являются: ПК 1, что соответствует ТК 67 ИСО, и ПК 2, что соответствует ТК 28 ИСО. Следует отметить, с одной стороны, достаточно обширную сферу деятельности нового комитета, a с другой стороны — возможность эффективной координации всех работ по стандартизации в нефтегазовой отрасли.
Для сравнения я хотел бы описать аналогичную работу итальянской национальной организации по стандартизации в нефтегазовой отрасли, членом дирекции которой я являюсь. Национальный комитет по стандартизации Италии UNI, не являясь коммерческой структурой, финансируется за счет продажи своей продукции, в основном стандартов, и услуг, а также частично из госбюджета на разработку межотраслевых национальных стандартов и координацию самостоятельных отраслевых организаций. Одной их таких отраслевых организаций является Ассоциация UNSIDER (всего 5-6 человек), аккредитованная UNI для работы по стандартизации в металлургической и нефтегазовой отраслях промышленности. Основной задачей этой ассоциации является координация участия своих членов в международных организациях по стандартизации. Всего членами UNSIDER являются порядка 150 компаний, которые и разделяют между собой относительно небольшие расходы этой ассоциации. В соответствии с Европейскими директивами UNSIDER по возможности не разрабатывает свои стандарты, а адаптирует европейские стандарты в качестве национальных документов без каких-либо изменений. Работа UNSIDER осуществляется через собрания и Интернет, обеспечивая консенсус между членами подкомитета. Если такой консенсус не обеспечивается, UNSIDER от имени Италии воздерживается при голосовании по международным проектам стандартов.
Координация работ по международной стандартизации в нефтегазовой промышленности как в UNSIDER, так и в группе ЕNI, преимущественно осуществляется с помощью вебсайта http://www.pngis.net/. Этот вебсайт является альтернативной разработкой официальным международным сайтам по стандартизации и сертификации в нефтегазовой промышленности. На нем представляются последняя информация по разрабатываемым и опубликованным стандартам, комментарии и необходимые материалы для их эффективного использования. Базы данных содержат тысячи страниц информации, полезной для разработки международных стандартов и в первую очередь для их практического применения.
В заключение хотелось бы отметить, что реализация совместных нефтяных проектов в Казахстане показала значимость международной стандартизации в этой области. Участие Казахстана в разработке международных стандартов и адаптация их без каких-либо изменений могут стать наиболее перспективным путем совершенствования национальной системы стандартизации. Следует отметить, что при решении этой задачи интересы Правительства Казахстана и зарубежных нефтяных компаний совпадают. Многое было сделано для понимания этого, и в первую очередь координатором работы по стандартизации в Agip KCO Рупертом Хейгет-Брауном. Очевидна также тенденция увеличения доли промышленности в финансировании стандартизации, т.е. расходы несут те, кто заявил о необходимости разработки и использования стандартов.
-
5 февраляМастер-класс
-
6-7 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
- Правительство РФ профинансирует строительство энергетической инфраструктуры для реализации инвестпроектов на Чукотке
- Комментарий эксперта Института "ПравоТЭК" по использованию вскрышных и вмещающих пород в качестве вторичного сырья
- Правительство РФ установило тарифную льготу на ввоз оборудования для производства малотоннажного сжиженного природного газа
- Правительство РФ направит около 250 млн руб. на восстановление электросетей в новых регионах
- Минэнерго России уточнило основания для внеплановых проверок
- Россия предъявила ФРГ претензии по расследованию подрыва "Северных потоков"
- Суд удовлетворил иск "Зарубежнефти" о взыскании с Euroclear $58 млн
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Финская Fortum инициировала разбирательство против России
- Россия и Турция обсудили сотрудничество в энергетике
- Минэнерго представило позицию России по энергопереходу на встрече G20
- Перспективы освоения Лаявожского и Ванейвисского месторождений в условиях геологических неопределенностей и рисков
- "Селигдар" получил на баланс запасы из нераспределенного фонда недр в Бурятии
- В Турции раскрыли подробности создания газового хаба с Россией
- Роман Маршавин назначен заместителем Министра энергетики РФ
- Михаил Мишустин назначил руководителем Роснедр Олега Казанова
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"
- Алексей Овечкин возглавил ООО "Газпром недра"