Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Закон Республики Казахстан "О безопасности и охране труда"

Закон вступает в силу через месяц, 01 мая 2004 года. Долгожданный закон уже сейчас вызывает множетсво споров среди специалистов. Как в реальности будут применяться статьи законы покажет практика.

Общая характеристика Закона
В целом, новый Закон более эффективно, на наш взгляд, регламентирует вопросы безопасности и охраны труда, поскольку Закон 1993 года, принятый еще во время действия Кодекса законов о труде КазССР от 21 июля 1972 года, содержал положения, противоречащие и не соответствующие действующему законодательству РК.
Новый Закон в отличие от Закона 1993 года содержит объемный перечень основных понятий, используемых в этом нормативном документе, некоторые из понятий являются новыми, например, "мониторинг безопасности и охраны труда", "общественный инспектор по охране труда" и другие.

Закон направлен на обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также устанавливает основные принципы государственной политики в области безопасности и охраны труда.
Закон регламентирует такие положения, как государственное управление в области безопасности и охраны труда, организация безопасности и охраны труда, предоставляет гарантии прав работников на безопасность и охрану труда, определяет права и обязанности работника и работодателя в области безопасности и охраны труда, предусматривает контроль за соблюдением законодательства РК о безопасности и охране труда.

Положительной чертой Закона является его лучшая по сравнению с Законом 1993 года структурированность и логическая взаимосвязанность, закрепление основных направлений и принципов в области безопасности и охраны труда, отвечающих реалиям настоящего времени, четкое разграничение полномочий Правительства РК и уполномоченного органа.

Необходимо отметить, что одним из главных отличий нового Закона от Закона 1993 года является то, что он исключил главу, устанавливающую ответственность за нарушения законодательных и иных нормативных актов по охране труда, поскольку эти вопросы в настоящее время регулируются иными законодательными актами, а именно, Уголовным кодексом РК, Гражданским кодексом РК, Кодексом РК "Об административных правонарушениях", Законом "О труде в РК".

Государственное регулирование
В соответствии с новым Законом несколько изменилась система государственных органов Республики Казахстан, регулирующих отношения в сфере безопасности и охраны труда.
Значительно расширено законодательное регулирование в отношении полномочий государственных органов - этой теме посвящена отдельная глава Закона (глава 2), в которой четко разграничены полномочия правительства уполномоченного органа и его территориальных подразделений.

В соответствии с новым Законом государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда осуществляют Правительство РК, уполномоченный орган и его территориальные подразделения, а также уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности (вместо государственного комитета РК по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору — Госгортехнадзор) и иными уполномоченными органами.
Таким образом, перечень органов, осуществляющих государственное управление, контроль и надзор, в Законе не исчерпывающий.

Гарантии прав работников на безопасность труда
В соответствии с Законом работодатель при приеме на работу с вредными и опасными условиями труда обязан предупредить работника о возможности возникновения профессионального заболевания.

Закон запрещает применение труда женщин и лиц, не достигших восемнадцати лет, а также лиц, которым эти работы противопоказаны по состоянию здоровья, на тяжелых физических работах и работах с вредными (особо вредными), опасными (особо опасными) условиями труда. Данное положение, на наш взгляд, является прогрессивным, поскольку Закон 1993 года только ограничивал применение труда указанных лиц при создании определенных условий, но не запрещал.

Законом предусматривается закрепление в нормативных правовых актах порядка и сроков проведения обучения, инструктирования, проверки знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда. Указанные мероприятия проводятся работодателем за счет собственных средств.

Права и обязанности работника и работодателя в области безопасности и охраны труда
Закон подробно регламентирует права и обязанности работника и работодателя в области безопасности и охраны труда. Предусматривается, что индивидуальным трудовым либо коллективным договором с учетом специфики деятельности организации и видов работ, наличия источников повышенной опасности могут быть предусмотрены дополнительные обязанности работодателя.

Организация безопасности и охраны труда
Закон обязывает работодателя в целях обеспечения соблюдения требований безопасности и охраны труда в производственных организациях с численностью более пятидесяти работников создать службу безопасности и охраны труда, которая по своему статусу приравнивается к основным производственным службам.

Контроль за соблюдением законодательства РК о безопасности и охране труда
Государственный контроль за соблюдением Закона и иных нормативных правовых актов о безопасности и охране труда осуществляется уполномоченными органами и их территориальными подразделениями. Закон предусматривает не исчерпывающий перечень прав государственных инспекторов, а также обязанности. Действие (бездействие) государственного инспектора могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу уполномоченного органа или в суд, однако обжалование не приостанавливает исполнения выданных им актов.

Общественный контроль осуществляет общественный инспектор по охране труда, назначаемый профсоюзным органом организации, а при его отсутствии — общим собранием работников. В соответствии с Законом 1993 года эта должность имела название "уполномоченный по охране труда". Отметим, что общественный инспектор обладает более широкими полномочиями, в том числе осуществлять проверки за соблюдением нормативных правовых актов РК о безопасности и охране труда в организации, вносить по итогам проверки предложения об устранении выявленных нарушений норм законодательства, участвовать в комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по безопасности и охране труда в организации, и другие.

в начало

<< Апрель, 2004 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
ДОСЬЕ СОБЫТИЙ