15 сентября 2015 года, проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (т.н. "четвертый антимонопольный пакет") был одобрен Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении.
Разработанный ФАС России законопроект подготовлен во исполнение "дорожной карты" по развитию конкуренции и антимонопольного регулирования и в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он предусматривает сокращение административных ограничений для бизнеса и снижение государственного участия в экономике.
Как сообщил руководитель ФАС России Игорь Артемьев, законопроект, в частности предоставляет право Правительству РФ устанавливать Правила недискриминационного доступа (ПНД) на высококонцентрированных рынках, что позволит сделать доступ потребителей к монопольным рынкам открытым и понятным.
"Еще один аспект "четвертого антимонопольного пакета", направленный на открытость и прозрачность деятельности антимонопольной службы — это подробная регламентация процедуры рассмотрения антимонопольных дел. Развитие процессуальных норм приведет к существенному повышению обоснованности принимаемых решений", — отметил Игорь Артемьев.
18 сентября 2015 года "четвертый антимонопольный пакет" будет рассмотрен в третьем чтении.
Кроме того, в первом чтении был принят "антикризисный" законопроект, который разработан в соответствии в целях реализации пункта 25 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Проект поправок предусматривает введение иммунитета в отношении злоупотребления доминирующим положением для хозсубъектов с выручкой менее 400 млн руб. и соглашений между участниками одного рынка (кроме картелей и запрещенных "вертикальных" соглашений) для хозяйствующих субъектов с совокупной выручкой менее 400 млн руб.
Стоит отметить, что иммунитеты не будут касаться естественных монополий, финансовых организаций и компаний с государственным участием.
Кроме того, законопроект предусматривает сокращение оснований проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства. Так, проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться после согласования с органами прокуратуры. Исключения составят проверки по выявлению картелей. Для них сохранится существующий порядок "внезапных" проверок.