Мажилисмен РК предлагает восстановить в Казахстане налог недропользователей на сверхприбыль
В запросе напоминается, что ранее при заключении контракта на основании технико-экономических расчетов устанавливались налоги недропользователей, исходя из расчетной прибыльности месторождения. При этом для мелких и средних месторождений устанавливались более низкие ставки налогов недропользователей. В результате, отмечает мажилисмен, "государство получало объемы добычи на низкорентабельных месторождениях, на которые при иных условиях не шли инвесторы".
"В случае резкого роста цен на сырье или иные факторы, положительно влияющие на рентабельность месторождения, для недропользователя устанавливались дополнительные рычаги налогообложения в виде взимания налога на сверхприбыль", - напомнил он.
"То есть налогообложение недропользователей учитывало индивидуальные особенности месторождения, такие как запасы, наличие инфраструктуры, доступ к рынкам и. т.д.", - говорится в запросе.
Также А. Бекенов отмечает, что для привлечения инвесторов в горнодобывающую и нефтегазовую отрасли государство не взимало данный налог первые годы разработки недр на низкорентабельных месторождениях. Но через несколько лет, обеспечив возврат вложенных инвестиций, получив внутреннюю норму прибыли свыше 20%, компании должны были перечислять в бюджет налог на сверхприбыль. "При этом было предусмотрено, что в случае получения достаточно высокой прибыли недропользователь обязан был уплачивать этот налог по прогрессивным ставкам", - уточняется в запросе.
При этом депутат подчеркнул, что государство, передав большинство месторождений в конце ХХ столетия, ожидало запланированный основной приток налогов на сверхприбыль спустя 5 - 8 лет. Но Казахстан не получил запланированных поступлений денежных средств в виде налога на сверхприбыль.
"Как раз в это время, в 2009 г., был отменен режим налоговой стабильности, и недропользователи начали уплачивать налоги, в том числе и налог на сверхприбыль по текущему законодательству. При этом были изменены механизм расчета и налогооблагаемая база для уплаты этого налога. Если контрактом предусматривалось взимание налога исходя из принципов возвратности инвестиций и рентабельности деятельности недропользователя за весь период действия контракта, то по новой схеме - по годовой рентабельности", - отметил депутат.
Он также подчеркнул, что поправки в Налоговый кодекс были крайне выгодны крупным недропользователям. "На мой взгляд, основной целью внесения изменений в Налоговый кодекс РК являлось, может быть, нежелание крупных недропользователей, получивших к этому времени достаточно высокую прибыль, начать уплачивать налог на сверхприбыль в достаточно больших размерах", - заявил он.
"Можно отметить, что именно в эти годы в бюджет республики стали поступать огромные суммы налога. Так, если взять отчеты Министерства финансов, можно увидеть, что размеры поступлений налога на сверхприбыль оказались сопоставимы с поступлением других бюджетообразующих налогов", - подчеркивается в запросе.
"На первый взгляд, государство в общем не потеряло поступлений налогов, однако, как видится, выросла, и притом существенно, налоговая нагрузка на мелкие и средние предприятия, а крупные предприятия под аккомпанемент выступлений об увеличении ставок НДПИ фактически прекратили начисление и уплату налога на сверхприбыль", - говорится в запросе.
Мажилисмен отмечает, что, если проанализировать общий объем уплаченных налогов в целом по крупному недропользователю (налоговую нагрузку), можно с уверенностью сказать о его значительном снижении". "Подтверждением тому могут служить слова председателя Налогового комитета о том, что новый Налоговый кодекс предоставляет недропользователям больше возможностей получения дохода", - подчеркнул он.
По мнению депутата, "в случае сохранения существующего положения, потери государства могут быть сопоставимы с размерами нескольких годовых бюджетов страны, а потери Казахстана уже на сегодня составляют сотни миллиардов тенге".
"C целью исправления данной ситуации считаю необходимым внести в статьи Налогового кодекса изменения и восстановить отмененный механизм расчета налога на сверхприбыль, действовавший до 2004 г.", - заявил депутат.
В своем запросе он также предложил создать межведомственную рабочую группу с привлечением независимых экспертов и на базе отчетов нескольких недропользователей просчитать реальную налоговую нагрузку предприятий недропользователей в режиме налогообложения, действующих до введения нового Налогового кодекса и после.
"На основании вышеизложенного, убедительно прошу Вас, уважаемый Карим Кажимканович, принять исчерпывающие меры по исправлению создавшейся ситуации и предотвращению экономических потерь государства", - говорится в депутатском запросе премьер-министру.
-
5 февраляМастер-класс
-
6-7 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
<< | Январь, 2011 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
- Сырьевая база свинца и цинка России. Региональные особенности освоения и перспективы развития по 2040 г.
- Техногенные ресурсы остродефицитного минерального сырья и возможности их реализации в пределах Уральского региона
- Состояние и основные направления развития Системы формирования отраслевого фонда материальных носителей первичной геологической информации о недрах
- Методические требования к инструментарию оценки достоверности разведанных запасов угля
- Об экспертизе проектов геологического изучения недр и особенностях составления проектов на подземные воды
- Особенности корпоративного управления в юниорных компаниях
- Основные и попутные полезные компоненты комплексного минерального сырья: технологические и экономические проблемы их добычи и реализации
- Правовые проблемы, связанные с привлечением третьих лиц к выполнению горных работ на участке недр на основании договора подряда
- Перспективы мирового рынка лития
- Минерально-сырьевая база сурьмы России: состояние и перспективы развития