Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Почему не стоит ждать бума инвестиций в энергетику

10.12.2020

Вам, предводитель, пора уже лечиться электричеством!

По расчетам Минэнерго, нас ждет инвестиционный бум в области электроэнергетики. За этим утверждением стоят не просто слова, а дело. Предложение поправить закон о концессиях так, чтобы государство гарантированно выплачивало необходимую сумму валовой выручки частному инвестору (если он сам не сможет ее заработать), воплотилось в жизнь. Раньше такое правило распространялось на другие сферы — теплоснабжение, водоснабжение, переработку отходов. А вот электроэнергетика была лишена этой привилегии. Теперь закон принят, подписан президентом. Но вряд ли он обойдет ключевые препятствия для инвесторов и серьезно повысит привлекательность отрасли.

Инвестиции в государственную инфраструктуру всегда сопряжены с риском, это даже не обсуждается, такова жизнь. Особенно если речь идет о таких сферах, как ЖКХ или энергетика, где невозможно обеспечить самоокупаемость будущего проекта и нужно существенное финансирование от государства. Такие проекты связаны государственным регулированием цен (тарифов), которые обязательно согласовывать каждый год и рост которых  существенно ограничен. И даже если у вашей услуги в удаленном поселке высокий спрос, низкий тариф не даст обеспечить необходимую выручку.

С деньгами нужно расставаться легко, без стонов

Несмотря на то что Великая отечественная война давно в прошлом, временно-аварийно-восстановительный характер электроснабжения все еще взят за основу в непосредственной близости от городов-миллионников.

Пока финансирование концессий в распределенной генерации обусловлено двумя факторами. Во-первых, муниципальные единые теплоснабжающие организации (ЕТО) не получают необходимых инвестиций в развитие основных фондов — муниципальные субсидии сильно ограничены. Во-вторых, ежегодный рост тарифов на электроэнергию и тепло обеспечивает только поддержание текущего состояния основных фондов и замену наиболее аварийного оборудования.

Сейчас в России всего 53 концессионных проекта в сфере электроснабжения на 11,3 млрд руб., из них частных — 8,8 млрд руб. (данные платформы "Росинфра", с момента принятия закона о концессиях и до весны 2020 г.).  Большая часть создана на муниципальном уровне — 49 проектов, на региональном уровне — 4.

И вот к модернизации устаревшей дизельной генерации в регионах хотят более активно привлечь частного инвестора. Поправки предполагают, что концессионер сможет за свой счет модернизировать государственную электростанцию или электросеть, а взамен получить гарантированный размер валовой выручки на определенный срок.

Получение согласованного размера валовой выручки применяется только в тарифных концессиях, это существенное (обязательное) условие. Но на практике, когда вы идете согласовывать тариф в региональную энергетическую комиссию, тут и начинаются те самые "стоны".

Дело в том, что в понимании таких комиссий на местах вы должны согласовать валовую выручку, которая покроет "экономически обоснованные" затраты на деятельность организации и позволит достичь показателей эффективности. Но понимание экономической обоснованности у всех свое. И компания может просто не доказать, что затраты были необходимы. К тому же комиссия отталкивается в своих оценках от размера бюджета концедента, а не от обоснованных расходов концессионера.

Иными словами, пока со стороны как профильных органов, так и судебной практики есть общий подход, где концессионер получит "свое возмещение", но не всегда с учетом всех операционных и эксплуатационных расходов.

Когда инвестор получит свое возмещение — это уже вопрос второй. Определенно до конца концессионного соглашения, а средний срок таких соглашений — 15 лет. В то время как расходы концессионера начинаются гораздо раньше, как и выплаты кредитным организациям — они хотят получать проценты по оговоренному расписанию, без отсрочек.

Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже

Принятая поправка, без сомнения, упрощает жизнь будущим концессионерам в плане судебной практики. Раньше суды просто отказывались компенсировать валовую выручку, например, недополученную из-за недобора мощности потребителями. Не было прямого указания в законе, как для тех же ЖКХ-проектов. Теперь есть.

Это небольшое облегчение. Ведь инвестор идет в проект, чтобы получить прибыль, а не просто вернуть инвестиции. Поэтому поправки, обещающие, что государство поможет не уйти в минус, не слишком добавляют проектам привлекательности.

Именно зависимость от субъективного тарифного регулирования, неоднозначности трактовок, призрачности государственных гарантий, с яркими оттенками неконкурентной среды и приводит к ослаблению инвестиционного энергетического пыла на практике.

Но, как говорил великий комбинатор, не будем терять душевное равновесие, и поверим министерству, что принятые поправки — только начало.

Дарья Годунова, управляющий партнер "Пионеры ГЧП"

 

 

Источник: VTimes
Мероприятия:
<< Декабрь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ