Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"Может быть три варианта использования средств стабфонда"

Интервью министра промышленности и энергетики Виктора Христенко газете "Время новостей"

- В правительстве разгорается дискуссия об использовании средств стабилизационного фонда сверх 500 млрд руб. Ваше министерство все же решило предложить направить их на государственные инвестиции. Почему?

- На мой взгляд, может быть три варианта использования средств стабфонда. Во-первых, речь идет о внутренних инвестициях в крупнейшие проекты в стратегических для государства отраслях. Конечно же в строительство инфраструктурных объектов (сетевые проекты в сфере электроэнергетики, связанные с ликвидацией узких мест в существующей системе, и прокладка трубопроводов на Востоке страны). Сюда можно отнести и строительство доступного жилья, и финансирование инвестиционных проектов в авиастроении, например RRJ. Причем эти средства могут выступать в качестве обеспечения по кредитам для в той или иной степени государственных компаний, которые и могут реализовывать эти проекты. То есть инвестиции могут происходить на возвратной основе. Во-вторых, мы говорим о тех же внутренних инвестициях, но уже в перспективные, наукоемкие отрасли. То же авиастроение, но не в серийное производство, а именно в конкретный проект конструкторской разработки того же истребителя пятого поколения. Тем более что в рамках бюджетного процесса государственное финансирование подобного рода работ, как правило, урезается. И средства стабилизационного фонда могли бы гарантировать их финансирование в необходимом объеме. В-третьих, это внешние инвестиции в конкретные проекты, которые могут представлять стратегический интерес для российской экономики.

- Министерство финансов, которое отвечает за бюджетный процесс, категорически против осуществления государственных инвестиций за счет средств стабилизационного фонда.

- Досрочное погашение внешних долгов плюс размещение в ценные бумаги развитых стран (именно такой путь предлагает глава Минфина Алексей Кудрин. -- Ред.) -- один из очевидных вариантов использования этих средств. Это самая понятная и простая конструкция, которая может применяться. Но только как вариант наряду с обоснованными госинвестициями, которые позволят экономике страны развиваться более динамично.

- Но у г-на Кудрина есть убойный аргумент. Одна из главных задач, стоящих перед правительством, -- снизить инфляцию, а использование стабфонда внутри страны, очевидно, даст ей толчок.

- Безусловно, к государственным инвестициям нужно подходить взвешенно и учитывать ограничения макроэкономического характера, ту же инфляцию. Важно не только удержать инфляцию, но и обеспечить необходимые темпы роста экономики, чему разумное использование средств стабфонда будет способствовать. Хотя еще раз подчеркну, что ограничения существуют объективно, и Россия не единственная страна в мире, которая с этим сталкивается. Классический пример -- Норвегия, которая очень сдержанно вкладывает средства из своего фонда будущих поколений во внутреннюю экономику, но все же инвестирует.

- Есть и другая проблема в сфере госинвестиций, о которой говорил вице-премьер Александр Жуков, назвавший их "рискованным" делом. Подбор проектов и управление ими вызывают у противников государственных вложений много вопросов.

- Такая проблема действительно существует. Мало реально подготовленных проектов, которые можно обсуждать и отстаивать. Я просто уверен, что предложить такие проекты труднее, чем найти для них деньги. Безусловно, Минпромэнерго не будет настаивать на вложении средств в сомнительные с экономической и управленческой точки зрения проекты. И прежде чем выйти на стадию выделения средств, придется организовать очень жесткий отбор проектов, которые должны быть абсолютно понятными, тщательно выверенными и иметь государственное значение.

- Не могли бы вы подробнее рассказать о предложениях направить часть средств стабфонда во внешние инвестиции. Чем это принципиально отличается от вложений в ценные бумаги иностранных государств?

- Мы не рассматриваем ценные бумаги других стран и компаний, для этого есть специальные органы, которые по этому поводу могут выдавать свои рекомендации. Я имею в виду внешние инвестиции в проекты, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие российской экономики. Например, та же самая инфраструктура в соседних странах под управлением российской компании (или в ее владении) может дать более высокую синергию в сфере экспорта ресурсов, а также более тесно связать рынки наших стран. Это может быть и трубопровод, и электрические сети, и отдельные производственные объекты. Та же Сангтудинская ГЭС, по которой правительства России и Таджикистана заключили соглашение. Такие госинвестиции (в качестве обеспечения длинных кредитных ресурсов, например) должны делаться исходя не только из экономических показателей, хотя речь не идет о вложениях в убыточные проекты, но и из геополитического эффекта.

Беседовал Алексей Гривач
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА