Вам, предводитель, пора уже лечиться электричеством!
По расчетам Минэнерго, нас ждет инвестиционный бум в области электроэнергетики. За этим утверждением стоят не просто слова, а дело. Предложение поправить закон о концессиях так, чтобы государство гарантированно выплачивало необходимую сумму валовой выручки частному инвестору (если он сам не сможет ее заработать), воплотилось в жизнь. Раньше такое правило распространялось на другие сферы — теплоснабжение, водоснабжение, переработку отходов. А вот электроэнергетика была лишена этой привилегии. Теперь закон принят, подписан президентом. Но вряд ли он обойдет ключевые препятствия для инвесторов и серьезно повысит привлекательность отрасли.
Инвестиции в государственную инфраструктуру всегда сопряжены с риском, это даже не обсуждается, такова жизнь. Особенно если речь идет о таких сферах, как ЖКХ или энергетика, где невозможно обеспечить самоокупаемость будущего проекта и нужно существенное финансирование от государства. Такие проекты связаны государственным регулированием цен (тарифов), которые обязательно согласовывать каждый год и рост которых существенно ограничен. И даже если у вашей услуги в удаленном поселке высокий спрос, низкий тариф не даст обеспечить необходимую выручку.
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов
Несмотря на то что Великая отечественная война давно в прошлом, временно-аварийно-восстановительный характер электроснабжения все еще взят за основу в непосредственной близости от городов-миллионников.
Пока финансирование концессий в распределенной генерации обусловлено двумя факторами. Во-первых, муниципальные единые теплоснабжающие организации (ЕТО) не получают необходимых инвестиций в развитие основных фондов — муниципальные субсидии сильно ограничены. Во-вторых, ежегодный рост тарифов на электроэнергию и тепло обеспечивает только поддержание текущего состояния основных фондов и замену наиболее аварийного оборудования.
Сейчас в России всего 53 концессионных проекта в сфере электроснабжения на 11,3 млрд руб., из них частных — 8,8 млрд руб. (данные платформы "Росинфра", с момента принятия закона о концессиях и до весны 2020 г.). Большая часть создана на муниципальном уровне — 49 проектов, на региональном уровне — 4.
И вот к модернизации устаревшей дизельной генерации в регионах хотят более активно привлечь частного инвестора. Поправки предполагают, что концессионер сможет за свой счет модернизировать государственную электростанцию или электросеть, а взамен получить гарантированный размер валовой выручки на определенный срок.
Получение согласованного размера валовой выручки применяется только в тарифных концессиях, это существенное (обязательное) условие. Но на практике, когда вы идете согласовывать тариф в региональную энергетическую комиссию, тут и начинаются те самые "стоны".
Дело в том, что в понимании таких комиссий на местах вы должны согласовать валовую выручку, которая покроет "экономически обоснованные" затраты на деятельность организации и позволит достичь показателей эффективности. Но понимание экономической обоснованности у всех свое. И компания может просто не доказать, что затраты были необходимы. К тому же комиссия отталкивается в своих оценках от размера бюджета концедента, а не от обоснованных расходов концессионера.
Иными словами, пока со стороны как профильных органов, так и судебной практики есть общий подход, где концессионер получит "свое возмещение", но не всегда с учетом всех операционных и эксплуатационных расходов.
Когда инвестор получит свое возмещение — это уже вопрос второй. Определенно до конца концессионного соглашения, а средний срок таких соглашений — 15 лет. В то время как расходы концессионера начинаются гораздо раньше, как и выплаты кредитным организациям — они хотят получать проценты по оговоренному расписанию, без отсрочек.
Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже
Принятая поправка, без сомнения, упрощает жизнь будущим концессионерам в плане судебной практики. Раньше суды просто отказывались компенсировать валовую выручку, например, недополученную из-за недобора мощности потребителями. Не было прямого указания в законе, как для тех же ЖКХ-проектов. Теперь есть.
Это небольшое облегчение. Ведь инвестор идет в проект, чтобы получить прибыль, а не просто вернуть инвестиции. Поэтому поправки, обещающие, что государство поможет не уйти в минус, не слишком добавляют проектам привлекательности.
Именно зависимость от субъективного тарифного регулирования, неоднозначности трактовок, призрачности государственных гарантий, с яркими оттенками неконкурентной среды и приводит к ослаблению инвестиционного энергетического пыла на практике.
Но, как говорил великий комбинатор, не будем терять душевное равновесие, и поверим министерству, что принятые поправки — только начало.
Дарья Годунова, управляющий партнер "Пионеры ГЧП"