Правительство РФ одобрило проект энергетической стратегии до 2030 г.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. не просто раздвигает временные рамки предыдущей стратегии — она формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР).
ЭС-2030 подготовлена Межведомственной рабочей группой, насчитывающей около 150 специалистов из Российской академии наук, федеральных и региональных органов исполнительной власти, крупнейших энергетических компаний и ведуших отраслевых институтов.
Основные положения ЭС-2030 подлежат использованию при разработке и корректировке стратегий и программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации, Генеральных схем и программ развития отраслей ТЭК, а также комплексных программ по энергетическому освоению новых регионов. Также эти положения должны учитываться при подготовке и корректировке инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.
Реализация ЭС-2030, включая принятие решений о привлечении государственных средств, будет осуществляться в рамках утвержденных программных документов.
Министр энергетики РФ Сергей Шматко, представляя документ на заседании Правительства России, отметил, что главное в стратегии - не сами цифры, а приоритеты и ориентиры, задающие долгосрочный курс развития энергетического сектора.
За основу в ЭС-2030 приняты укрупненные прогнозные гипотезы социально-экономического развития.
Таким образом, в рамках ЭС-2030 задаются не траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в базовом прогнозном поле с учетом объективно существующих рисков. То есть курс развития задается не условными сценариями, а системой поэтапных целевых индикаторов. Основное целевое содержание выделенных в ЭС-2030 этапов характеризуется переходом от преодоления кризисных явлений к интенсивному посткризисному развитию.
При этом соблюдается принцип преемственности предыдущей Энергостратегии. Неизменной остается система стратегических ориентиров государственной энергетической политики — энергетическая безопасность, экономическая (бюджетная) эффективность, экологическая безопасность энергетики и энергетическая эффективность экономики.
В сфере энергоэффективности намечается не менее чем двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП, кратный рост объема энергосервисных услуг, ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК, 10%-ное снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными и доведение ежегодного объема экономии энергоресурсов по сравнению с современным уровнем до 300 млн. тонн условного топлива в год (с использованием не менее 75% существующего потенциала организационного и технологического энергосбережения).
В новой Энергостратегии разработаны проекты "дорожных карт" развития по всем основным направлениям, предложены индикаторы их поэтапной реализации.
Глобальный характер энергетических вопросов, а также объективная значимость российского ТЭК в мировой энергетике предопределяют особую роль внешней энергетической политики страны. Ее стратегической целью является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.
Диапазон прогнозных оценок роста к 2030 г. производства и внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по сравнению с существующим уровнем составляет: для производства ТЭР — 26-36%; для внутреннего потребления ТЭР — примерно в полтора раза больше (39-58%). Соотношение объемов экспорта и внутреннего потребления ТЭР уменьшится при этом с 0,88 до 0,62-0,72.
Развитие нетопливной энергетики — атомной, возобновляемой, включая гидроэнергетику — является одной из важных стратегических инициатив ЭС-2030. Это обусловлено необходимостью ограничения нагрузки на экологию со стороны предприятий ТЭК, а также перспективной стабилизацией уровней добычи углеводородов.
Также будут развиваться новые возобновляемые источники энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) — к концу периода годовой объем производства электроэнергии на их базе составит не менее 80-100 млрд кВт/ч., т.е. вырастет более чем на порядок. К концу третьего этапа долю нетопливных источников в производстве электроэнергии предусматривается увеличить с 32% (2008 г.) до 38%.
Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Такая тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта.
Развитие отраслей ТЭК, возобновляемых источников энергии, централизованного теплоснабжения, локальной энергетики и энергосбережения потребует крупных инвестиций — как прогнозируется, в период до 2030 года средний ежегодный объем инвестиций в реализацию мероприятий ЭС-2030, включая развитие отраслей ТЭК и сферы энергоснабжения (теплоснабжение, энергосбережение, ВИЭ, автономное энергоснабжение) возрастет более чем в полтора раза и составит около 60 трлн.рублей. При этом более половины общего объема инвестиций приходится на третий этап реализации Энергостратегии.
Энергостратегия задает главный курс развития российского энергетического сектора до 2030 года. Уточнение курса по составу и срокам реализации мероприятий, финансовым ресурсам и ограничениям должно осуществляться в рамках разрабатываемых на основе ЭС-2030 программных документов. Кроме того, для сопоставления фактических результатов государственной энергетической политики с индикаторами "дорожной карты" и прогнозными показателями развития и функционирования ТЭК, будет вестись систематический опережающий мониторинг ЭС-2030. Ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о мониторинге Энергостратегии будет также включать предложения о первоочередных нормативных правовых актах, необходимых для ее реализации.
"В совокупности, предложенные меры позволят осуществлять адаптивную корректировку текущих ориентиров государственной энергетической политики при сохранении ее главной целевой направленности - максимально эффективного использования природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций", - заявил Министр энергетики РФ Сергей Шматко.
-
5 февраляМастер-класс
-
6-7 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
<< | Август, 2009 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
- Сырьевая база свинца и цинка России. Региональные особенности освоения и перспективы развития по 2040 г.
- Техногенные ресурсы остродефицитного минерального сырья и возможности их реализации в пределах Уральского региона
- Состояние и основные направления развития Системы формирования отраслевого фонда материальных носителей первичной геологической информации о недрах
- Методические требования к инструментарию оценки достоверности разведанных запасов угля
- Об экспертизе проектов геологического изучения недр и особенностях составления проектов на подземные воды
- Особенности корпоративного управления в юниорных компаниях
- Основные и попутные полезные компоненты комплексного минерального сырья: технологические и экономические проблемы их добычи и реализации
- Правовые проблемы, связанные с привлечением третьих лиц к выполнению горных работ на участке недр на основании договора подряда
- Перспективы мирового рынка лития
- Минерально-сырьевая база сурьмы России: состояние и перспективы развития