Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об информации о состоянии окружающей среды (экологической информации)) одобрен депутатами во втором чтении.
Законопроект разработан во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации в целях реализации статьи 42 Конституции РФ о доступности информации о состоянии окружающей среды.
Этот важный документ, подготовленный Минприроды России, прошел первое чтение в 2019 году. В последующий период он неоднократно рассматривался на заседаниях Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы РФ под председательством Владимира Бурматова и был существенно доработан.
Законопроект закрепляет термин "информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)", положения об обеспечении доступа к такой информации.
Отмечается, что экологическая информация является общедоступной и предоставляется на безвозмездной основе с учетом отдельных особенностей, предусмотренных законодательством.
Устанавливается перечень экологической информации, которая подлежит размещению госорганами в сети "Интернет" на своих официальных сайтах. Такой перечень является открытым и не ограничивается перечисленными в законопроекте сведениями, подлежащими размещению.
Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению Правил размещения и обновления экологической информации исполнительными органами власти различных уровней. В рамках этого документа планируется также конкретизировать перечень размещаемой информации.
Доступ к информации о состоянии окружающей среды возможен двумя путями. Во-первых, по запросам: в течение 30 дней заявителю направляются сведения, имеющиеся в распоряжении органа власти. Если запрашиваемые сведения ранее были опубликованы в сети Интернет, заявителю дается ссылка на источник опубликования. Во-вторых, в форме открытых данных, размещаемых органами государственной власти в сети Интернет в соответствии с перечнем.
Перечень соответствующей информации будет сформирован на основании предложений профильных федеральных органов исполнительной власти. Это могут быть данные ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды, исходные данные, не входящие в итоговый отчет, данные государственных реестров и т.д.