Пояснительная записка к проекту и проект федерального закона "Об экспорте газа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "Об экспорте газа"
Принципиальный подход к регулированию рынков природного газа, предлагаемый в настоящем законопроекте, заключается в признании за природным газом качества стратегически важного сырья, экспорт которого должен осуществляться через единый экспортный канал в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, предотвращения исчерпания ее невосполнимых природных ресурсов, оптимальной защиты фискальных интересов государства и соблюдения интересов энергетической безопасности страны.
В настоящее время регулирование объемов экспорта природного газа, за исключением поставок в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, полностью выведено из сферы государственного контроля.
В то же время единый экспортный канал существует в отношении ряда товаров стратегического значения (вооружение и военная техника, отдельные виды сырья, материалов, оборудования и технологий).
Правовой базой для подобного регулирования является глава 5 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государ- ственного регулирования внешнеторговой деятельности". В соответствии со статьями 26 и 32 указанной главы право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления организациям исключительного права на экспорт отдельных видов товаров, исходя из национальных интересов, включающих, в частности:
а) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов (если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления);
б) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
в) выполнение международных обязательств Российской Федерации.
Предполагается, что в отношении регулирования экспорта газа все указанные критерии удовлетворены.
Кроме того, регулирование экспорта природного газа путем назначения единого эффективного оператора исключит конкуренцию российских поставщиков за рубежом, которая может привести к значительному снижению экспортных цен на газ, и, таким образом, оптимально обеспечит как коммерческие интересы поставщиков, так и фискальные интересы государства.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в статью 13 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в части расширения перечня полномочий организации — собственника Единой системы газоснабжения.
Реализация законопроекта в случае его принятия не потребует дополни- тельных расходов из федерального бюджета.
Вносится депутатами Государственной Думы
В.А.Язевым, Ю.А.Липатовым, В.В.Жириновским,
Н.И.Сапожниковым, Н.М.Безбородовым,
И.Н.Харченко, Е.Н. Заяшниковым
Проект № 305993-4
Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования экспорта газа исходя из необходимости защиты экономических интересов Российской Федерации, исполнения международных обязательств по экспорту газа, обеспечения поступления доходов федерального бюджета и поддержания топливно-энергетического баланса Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении газа, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экспорте газа
1. Правовое регулирование экспорта газа осуществляется международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Требования настоящего Федерального закона не применяются к экспорту газа, произведенного в соответствии с соглашениями о разделе продукции, заключенными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 3. Исключительное право на экспорт газа
1. Исключительное право на экспорт газа предоставляется организации — собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации — собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов.
2. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа выдаются организациям, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.
Президент Российской Федерации
-
5 февраляМастер-класс
-
6-7 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
- Правительство РФ профинансирует строительство энергетической инфраструктуры для реализации инвестпроектов на Чукотке
- Комментарий эксперта Института "ПравоТЭК" по использованию вскрышных и вмещающих пород в качестве вторичного сырья
- Правительство РФ установило тарифную льготу на ввоз оборудования для производства малотоннажного сжиженного природного газа
- Правительство РФ направит около 250 млн руб. на восстановление электросетей в новых регионах
- Минэнерго России уточнило основания для внеплановых проверок
- Россия предъявила ФРГ претензии по расследованию подрыва "Северных потоков"
- Суд удовлетворил иск "Зарубежнефти" о взыскании с Euroclear $58 млн
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Финская Fortum инициировала разбирательство против России
- Россия и Турция обсудили сотрудничество в энергетике
- Минэнерго представило позицию России по энергопереходу на встрече G20
- Перспективы освоения Лаявожского и Ванейвисского месторождений в условиях геологических неопределенностей и рисков
- "Селигдар" получил на баланс запасы из нераспределенного фонда недр в Бурятии
- В Турции раскрыли подробности создания газового хаба с Россией
- Роман Маршавин назначен заместителем Министра энергетики РФ
- Михаил Мишустин назначил руководителем Роснедр Олега Казанова
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"
- Алексей Овечкин возглавил ООО "Газпром недра"